Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Новости медицины и фармации

07.11.2012 00:00

С чего начать внедрение GMP на предприятии?

В следующем, 2013 г. исполнится 50 лет со дня появления первых правил GMP. Подходящий случай оглянуться назад и оценить путь, пройденный мировой фармпромышленностью в части внедрения этих правил.

Авторами данной статьи являются А.П. Мешковский, доцент кафедры организации производства и реализации лекарственных средств ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Миндздрава России, эксперт ВОЗ и Н.В. Пятигорская, доцент кафедры организации производства и реализации лекарственных средств ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Миндздрава России, д.ф.н.

Как известно, первые правила GMP появились в США в 1963 г. Они были разработаны сотрудниками контрольно-надзорной службы: Администрацией по пищевым продуктам и лекарствам (FDA) на основании Федерального Акта (закона) о пищевых, лекарственных и косметических товарах (FD&CA) 1938 года. Публикация этого нормативного акта в юридической газете Правительства США “Федеральный регистр” придала ему статус, сравнимый с законодательными требованиями в других странах.

По современным меркам это был короткий документ: всего две страницы мелкого шрифта, что примерно соответствует 4-5 страницам в привычном нам формате. Для сравнения текст текущей версии Руководства по GMP Евросоюза, вместе с приложениями, занимает несколько сот страниц.Правила GMP в той или иной форме признаны в 140 государствах мира.

Перечислим основные позиции первых правил GMP. Правила требовали, чтобы здания, в которых лекарства производятся, обрабатываются, упаковываются, маркируются и т.п., содержались в чистом и аккуратном состоянии. Здания должны быть подходящего размера, конструкции и местоположения для того, чтобы облегчать обслуживание и операции, для которых они предназначены. Требовалось предусмотреть освещение и вентиляцию, средства для мытья, санобработки, хранения одежды и т.п.

Отмечалось, что оборудование должно облегчать обслуживание (наладку, очистку) и выполнение операций, для которых оно предназначено. Поверхности, приходящие в соприкосновение с лекарствами, не должны вступать в реакцию, отдавать или адсорбировать вещества.

Требования в части персонала и компонентов излагались весьма лаконично. Ключевой персонал должен был иметь соответствующую предварительную подготовку. Компоненты было необходимо идентифицировать, хранить, осматривать, анализировать и иным образом контролировать так, чтобы обеспечить их соответствие необходимым стандартам.

Правила не содержали специального раздела, посвященного документации. В этом плане имелись отдельные положения. Так, для каждого препарата требовалось подготовить, утвердить и датировать ответственным лицом мастер-копию производственного документа. Последний должен был включать полную пропись на каждый объем серии, производственные и контрольные инструкции, процедуры, спецификации, а также специальные указания и предупреждения, которым необходимо следовать. Для каждой произведенной серии препарата было необходимо составить досье производства и контроля.

Досье должно содержать точное воспроизведение соответствующей мастер-копии производственного документа, проверенной и утвержденной уполномоченным лицом.
Значительное внимание было уделено производственным и контрольным процедурам, которые должны были включать все разумные предосторожности для обеспечения того, чтобы производимое лекарство характеризовалось надлежащими подлинностью, количественным содержанием и чистотой. Критические операции должны были проверяться вторым ответственным лицом. Все емкости и оборудование требовалось четко маркировать. Предусматривался адекватный внутрипроизводственный контроль и подведение материально баланса, т.е. сверка теоретического выхода с реально полученным.

Процессы упаковки и маркировки должны были контролироваться с тем, чтобы предотвратить перепутывание продукции путем физического разделения операций, проверки репрезентативной выборки единиц готовых препаратов и т.п. Предписывалось принимать особые меры против микробного загрязнения стерильных препаратов.

В разделе “Лабораторный контроль” указывалось на необходимость установления адекватных спецификаций и процедур анализа для каждого компонента и для готовых препаратов, а при необходимости и для полупродуктов. Предусматривалась проверка воспроизводимости, правильности и прецизионности процедур лабораторного анализа, т.е. говоря современным языком, проведения валидации аналитических методик.

