Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Пользуетесь ли вы интернетом на работе?





  

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Вакансии фармкомпанийВакансии

Все вакансии




Реклама


Главная / Новости медицины и фармации

06.09.2010 15:03

Относительно запрета рекламы БАДов в Украине

Председателю Антимонопольного
комитета Украины
Костусеву А.А.

Первому заместителю
Председателя Антимонопольного комитета
государственному уполномоченному
Кравченко Ю.Г.

Относительно запрета рекламы БАДов
 
Уважаемые Алексей Алексеевич и Юрий Григорьевич!

От имени Ассоциации производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых продуктов и лечебно-профилактических косметических средств (далее - Ассоциация) и компаний-членов Ассоциации свидетельствуем Вам свое уважение и желаем успехов.

Наша организация является международной общественной организацией и успешно работает в Украине с 2006 года. Одной из главных задач нашей Ассоциации является представительство и защита интересов иностранных и отечественных производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых продуктов и лечебно-профилактических косметических средств, работающих в стране.

Среди компаний-членов Ассоциации находятся представители разных стран мира, лидирующих в соответствующих сферах деятельности. Эти компании предоставляют рабочие места сотням и тысячам гражданам Украины и открывают им возможности профессионального развития, основанного на международной практике.

В последнее время вопрос о запрете рекламы биологически-активных добавок и лекарственных средств возникает все чаще и беспокоит членов Ассоциации, поскольку такой запрет грозит закрытием и потерей работы многим гражданам Украины и другими негативными последствиями, которые трудно спрогнозировать.

31 августа 2010 Антимонопольный комитет Украины во главе с председателем Комитета Костусевым А.А., провел открытые слушания по указанному вопросу с участием представителей Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, Минэкономики, Минздрава, Госпотребстандарта, а также профессиональных ассоциаций, объединений и ОАО «Фармак», ЗАО НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод».

По результатам мероприятия Комитет решил официально обратиться к Кабинету Министров и Комитету Верховной Рады по вопросам здравоохранения с предложением внести соответствующие изменения в Закон Украины «О рекламе». Для наработки детализированных изменений предложено создать рабочую группу из специалистов Комитета, Минэкономики, Минздрава, Госпотребстандарта и представителей рынка фармацевтики. Запрет рекламы медикаментов и биологически активных добавок в СМИ поддержали все участники слушаний за исключением представителя Ассоциации производителей, операторов рынка специальных продуктов питания и лечебно-профилактических косметических средств.

После выражения участниками мероприятия своих мнений к вице-президенту Ассоциации Климчуку В.В. обратился первый заместитель председателя Комитета - государственный уполномоченный Кравченко Ю.Г. с просьбой предоставить Комитету описание конкретных мероприятий, которые Ассоциация считает необходимым принять для улучшения ситуации, создавшейся на рынке лекарственных средств, особенно биологически-активных добавок.

Во исполнение взятых на себя обязательств предоставления такой информации, члены Ассоциации считают необходимым указать на следующее в отношении биологически активных добавок.

 На сегодня в действующем законодательстве Украины существуют все юридические механизмы и рычаги по регулированию рынка рекламы биологически активных добавок, и отсутствию необходимости полного запрета рекламы БАДов путем принятия соответствующих законопроектов или внесение изменений в Законы Украины.

Указанное выше подтверждается следующим.

Действующее украинское законодательство не содержит официального термина «биологически активные добавки». Законодательно закрепленный термин содержится в ст. 1 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» N 771/97-ВР от 23 декабря 1997, где указано, что диетическая добавка это витаминные, витаминно-минеральные или травяные добавки отдельно и/или в сочетании в форме таблеток, порошков, принимаемые перорально вместе с пищей или добавляются к пище в пределах физиологических норм для дополнительного в сравнении с обычным питанием употребления этих веществ; диетические добавки также содержат или включают различные вещества или смеси веществ, в том числе протеин, углеводы, аминокислоты, съедобные масла и экстракты растительных и животных материалов, считающихся необходимыми или полезными для питания и общего здоровья человека»;

Таким образом, можно сделать вывод, что диетическая добавка, или БАД не является лекарственным средством, поскольку официальное толкование термина «лекарственное средство» предоставляется в статье 2 Закона Украины «О лекарственных средствах» (№ 123/96-ВР от 4 апреля 1996), указывающей, что лекарственные средства это вещества или их смеси природного, синтетического или биотехнологического происхождения, применяемые для предупреждения беременности, профилактики, диагностики и лечения заболеваний людей или изменения состояния и функций организма.

К лекарственным средствам относятся: действующие вещества (субстанции);
готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты); гомеопатические средства; средства, используемые для выявления возбудителей болезней, а также борьбы с возбудителями болезней или паразитами; лекарственные косметические средства и лекарственные добавки к пищевым продуктам;

В указанном Законе ни разу не упоминается термин «добавка» или «диетическая добавка».

Пункт 2 статьи 21 Закона Украины «О рекламе» прямо указывает, какие именно лекарственные средства запрещены: Запрещается реклама лекарственных средств, которые употребляются и распространяются только по предписанию (рецепту) врача.
Часть 1 ст. 39 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» запрещает рекламу пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок без предварительного согласования ее текста с центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, однако Положение о Министерстве здравоохранения  Украины, которое утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 02.11.2006 г. № 1542 не предусматривает полномочий Министерства, как центрального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, по согласованию текстов рекламы.

Таким образом, возникает пробел в законодательстве, когда в Законе указано, что центральный орган должен согласовывать, а в положении о МЗ полномочия относительно процедуры согласования текстов рекламы отсутствуют вообще.
Также, ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрено порядка, документов, сроков и т.д., необходимых для согласования текста объявления.

