Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийВакансии

Все вакансии




Реклама


Главная / Новости медицины и фармации

06.09.2010 15:03

Относительно запрета рекламы БАДов в Украине

Председателю Антимонопольного
комитета Украины
Костусеву А.А.

Первому заместителю
Председателя Антимонопольного комитета
государственному уполномоченному
Кравченко Ю.Г.

Относительно запрета рекламы БАДов
 
Уважаемые Алексей Алексеевич и Юрий Григорьевич!

От имени Ассоциации производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых продуктов и лечебно-профилактических косметических средств (далее - Ассоциация) и компаний-членов Ассоциации свидетельствуем Вам свое уважение и желаем успехов.

Наша организация является международной общественной организацией и успешно работает в Украине с 2006 года. Одной из главных задач нашей Ассоциации является представительство и защита интересов иностранных и отечественных производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых продуктов и лечебно-профилактических косметических средств, работающих в стране.

Среди компаний-членов Ассоциации находятся представители разных стран мира, лидирующих в соответствующих сферах деятельности. Эти компании предоставляют рабочие места сотням и тысячам гражданам Украины и открывают им возможности профессионального развития, основанного на международной практике.

В последнее время вопрос о запрете рекламы биологически-активных добавок и лекарственных средств возникает все чаще и беспокоит членов Ассоциации, поскольку такой запрет грозит закрытием и потерей работы многим гражданам Украины и другими негативными последствиями, которые трудно спрогнозировать.

31 августа 2010 Антимонопольный комитет Украины во главе с председателем Комитета Костусевым А.А., провел открытые слушания по указанному вопросу с участием представителей Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, Минэкономики, Минздрава, Госпотребстандарта, а также профессиональных ассоциаций, объединений и ОАО «Фармак», ЗАО НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод».

По результатам мероприятия Комитет решил официально обратиться к Кабинету Министров и Комитету Верховной Рады по вопросам здравоохранения с предложением внести соответствующие изменения в Закон Украины «О рекламе». Для наработки детализированных изменений предложено создать рабочую группу из специалистов Комитета, Минэкономики, Минздрава, Госпотребстандарта и представителей рынка фармацевтики. Запрет рекламы медикаментов и биологически активных добавок в СМИ поддержали все участники слушаний за исключением представителя Ассоциации производителей, операторов рынка специальных продуктов питания и лечебно-профилактических косметических средств.

После выражения участниками мероприятия своих мнений к вице-президенту Ассоциации Климчуку В.В. обратился первый заместитель председателя Комитета - государственный уполномоченный Кравченко Ю.Г. с просьбой предоставить Комитету описание конкретных мероприятий, которые Ассоциация считает необходимым принять для улучшения ситуации, создавшейся на рынке лекарственных средств, особенно биологически-активных добавок.

Во исполнение взятых на себя обязательств предоставления такой информации, члены Ассоциации считают необходимым указать на следующее в отношении биологически активных добавок.

 На сегодня в действующем законодательстве Украины существуют все юридические механизмы и рычаги по регулированию рынка рекламы биологически активных добавок, и отсутствию необходимости полного запрета рекламы БАДов путем принятия соответствующих законопроектов или внесение изменений в Законы Украины.

Указанное выше подтверждается следующим.

Действующее украинское законодательство не содержит официального термина «биологически активные добавки». Законодательно закрепленный термин содержится в ст. 1 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» N 771/97-ВР от 23 декабря 1997, где указано, что диетическая добавка это витаминные, витаминно-минеральные или травяные добавки отдельно и/или в сочетании в форме таблеток, порошков, принимаемые перорально вместе с пищей или добавляются к пище в пределах физиологических норм для дополнительного в сравнении с обычным питанием употребления этих веществ; диетические добавки также содержат или включают различные вещества или смеси веществ, в том числе протеин, углеводы, аминокислоты, съедобные масла и экстракты растительных и животных материалов, считающихся необходимыми или полезными для питания и общего здоровья человека»;

Таким образом, можно сделать вывод, что диетическая добавка, или БАД не является лекарственным средством, поскольку официальное толкование термина «лекарственное средство» предоставляется в статье 2 Закона Украины «О лекарственных средствах» (№ 123/96-ВР от 4 апреля 1996), указывающей, что лекарственные средства это вещества или их смеси природного, синтетического или биотехнологического происхождения, применяемые для предупреждения беременности, профилактики, диагностики и лечения заболеваний людей или изменения состояния и функций организма.

К лекарственным средствам относятся: действующие вещества (субстанции);
готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты); гомеопатические средства; средства, используемые для выявления возбудителей болезней, а также борьбы с возбудителями болезней или паразитами; лекарственные косметические средства и лекарственные добавки к пищевым продуктам;

В указанном Законе ни разу не упоминается термин «добавка» или «диетическая добавка».

Пункт 2 статьи 21 Закона Украины «О рекламе» прямо указывает, какие именно лекарственные средства запрещены: Запрещается реклама лекарственных средств, которые употребляются и распространяются только по предписанию (рецепту) врача.
Часть 1 ст. 39 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» запрещает рекламу пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок без предварительного согласования ее текста с центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, однако Положение о Министерстве здравоохранения  Украины, которое утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 02.11.2006 г. № 1542 не предусматривает полномочий Министерства, как центрального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, по согласованию текстов рекламы.

Таким образом, возникает пробел в законодательстве, когда в Законе указано, что центральный орган должен согласовывать, а в положении о МЗ полномочия относительно процедуры согласования текстов рекламы отсутствуют вообще.
Также, ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрено порядка, документов, сроков и т.д., необходимых для согласования текста объявления.