Правила требовали сохранять архивные образцы от каждой серии, а также полную документацию в отношении отгрузки каждой серии и записи о всех письменных или устных жалобах. Производитель был обязан изучать стабильность компонентов и готовых лекарств; при необходимости надлежало проверять стабильность лекарственных препаратов в процессе их производства.

Приведенное выше перечисление показывает, что первые правила GMP содержали бoльшую часть современных требований. Вместе с тем отдельные положения, которые в настоящее время рассматриваются как важнейшие, были добавлены в последующие годы. Это касается валидации технологических и вспомогательных процессов, роли Уполномоченных лиц в значении, определенном Евродирективами 83, 94 и др., а также связи правил с условиями регистрации препаратов. Именно эти разделы были выделены в качестве ключевых элементов Европейских правил GMP в 2007 г. на конгрессе FIP в Пекине в докладе председателя секции промышленной фармации д-ра А. Сам.

Еще одной характерной особенностью современных правил GMP является наличие большого пакета приложений (порядка 20 документов), содержащих дополнительные требования или уточнения в отношении отдельных видов лекарственных препаратов или определенных аспектов производства и контроля качества. Первые правила GMP не содержали приложений.

Может возникнуть вопрос о происхождении этих правил, т.е. о том, откуда взят материал для их составления. В этой связи отметим, прежде всего, что многие положения правил заимствованы из аптечной практики. Действительно, требования в отношении чистоты помещений, аккуратности в работе, маркировки всех емкостей и сосудов и т.п. отражают принципы т.н. “фармацевтического порядка”. Однако в правилах GMP эти принципы адаптированы к заводским условиям. Здесь, очевидно, сотрудники FDA использовали наработки своих северных соседей. В Канаде еще в 1957 г. были выпушены рекомендации по обеспечению качества лекарственных средств в процессе их промышленного производства.

Еще один вопрос, который может возникнуть при ознакомлении с текстом первых правил GMP: почему и каким образом объем требований в этой сфере возрос практически в сто раз в сравнении с первым нормативом? Представляется важным дать правильный ответ на него, поскольку длительное время навязывались ложные представления на этот счет. Чаще всего возникновение и развитие правил GMP трактовались с позиций вульгарного марксизма, как проявление империалистической экспансии за счет удушения конкурентов.

Наиболее ясный ответ на этот вопрос дает британский специалист Дж. Шарп, один из основателей концепции GMP. Он сформулировал правило поднимающейся спирали (“спираль Шарпа” – см. рисунок). Это правило можно пояснить следующим образом. На одном предприятии отрасли вводится элемент совершенствования технологии, контроля или организации производства, направленный на повышение качества продукции. Другие предприятия начинают копировать данное улучшение. Информация об этом поступает в контрольно-разрешительную систему (через инспекторов или иным образом). После того, как примерно половина производителей добровольно ввела усовершенствование, контрольно-разрешительная система повышает планку официальных требований до уровня, достигнутого передовиками.

Регуляторы при этом исходят из принципа, известного благодаря Булгакову: “осетрина не может быть второй свежести”. Применительно к нашему сектору принцип гласит, что на лекарственном рынке не могут обращаться препараты второго сорта, т.е. пониженного уровня качества. Это принуждает вторую половину производителей вводить то же усовершенствование. Далее тот же или другой производитель вводит новое усовершенствование, после чего весь цикл повторяется. Тот же механизм действует применительно к регистрационным, фармакопейным и иным требованиям, касающимся обеспечения эффективности, безопасности и фармацевтических аспектов качества продукции.

Если перейти от истории GMP к современным проблемам, то важным представляется ответ на вопрос: с чего начать внедрение правил GMP на предприятиях отрасли. Многие работники отечественной фармпромышленности полагают, что начать внедрение GMP на действующем предприятии проще всего с оценки ситуации (GAP анализ) с помощью самоинспектирования. На первый взгляд это представляется логичным. Проблема, однако, в том, что для этого на предприятии должна существовать действенная программа самоинспектирования, которая является элементом уже внедренных правил GMP. Иначе говоря, такой подход напоминает метод барона Мюнхгаузена по вытаскиванию самого себя из трясины за волосы.

