04.07.2012 16:47

Микрофлора кишечника играет роль в иммунном ответе на вирусную инфекцию

В онлайн-версии журнала Immunity опубликована работа, посвященная формированию иммунной системы с участием микрофлоры кишечника. Работу провела группа авторов под руководством докторов Андреаса Дифенбаха и Стефани Ганал (Andreas Diefenbach and Stephanie Ganal, Institute of Medical Microbiology and Hygiene of the Freiburg University Medical Center).

Две группы мышей заражали различными вирусами. При этом одна группа мышей имела здоровую микрофлору кишечника, а другая – аксеническая – без бактерий в кишечнике. Такие мыши получаются либо после агрессивной обработки антибиотиками, либо путем специального выращивания в стерильной среде. Иммунный ответ на вирусную инфекцию у аксенических мышей происходил со значительной задержкой и заболевание протекало тяжелее. Если же мышам в данной экспериментальной группе кишечную микрофлору восстанавливали, параметры иммунного ответа возвращались к норме.

Исследователи изучили молекулярные причины явления. Оказалось, аксенические мыши не вырабатывали медиаторы воспаления - интерфероны I типа - в ответ на вирусную инфекцию. В норме это происходит с участием дендритных клеток. В описываемом эксперименте было показано, что бактерии, живущие в кишечнике, держат дендритные клетки в постоянном тонусе, и они остаются активными и готовыми к любым инфекциям. Гены, ответственные за синтез интерферонов I типа, экспрессируются быстрее. Ученые обнаружили, что разница в экспрессии генов лежит на эпигенетическом уровне – модификация гистонов в группах дендритных клеток значительно отличалась.

Авторы работы отмечают, что это первые экспериментальные данные о том, как условия жизни, соблюдение гигиенических правил, лечение антибиотиками могут оказывать прямое влияние на функции иммунной системы.

Univadis.ru