10.07.2012 15:11

Систему доставки ЛС сделали из белка подсолнечника

Новое средство доставки лекарств в человеческом организме разработали ученые из университета Пенсильвании, США (Chemical and Biomolecular Engineering, University of Pennsylvania, Philadelphia). Транспортные везикулы – наночастицы, представляющие собой пузырьки, внутри которых содержится доставляемое вещество. В организме это стандартная форма перемещения макромолекулярных соединений и их комплексов из одних органов в другие. Группа ученых под руководством Даниела Хаммера (Daniel A. Hammer) создала искусственные везикулы на основе белка олеозина, найденного в семенах подсолнечника. Отчет о работе опубликован в журнале PNAS.

На протяжении нескольких лет исследовательская группа искала белок, который был бы биологически совместимым с человеческими клетками, был бы доступен для работы с помощью методов генной инженерии, и мог бы формировать везикулы, и такой белок был найден. Путем нескольких генетических манипуляций была создана рекомбинантная форма молекулы, в которой одна половина является гидрофильной, а другая – гидрофобной. Структура молекулы полученного белка подобна структуре поверхностно-активных соединений, содержащихся, к примеру, в мыле. Однако в отличие от обычных соединений такого типа, формирующих однослойные пузырьки, полученный белок может формировать везикулы, образованные двойной стенкой, подобные липосомам. И внутрь, и наружу обращаются гидрофильные части, а гидрофобные образуют контакт между стенками. Поскольку большинство лекарств водорастворимы, ученые ищут именно такое средство доставки.

Поскольку белок взят из природного источника, употребляемого в пищу, ученые надеются, что не будет проблем с биологической совместимостью. Добавление в структуру аминокислотных остатков, чувствительных к изменению рН, дает возможность контролировать сборку и разборку транспортных везикул, позволяя обеспечить адресную доставку лекарств в организме.

Источник: Univadis.ru