Следует отметить, что в нормативных документах по GMP мало указаний относительно процесса самоинспектирования и методики внутренних обследований. Частично для восполнения этого пробела могут использоваться документы ИСО по аудитам систем качества с учетом специфики фармацевтического производства. Не случайно, очевидно, в нормативных и методических документах по GMP появились формулировки “самоинспектирование и/или аудиты систем качества”.

Уточним в этой связи, что первоначально аудит означал заслушивание сторон по итогам проверки, например, в бухгалтерской практике. Затем этот термин стал употребляться в смысле проверки, часто неофициальной, но углубленной. В настоящее время термин “аудит” используется в разных значениях. Более широкое толкование его приведено в документе ВОЗ: Auditing – независимая и объективная деятельность, рассчитанная на добавление стоимости и совершенствование операций данной организации за счет помощи ей в достижении своих целей с использованием систематического, основанного на установленном порядке подхода к оценке и повышению эффективности менеджмента рисков, контроля и общего управления процессами. (Good distribution practices for pharmaceutical products. In: WHO TRS 937, Geneva, 2006, Annex 6).

В фармацевтической отрасли под аудитами понимают чаще всего аудиты качества. В Австралии– это официальное инспектирование по GMP со стороны государственного регуляторного органа (TGA). В других случаях аудит это разновидность самоинспектирования с акцентом на поиск слабых мест в
системе качества и иногда с привлечением специалистов со стороны. Это может быть синонимом самоинспектирования, в особенности в случаях привлечения к проверке независимых экспертов.

Основным источником опыта для группы самоинспектирования предприятия должна быть практика работы официальных (государственных) инспекторов по GMP. У них аудиторам следует перенимать стиль и манеру общения с проверяемыми, учиться распределять время между компонентами обследований (осмотр помещений, изучение документации, беседы с работниками), выбирать документы для углубленного анализа и т.п.

В этой связи представляется необходимым еще раз повторить известный тезис о том, что наиболее эффективным инструментом внедрения правил GMP на национальном уровне является государственный инспекторат по GMP. Такой орган должен быть укомплектован высоко квалифицированными специалистами и функционировать в соответствии с четкими правилами. В этих условиях группы самоинспектирования предприятий смогут перенимать опыт государственных инспекторов и на этой основе добиваться соблюдения правил GMP на всех участках производства.

Если же в стране нет профессионально подготовленных государственных инспекторов по GMP, предприятиям отрасли не у кого учиться методике самоинспектирования. Мог бы помочь опыт других фирм, в том числе зарубежных. Для этого необходимо участвовать в конгрессах, конференциях, симпозиумах, в т.ч. в рамках международных организаций (ВОЗ, FIP и др.).

В индустриальных странах существенную помощь новым предприятиям отрасли в части организации работы по правилам GMP, на уже созданных предприятиях, оказывают коммерческие консалтинговые фирмы. Важной формой помощи в этом плане можно считать предлицензионные аудиты качества, позволяющие выявить нарушения правил. Кадровый состав таких фирм формируется из специалистов, получивших опыт работы по GMP в транснациональных корпорациях или навыки инспектирования в ведущих в мире регуляторных агентствах. В Новых Независимых Государствах консалтинговые фирмы есть, однако их доступ к источникам опыта и знаний в части нематериальных аспектов GMP (промышленная фармация, идеология обеспечения качества, документация, инспектирование) весьма ограничен.

По этой, очевидно, причине акцент в этих государствах делается на технических средствах фармпроизводства: здания, чистые помещения, технологическое оборудование, КИП, инженерные системы и т.п. Проблема, однако, в том, что “железобетонная” часть GMP может принести ожидаемую отдачу лишь находясь в руках квалифицированного персонала или под его надзором.

Из изложенного выше со всей очевидностью вытекает необходимость подготовки и повышения квалификации специалистов отрасли на всех уровнях, начиная от сотрудников надзорно-контрольных органов и до санитарки-уборщицы на фармфабрике. В дискуссионных и в какой-то мере в провокационных целях можно было бы высказать следующий тезис: “Начинать внедрение GMP на предприятии следует с приглашения на работу Уполномоченного лица”. Если это сделано правильно, все остальное, в т.ч. проектирование, строительство, монтаж, комиссионинг, квалификация и валидация и вплоть до выпуска серий готовой продукции также будет сделано lege artis – согласно законов искусства.