Статьей 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» четко прописано случаи информации вводящей в заблуждение.

Итак, если реклама БАДов или разрешенных к рекламе лекарственных средств вводит в заблуждение, существует механизм запрета распространения именно такой рекламы, используя именно те законодательные, нормативно-правовые и административные рычаги уже существующих в действующем законодательстве Украины.

Главой 5 ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции» определены виды ответственности, процедура наложения штрафов, возмещения ущерба, изъятие товаров и опровержения неправдивых, неточных или неполных сведений.

Ст. 52 ЗУ «О защите экономической конкуренции» четко прописывает процедуру и размеры штрафов налагаемых на нарушителя.

Кроме значительных финансовых санкций в. 54 ЗУ «О защите экономической конкуренции» и ст. статьи 164-3, 166-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность.

Следовательно, механизм запрета рекламы уже существует. Отсутствует механизм воплощения в практику указанных норм законов.

Как уже указывалось выше, часть 1 ст. 39 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» запрещает рекламу пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок без предварительного согласования его текста с центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Но ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрено порядка, документов, сроков и т.д., необходимых для согласования текста объявления.

На основании вышеизложенного, Ассоциация предлагает:

1. Не вводить тотальный запрет на рекламирование пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок.

2. Министерству здравоохранения во исполнение положений статьи 39 ЗУ «О безопасности и качестве пищевых продуктов» разработать и довести до сведения всех участников рынка «Положение о процедуре согласования рекламы пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок». Данный документ должен содержать четкий порядок, перечень необходимых документов, и устанавливать сроки, в течение которых проводится согласование рекламы.

3. Запретить средствам массовой информации размещать рекламные материалы без предоставления заказчиками рекламы разрешения установленной формы на текст (объявления, изображения и др.).

4. Ввести персональную ответственность представителей СМИ за размещение такой рекламы без соответствующего пакета документов и разрешения установленного образца, что позволяет рекламирование пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок

Прогноз относительно негативных последствий от введения запрета на рекламу

Негативные последствия от введения запрета рекламы пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок почувствуют, в первую очередь, отечественные производители-работодатели и их рабочие – участники рынка диетических добавок, поскольку значительно сократятся объемы производства добавок и, на фоне финансового кризиса, производители вынуждены будут свернуть производство, что в свою очередь повлечет сокращение количества рабочих мест, которые были на предприятиях, а также поступления в государственный бюджет в виде налогов и отчислений.

Более того, существует большая вероятность того, что рынок диетических добавок, как отечественных производителей, так и зарубежных поставщиков, уйдет «в тень», поскольку только реклама таких диетических добавок дает возможность производителям и поставщикам продвигать и продавать свой продукт. Не будет рекламы - не будет рынка, контролируемого государством. Последствия перехода рынка диетических добавок «в тень» могут быть гораздо страшнее и опаснее, чем сложившаяся сейчас ситуация с вводящей в заблуждение рекламой. Отсутствие всякого контроля со стороны государства приведет к неконтролируемому увеличению смертей и ухудшению здоровья нации.

Запрет рекламы диетических добавок также скажется на добросовестных производителях, которые и так придерживаются требований, предъявляемых к диетическим добавкам отечественным законодательством. Теневой рынок добавок как не соблюдал никаких законов, так и не будет их соблюдать впредь. Более того, количество тех, кто продает диетические добавки в обход закона, резко возрастет. И спрос на такие диетические добавки неизбежно будет расти. А где растет спрос, там будет расти и предложение - это законы рынка, и с ними не поспоришь. В случае полного лишения граждан официальной информации о диетических добавках, они будут получать информацию от тех недобросовестных распространителей, которым вообще никакие законы не писаны.

Мы будем признательны Вам за рассмотрение указанного письма и принятия во внимание предложений, предоставленных в нем, а также за возможность встретиться и обсудить этот важный вопрос более детально. Пожалуйста, еще раз примите уверения в нашем глубоком уважении и пожелания успеха.

В случае возникновения любых вопросов или комментариев относительно этого письма, просим Вас обратиться к нам. Мы надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества с Вами в будущем.


С уважением,

Президент «Ассоциации производителей,
разработчиков и операторов
рынка специальных пищевых продуктов
и лечебно-профилактических
косметических средств» Е.Ю. Шевчук

Новости медицины и фармации от Ремедиум

Ключевые слова: письмо, запрет, реклама, БАД, Украина


Последние новости

 
Кабмин утвердил план развития конкуренции в здравоохранении

Кабмин утвердил план развития конкуренции в здравоохранении

В целях развития конкуренции на товарных рынках лекарственных препаратов планом предусматривается совершенствование нормативного правового регулирования регистрации лекарственных препаратов, ценообраз...
18.01.2018
FDA опубликует данные клинических испытаний новых ЛС

FDA опубликует данные клинических испытаний новых ЛС

В рамках пилотного проекта агентство намерено публиковать на своем сайте отчеты о клинических исследованиях, включая протоколы и поправки к ним, а также планы статистического анализа, на основе которых...
17.01.2018
Celgene намерена купить разработчика CAR-T терапии

Celgene намерена купить разработчика CAR-T терапии

Американская биотехнологическая компания Celgene рассматривает возможность приобретения разработчика Т-клеточной CAR-терапии Juno Therapeutics.
17.01.2018

Мероприятия

     2018
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.