Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийВакансии

Все вакансии




Реклама


Главная / Новости медицины и фармации

07.02.2013 12:07

В основе ДМС должна быть схема разделения финансовых рисков

VI Форум МОД «Движение против рака», прошедший в Москве 4-5 февраля, собрал многочисленных ученых и специалистов разных профилей. Очередное заседание форума было посвящено финансово-экономической составляющей лечения и профилактики этого заболевания.

Один из центральных докладов подготовила Лариса Попович, директор института экономики здравоохранения Высшей школы экономики:

На форуме главными обсуждаемыми темами стали нехватка лекарств и пренебрежение ранней диагностикой. Но хочу обратить ваше внимание на еще один важный аспект: о праве пациентов на получение необходимой помощи, которую пообещало правительство. По данным Росздравнадзора, количество фактов нарушения прав граждан при получении лекарственных средств, в том числе — получении препаратов с истекшим сроков действия, огромно.

Сегодня все субъекты РФ активно включились в разработку «Стратегии здравоохранения-2025». Уверена, что первое, что сегодня необходимо сделать – разработать модель лекарственного страхования, которая позволит повысить доступность препаратов. Все говорили о необходимости наведения порядка в финансировании обязательств, которые переданы в регионы.

Количество льготников постоянно снижается, деньги в регионы почти не поступают. Число граждан, имеющих право на льготы и реально получающих услуги по постановлению №890 — о государственной поддержке развития медицинской промышленности — отличается в разы! План не выполнен нигде, а в Северо-Кавказском округе выполняется на 10%. Это и говорит о так называемой «доступности» лекарственных средств, при которой уровень обеспеченности онкологическими препаратами очень низкий.

Повышение их доступности крайне важно в стране, в которой за чертой бедности находится 16 % населения. Именно эта часть общества остро нуждается в оказании бесплатной медицинской помощи и льготах на получение лекарственных средств. Именно эта часть формирует тот показатель ожидаемой продолжительности жизни, который отбрасывает нас на самые низкие позиции в Европе. При этом у нас средняя стоимость упаковки лекарств в несколько раз выше, чем, скажем, в Белоруссии.

Включение лекарственного обеспечения в программу страхования, обеспечения государственными гарантиями – хорошая идея. Но пока она не подкреплена экономически. Если посмотрим динамику обеспечения медицинского страхования в 2012 году, то увидим, что уровень дефицита госгарантий даже в отсутствие программы лекарственного страхования очень высок — 72 субъекта РФ имели дефицит. В этом году мы ожидаем 53 дефицитных субъекта. То есть, это число практически не уменьшается. Каких величин достигнет дефицит, если мы включим в эту программу лекарственное страхование, я даже не возьмусь предположить.

Когда граждан спрашивают, какими приоритетами должно руководствоваться правительство при разработке стратегических направлений своих действий, то 64% говорят, что необходимо обеспечить повышение доступности ЛС. На втором месте — оснащение медицинских учреждений. Сегодня население страны достаточно осведомлено о появлении в мире новых эффективных лекарств и технологий, которые ведут к удорожанию медицинской помощи, но при этом сопровождаются серьезным улучшением результатов лечения. И в первую очередь это касается лечения онкозаболеваний.

Общее количество молекул для производства онкопрепаратов, которые разрабатывают ученые разных стран – около 10 тысяч. Огромные финансовые вложения делают США, Япония, ЕЭС. Сегодня известен 3081 препарат онкологического направления. Кроме этого, активно развиваются биотехнологические препараты.

Что происходит у нас в стране по сравнению с другими странами? В России по онконозологиям доступно 10 молекул из 22 существующих в мире. В Германии тоже 10, в США – 17. В принципе, мы можем говорить о доступности лечения инновационными препаратами. Понятно, что онкология – это такой раздел, в котором развитие науки и технологий будет идти довольно быстро. Поэтому неизбежно будут расти и расходы на здравоохранение. Об увеличении этих расходов уже заявили практически все страны.

Надо в корне менять подход к системе добровольного медицинского страхования. Сегодня она целиком ориентирована только на маржинальную деятельность, получение прибыли страховыми компаниями. ДМС не включает онкологию, да и многие другие тяжелые заболевания выкидывает в государственный сектор, а ведь они могут возникнуть у любого. В основу всех решений правительства должны быть положены интересы пациента.

В основе должна быть новая схема – схема разделения рисков. То есть, первоначально должны выявляться потребности пациентов, для которых подбираются максимально подходящие препараты, потом — переговоры с производителями о закупке, о конкурсе, о цене. Они включаются в систему мониторинга, оценки медтехнологий. Таким образом, происходит разделение финансовых рисков.

Это тот самый подход, который позволит оптимизировать расходы, совместить их с интересами пациента.

Речь идет о том, что та система ценового регулирования, которая есть сегодня в России, оказывается неэффективной ни в одном секторе здравоохранения, приводит к «вымыванию» с рынка дешевых препаратов. Это стало очевидным, когда ввели контроль за ЖНВЛП, и ввели процентное регулирование оптово-розничной надбавки. Эти меры сразу же привели к тому, что увеличилась цена на препараты, не входящие в ЖНВЛП, и тут же исчезли дешевые препараты. Мы об этом предупреждали. Но то, что в секторе онкопрепаратов происходит сегодня — увеличение цены на порядок со снижением объема, — говорит о том, что ситуация, которую мы выпустили на региональный уровень, никак не регулируется. Казалось бы, тендеры должны были снижать уровень цен. А они выросли минимум в 5-6 раз!

У каждой системы есть свои плюсы и минусы. Когда скопом ко всем препаратам применяется одна методика, то неизбежно дешевые дженерики подтягиваются до уровня дорогих дженериков, до средней цены референтного возмещения. И таким образом вымываются рынки оригинальных препаратов. Нужна система разделения рисков, чтобы обеспечить приход инновационных препаратов. У нас нет ограничений и разделения. Мы пытаемся сейчас понятным языком донести до специалистов, какие риски могут быть и спрогнозировать их. Мы стараемся представить минимально плохие. Эти идеи внесены на обсуждение в систему «Открытое правительство» — систему механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Сейчас создается Экспертный совет путем краудсорсинга. Надеюсь, он поможет донести эти идеи до правительства. Я оптимистка, и верю в то, что нам удастся сделать вполне сбалансированную систему настраивания ценового регулирования.



Ключевые слова: ДМС, схема разделения финансовых рисков




Последние новости

 
Эстония секвенирует ДНК более 10% жителей страны

Эстония секвенирует ДНК более 10% жителей страны

Проект был запущен в этом году в честь 100-летия Эстонской Республика. На сбор образцов и секвенирование ДНК 100 тыс. добровольцев будет направлено 5 млн евро.
22.05.2018
Генеральным директором Teva в России станет Эрик Рош

Генеральным директором Teva в России станет Эрик Рош

Эрик Рош заменит Анну Ярвиц, которая покинула компанию, приняв решение продолжить карьеру за пределами Teva.
22.05.2018
Кудрин призвал увеличить расходы на здравоохранение

Кудрин призвал увеличить расходы на здравоохранение

Недофинансирование на нормативное обеспечение россиян услугами здравоохранения составляет порядка 600 млрд рублей.
22.05.2018

Мероприятия

     2018
След. год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.