Н.В. Пятигорская:

Вопрос наличия квалифицированных кадров при производстве лекарственных средств сегодня стоит очень остро. Согласно стратегии “Фарма-2020”потребность в высококвалифицированных кадрах, необходимых для реализации инновационного сценария развития фармацевтической отрасли, покрыта только на 10%. В разделе 3 “Проблемы фармацевтической отрасли” отмечено наличие дефицита высококвалифицированных кадров для фармацевтической отрасли и практическое отсутствие подготовки таких кадров для современного фармпроизводства и индустриальной науки, а также низкая ориентированность ВУЗов на восприятие к обучению новым направлениям науки и технологии, постоянно появляющимся в мире.

Постановлением правительства Российской Федерации 17 февраля 2011 г. №91 утверждена Федеральная целевая программа “Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”, целью которой является переход фармацевтической промышленности на инновационную модель развития. Среди основных задач программы обозначена задача кадрового обеспечения перехода отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития.

В целях реализации с 2011 года нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалистов, задействованных в медицинской и фармацевтической промышленности, потребуется разработка современных образовательных программ послевузовского и дополнительного профессионального образования по современным технологиям производства лекарственных средств (в том числе с использованием потенциала имеющихся на территории Российской Федерации фармацевтических кластеров). Основным отличием данных программ должна являться их ориентированность на подготовку специалистов, востребованных предприятиями медицинской и фармацевтической промышленности с учетом их инновационного развития.

В современной российской фармацевтической промышленности наблюдается острая нехватка как штатных специалистов фармацевтических заводов, так и экспертов по фармацевтическому проектированию, контролю качества и аудиторах GMP.

Правила GMP уделяют особое внимание вопросам пригодности персонала. Грамотное распределение человеческих ресурсов крайне важно для любого предприятия, и это особенно критично для фармацевтической отрасли. Неадекватная численность персонала, незнание сферы деятельности и отсутствие необходимой квалификации могут быть причинами ошибок, приводящих к производству продукта, не соответствующего требованиям нормативной документации. Современные стандарты специально обращают внимание на вопрос ресурсов, устанавливая обязанность организации определить и выделить персонал, необходимый для функционирования системы качества.

Например, Уполномоченное лицо должно иметь необходимую предварительную подготовку в области:

- разработки и регистрации препаратов,
- переноса технологии (отчет о разработке),
- проектирования и строительно-монтажных работ,
- валидации, включая квалификацию оборудования,
- производства,
- контроля качества,
- управления кадрами, включая их подготовку.

Также существует необходимость в улучшении профессиональной базы современных выпускников фармвузов для гарантии того, что они могут быть жизнеспособными на мировом рынке и в будущем.

Одной из общих тенденций развития человеческого общества является осознанное распознавание и управление инновациями путем комбинирования обучения, науки и технологии. Фармспециалистам в инновационном обществе необходимо обладать:

- способностью и готовностью к непрерывному обучению, постоянному усовершенствованию и самообучению, а также профессиональной мобильности;
- способностью к критическому мышлению;
- способностью к оценке риска, креативности, способности и готовности работать в команде и в высоко конкурентной атмосфере;
- всесторонним владением иностранными языками как коммуникативными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность легко общаться на английском языке в профессиональной сфере и повседневной обстановке.



Последние новости

Увольнения связаны также с прогнозируемым снижением прибыли на территории США из-за потери патентной защиты на некоторые лекарственные препараты.
Снижение ожидаемой продолжительности жизни, произошедшее в первый раз с 1993 года, связано с повышением смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, несчастных случаев и передозировки наркотиков.
Правительство предусмотрит в федеральном бюджете на 2017–2019 годы средства на введение программы риск-шеринга, в рамках которой фармкомпании будут возвращать стоимость неэффективного лечения.
Помимо прочих на размещение EMA претендуют Испания, Франция, Польша, Италия, Дания и Ирландия.
Компания Biogen представила новые данные по клиническим исследованиям адуканумаба. Целью испытаний была оценка безопасности, переносимости, фармакокинетики, фармакодинамики и клинической эффективности препарата.

Мероприятия

     2016
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.