01.08.2011 14:10

Биологи обнаружили средство против всех типов вируса гриппа А

Ученые нашли в крови больного свиным гриппом ранее неизвестный тип антител, которые могут нейтрализовать все разновидности вируса гриппа типа А (в том числе птичий и свиной) — дальнейшее его изучение и клинические испытания позволят разработать лекарство для лечения и профилактики этой разновидности гриппа, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Группа биологов под руководством Джона Скехела (John Skehel) из Национального института медицинских исследований в Лондоне обнаружила антитело FI6, которое одинаково эффективно нейтрализует все разновидности вируса гриппа А. Это антитело связывается с особым участком в гемагглютинине — ключевом белке оболочки вируса, при помощи которого он прикрепляется к клетке и заражает ее. Критическая важность этого участка в процессе прикрепления к клетке обеспечивает высокую сохранность этой белковой цепочки между штаммами вируса. Ежегодно эпидемии гриппа уносят жизни многих тысяч больных. Борьба с гриппом осложняется тем, что есть три разновидности этого вируса — А, В и С, в силу чего достаточно сложно предсказать, какой вид вируса получит наибольшее распространение в следующем году. Кроме того, вакцинация позволяет выработать иммунитет лишь к одному или нескольким штаммам вируса гриппа.

Наиболее опасны вирусы гриппа, относящиеся к типу А. Разновидности этого вируса делятся на группы А1 и А2 в зависимости от состава белковой оболочки вируса, определяющий механизм заражения клеток организма-хозяина. К первой группе относится вирус «свиного» гриппа, ко второй — вирусы «птичьего» гриппа. Вирусы внутри каждой группы могут серьезно отличаться по своему устройству, и организму, как и производителям вакцин, приходится приспосабливаться к новым штаммам гриппа каждый год. На сегодняшний день ученые открыли несколько антител — в частности антитела CR6261 и CR8020, которые нейтрализуют большую часть вирусов одной из двух групп, но при этом малоэффективны против вирусов другой группы.

При попадании вируса гриппа в организм человека иммунная система начинает вырабатывать множество различных антител, пытаясь «подобрать» ключ для нейтрализации гемагглютинина. После того, как такой «ключ» был найден, иммунные клетки перестают вырабатывать другие разновидности антител и переключаются на выпуск нужного антитела. Джон Скехел и его коллеги использовали тот же самый механизм. Биологи выращивали популяции иммунных клеток, полученных из крови больных гриппом. Каждая культура клеток синтезировала только один тип антител. Ученым пришлось перебрать 104 тысячи образцов, прежде чем они обнаружили антитело FI6.

Образец крови, из которого были выделены эти антитела и синтезирующие их клетки, был получен в 2009 году от одного из больных свиным гриппом H1N1. Как пишут ученые, данное соединение способно связываться и нейтрализовать все 16 базовых разновидностей гемагглютинина, который присутствует в оболочках всех штаммов гриппа типа А. FI6 связывается с ключевым участком белка и мешает его связыванию с участками клеточной оболочки. Исследователи разработали на его основе более эффективное и безопасное антитело FI6-v3, действенность которого они проверили на нескольких популяциях мышей и хорьков, зараженных свиным и птичьим гриппом.