Статьей 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» четко прописано случаи информации вводящей в заблуждение.

Итак, если реклама БАДов или разрешенных к рекламе лекарственных средств вводит в заблуждение, существует механизм запрета распространения именно такой рекламы, используя именно те законодательные, нормативно-правовые и административные рычаги уже существующих в действующем законодательстве Украины.

Главой 5 ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции» определены виды ответственности, процедура наложения штрафов, возмещения ущерба, изъятие товаров и опровержения неправдивых, неточных или неполных сведений.

Ст. 52 ЗУ «О защите экономической конкуренции» четко прописывает процедуру и размеры штрафов налагаемых на нарушителя.

Кроме значительных финансовых санкций в. 54 ЗУ «О защите экономической конкуренции» и ст. статьи 164-3, 166-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность.

Следовательно, механизм запрета рекламы уже существует. Отсутствует механизм воплощения в практику указанных норм законов.

Как уже указывалось выше, часть 1 ст. 39 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» запрещает рекламу пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок без предварительного согласования его текста с центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Но ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрено порядка, документов, сроков и т.д., необходимых для согласования текста объявления.

На основании вышеизложенного, Ассоциация предлагает:

1. Не вводить тотальный запрет на рекламирование пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок.

2. Министерству здравоохранения во исполнение положений статьи 39 ЗУ «О безопасности и качестве пищевых продуктов» разработать и довести до сведения всех участников рынка «Положение о процедуре согласования рекламы пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок». Данный документ должен содержать четкий порядок, перечень необходимых документов, и устанавливать сроки, в течение которых проводится согласование рекламы.

3. Запретить средствам массовой информации размещать рекламные материалы без предоставления заказчиками рекламы разрешения установленной формы на текст (объявления, изображения и др.).

4. Ввести персональную ответственность представителей СМИ за размещение такой рекламы без соответствующего пакета документов и разрешения установленного образца, что позволяет рекламирование пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок

Прогноз относительно негативных последствий от введения запрета на рекламу

Негативные последствия от введения запрета рекламы пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок почувствуют, в первую очередь, отечественные производители-работодатели и их рабочие – участники рынка диетических добавок, поскольку значительно сократятся объемы производства добавок и, на фоне финансового кризиса, производители вынуждены будут свернуть производство, что в свою очередь повлечет сокращение количества рабочих мест, которые были на предприятиях, а также поступления в государственный бюджет в виде налогов и отчислений.

Более того, существует большая вероятность того, что рынок диетических добавок, как отечественных производителей, так и зарубежных поставщиков, уйдет «в тень», поскольку только реклама таких диетических добавок дает возможность производителям и поставщикам продвигать и продавать свой продукт. Не будет рекламы - не будет рынка, контролируемого государством. Последствия перехода рынка диетических добавок «в тень» могут быть гораздо страшнее и опаснее, чем сложившаяся сейчас ситуация с вводящей в заблуждение рекламой. Отсутствие всякого контроля со стороны государства приведет к неконтролируемому увеличению смертей и ухудшению здоровья нации.

Запрет рекламы диетических добавок также скажется на добросовестных производителях, которые и так придерживаются требований, предъявляемых к диетическим добавкам отечественным законодательством. Теневой рынок добавок как не соблюдал никаких законов, так и не будет их соблюдать впредь. Более того, количество тех, кто продает диетические добавки в обход закона, резко возрастет. И спрос на такие диетические добавки неизбежно будет расти. А где растет спрос, там будет расти и предложение - это законы рынка, и с ними не поспоришь. В случае полного лишения граждан официальной информации о диетических добавках, они будут получать информацию от тех недобросовестных распространителей, которым вообще никакие законы не писаны.

Мы будем признательны Вам за рассмотрение указанного письма и принятия во внимание предложений, предоставленных в нем, а также за возможность встретиться и обсудить этот важный вопрос более детально. Пожалуйста, еще раз примите уверения в нашем глубоком уважении и пожелания успеха.

В случае возникновения любых вопросов или комментариев относительно этого письма, просим Вас обратиться к нам. Мы надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества с Вами в будущем.


С уважением,

Президент «Ассоциации производителей,
разработчиков и операторов
рынка специальных пищевых продуктов
и лечебно-профилактических
косметических средств» Е.Ю. Шевчук

Новости медицины и фармации от Ремедиум

Ключевые слова: письмо, запрет, реклама, БАД, Украина


Последние новости

Статус «Московский врач» можно получить по нескольким специальностям, если выполнены стандартные условия по наличию действующего сертификата, места работы и профессионального стажа. Дополнительные надбавки к окладу в размере 15 тысяч рублей ,удут выплачиваться за каждую специальность, по которой кандидат получил статус «Московский врач».
Оценки состояния системы здравоохранения в обществе в целом сегодня невысоки: 9% дают положительные оценки, 52% - отрицательные, еще 37% - «удовлетворительные».
К концу этого года ведомство завершит основную работу над геоинформационной системой, которая позволит определить, где в стране не хватает поликлиник и больниц.
Компании «Фарм-Синтез.Lab» удалось достичь договоренности о поставках с индийским дистрибьютором Esente Healthcare и двумя вузами в Турции - университетами Анкары и Стамбула.
В США одобрено лекарственное средство эмицизумаб (emicizumab), способное сократить число кровотечений при гемофилии А на 87%. Регистрационное удостоверение было выдано компании Genentech.

Мероприятия

     2017
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3


Подписка


Реклама


Для смартфона