Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Новости медицины и фармации

06.04.2010 10:28

Регулирование цен по-немецки

Проблема реформирования ценообразования на фармацевтическом рынке стоит не только перед Россией. В частности, реформы в этой области предстоят и Германии – стране, где одна из лучших систем здравоохранения.

В ФРГ – стране вполне рыночной – с 1978 года действуют тем не менее фактически фиксированные цены на лекарства, сообщает Deutsche Welle. Постановление Министерства экономики о ценах на лекарственные средства содержит таблицы с максимально допустимыми наценками, которые имеют право устанавливать как торгующие медикаментами оптовые предприятия, так и непосредственно обслуживающие население аптеки.

Правда, это относится только к препаратам, отпускаемым по рецепту врача и предназначенным для лечения серьезных болезней (разумеется, в эту категорию входят и все антибиотики – без рецепта их не получишь). Безрецептурных лекарств, например – многочисленных средств от простуды, с 2004 года государственное регулирование больше не касается. На них в полной мере распространяются рыночные механизмы спроса и предложения. Это было сделано для стимулирования конкуренции между аптеками в интересах потребителей.

Ключевой принцип ценообразования на немецком рынке медикаментов состоит в том, что государство регламентирует не производителей, а посредников – оптовых и розничных торговцев, в данном случае аптекарей. Фармацевтические компании вольны устанавливать цены на свою продукцию по собственному усмотрению, а вот размеры торговых наценок раз и навсегда предписаны федеральным правительством. В результате повсюду в Германии цены на рецептурные лекарства одинаковые.

В целом такая модель вполне оправдала себя. Она, в частности, гарантирует выживаемость аптек даже в маленьких населенных пунктах, поскольку лишает конкурентов в более крупных соседних городах (аптечные сети в Германии не разрешены) возможности переманивать клиентов сниженными ценами на наиболее важные медикаменты. Модель эта является также хорошим заслоном против контрафактной продукции, ведь любая попытка продать лекарство ниже официальной цены сразу же порождает сомнения в его подлинности.

Такая система в свое время обеспечила достижение поставленной цели: гарантировать членам больничных касс, в которых в обязательном порядке состоят 90% жителей страны, независимо от их социального положения или места проживания равный доступ к принципиально важным медикаментам.

Однако в начале XXI столетия встал вопрос о необходимости модернизации этой системы. Продолжительность жизни в Германии растет, немецкое общество стремительно стареет. С возрастом количество болезней у человека увеличивается, ему требуется больше лекарств. В то же время произошел революционный прорыв в фармацевтике. Появились эффективные лекарства против многих тяжелых, опасных, нередко неизлечимых до сих пор недугов. Это различные виды рака, СПИД, рассеянный склероз, болезни Альцгеймера и Паркинсона, диабет, астма. Лекарства от этих болезней не могут быть дешевыми, ведь на их разработку уходят сотни миллионов, а то и более миллиарда долларов.

В Германии действует одна из форм лекарственного страхования. Пациент платит за любой препарат 5 евро. В аптеке же счет за рецепт посылают в страховую компанию (больничную кассу). Немецкие больничные кассы, потратив в прошлом году около 30 млрд. евро на оплату лекарств для своих клиентов, почти треть из них заплатили именно за такие инновационные, не имеющие аналогов в мире препараты. Причем воспользовались этими медикаментами пока лишь 2,5% всех пациентов.

Министр здравоохранения Германии Филипп Рёслер (вряд ли случайно в кризисное время на пост министра здравоохранения назначен врач по профессии) намерен реформировать систему ценообразования на немецком рынке фармацевтической продукции. В частности, предполагается обязать производителей представлять исследования, доказывающие, что выходящий на рынок новый препарат действительно обладает дополнительными качествами по сравнению с уже имеющимися лекарствами, а потому оправдывает и более высокую цену на него. Модель формирования цен на новейшие лекарства должна делать эти препараты доступными для населения, не отбивая при этом у фармацевтических компаний охоту вкладывать астрономические суммы в продолжение научных исследований.

В России ситуация более сложная. Представляющиеся перспективными предложения так и не осуществляются. Много лет говорится о необходимости введения в России референтных цен на жизненно необходимые лекарства. Таких препаратов сегодня около 450–500. Референтные – это значит единые цены государственного возмещения на одноименную продукцию во всей стране. Давно говорится и о необходимости введения лекарственного страхования. Но… «не пойдет наш поезд, как идет немецкий».



Ключевые слова: Германия, рынок, фармацевтический, ценнообразование, регулирование


Последние новости

Республиканцы представили в сенате проект реформы системы здравоохранения, уже проведенный в палате представителей. В частности, предполагается сократить расходы на программу медицинской помощи бедным Medicaid и отменить предписание действующего закона, что все американцы обязаны иметь медицинскую страховку.
Компания CSL Behring LLC получила в США маркетинговое разрешение на первый препарат ингибитора эстеразы С1 для подкожного введения, предназначенный для предотвращения развития обострений наследственного ангионевротического отека у подростков и взрослых пациентов.
К 2021 году объем фармацевтического рынка Бразилии возрастет до 29,9 млрд долларов, прогнозируют эксперты из GlobalData. Ключевыми факторами роста фармрынка называются изменение демографической обстановки, обусловленное старением населения, и распространение хронических заболеваний, связанных с образом жизни.
В натуральном выражении наблюдается позитивная тенденция на аптечном рынке барьерных контрацептивов: объем продаж вырос на 2,3%, что является большим успехом после провала 2016 года (за первые 3 месяца 2016 года было приобретено на 21,6% меньше, чем за аналогичный период 2015 года).
Минздрав направил заявление в Арбитражный суд Москвы с жалобой на ФАС. Предмет спора — закупка лекарств для пациентов с гепатитом С. Весной этого года ФАС обязала Минздрав рассмотреть в рамках тендера о закупке препаратов на основе цепэгинтерферон альфа-2b заявки от поставщиков лекарственных средств с пэгинтерфероном альфа-2b в качестве действующего вещества.

Мероприятия

     2017
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.