Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Новости медицины и фармации

30.09.2009 13:18

Украинский фармацевтический рынок в канун осеннего сезона: затишье перед бурей?

15 сентября в Киеве прошло мероприятие под названием Pharmanet Session 2009. Организатор – Первый независимый фармацевтический бизнес-портал.

Будет ли вторая волна кризиса нынешней осенью? Как себя чувствует фармацевтический рынок после первой волны, какие результаты прошедших 6 месяцев, - вопросы на которые искали ответы в первой сессии мероприятия.

Ирина Горлова, генеральный директор компании SMD, анализируя динамику отдельных сегментов по итогам 1-го полугодия 2009 года, сообщила, что в наибольших сегментах рынка – лекарствах –  рынок упал на 7% в рознице и на 28% в госпитальном сегменте в денежном выражении долл. США. При этом динамика рынка в гривне положительна +43% розница; и +11% госпитальный сегмент. По итогам первого полугодия 2009 года значительнее всего пострадал госпитальный  сегмент. Его доля в денежном выражении сократилась с 12% в 2008 году до 9% по итогам 1-го полугодия 2009 года. В упаковках доля сегмента сократилась с 9% до 7%.

Доля потребления отечественных препаратов в упаковках выросла с 61% до 63% в этот период. В денежном выражении соотношение осталось прежним: 23% отечественные компании и 77% иностранные.

93% всех упаковок в розничном сегменте рынка лежит в ценовом диапазоне от 0,01 до 5 долларов США (25 гривен до кризиса и 40 гривен сегодня).

Количество дистрибьюторов, от которых аптека получает товар в течение месяца, значительно увеличилось, сместившись в зону – более 10. Причина – дефектура товара и большая вариабельность цен.

Рынок находится на этапе относительной стабилизации –  пациент скорее жив, чем мертв, - считает Ирина Горлова. При этом, наибольшим образом страдает сегмент безрецептурных препаратов; потребление смещается в дешевую ценовую зону – до 1 доллара США; рост рынка сконцентрирован в городах с населением 300 +; активный рост демонстрируют отечественные компании, особенно с инновационным «импортозамещающим» портфелем; конкуренция за потребителя становится ощутимее.

Прогноз развития рынка в 2009 году по Ирине Горловой следующий: рынок 2009 года в сравнении с рынком 2008 года будут характеризовать такие динамические показатели: в упаковках  “-2%” – “+1%”,  в гривне  “+31%” - “+37%”,  в долларах США  “-10%” - “-12%”, в евро “ -6%”  -  “-8%” . Средний курс валют, используемых в расчете в 2009 году:100 долларов США  = 785 гривен, 100 евро = 1084 гривни.

Прогноз развития рынка в 2010 году следующий: рынок 2010 года в сравнении с рынком 2009 года, динамические показатели: в упаковках  “+1%” – “+3%”,  в гривнах “+12%” - “+15%”,  в долларах США “+2%” - “+4%”, в евро “ +2%”  -  “+4%” . Средний курс валют, используемых в расчете прогноза в 2010 году:  100 долларов США  = 875 гривен, 100 евро = 1200 гривен.

Наталия Полищук, директор компании Advent International Ukraine считает, что макро-картина не способствует высокой инвестиционной привлекательности фармацевтического рынка Украины для иностранных инвесторов в ближайшем будущем.

Лесли Гаврилишин, управляющий партнер компании Евровенчерз Украина, рассказал о деятельности компании: «Фонд был основан в 1999 году как инвестиционный фонд с капиталом 26 миллионов евро (EVU I), предоставленным ЕБРР и ФМО. Мы инвестировали первый фонд в 10 украинских компаний, которые работают в разных отраслях. На сегодня мы закрыли полностью 8 инвестиций и 2, – частично (например, сеть супермаркетов Фуршет был продан Auchan в 2007 году и так далее). Мы вернули своим инвесторам в три раза больше того, что они  нам предоставили  в управление десять лет тому назад.

В 2006 году мы собрали второй фонд (EVU II)  на сумму 80 миллионов дол. США. Кроме этого фонда, мы также соуправляем фондом UKRO (торгуется на Лондонской бирже) вместе с лондонским фондом FPP. Мы уже инвестировали второй фонд в  7 компаний.    Размер инвестиции Фонда колеблется от 3 до 10 миллионов долларов США, обеспечивая нам блокирующий миноритарный пакет (20-50%). Мы остаемся акционерами в компании в среднем 4-5 лет. Несмотря на замедление темпов экономического роста,  мы пытаемся заработать 30-40% годовых на вложенный капитал».

Остановившись более подробно на двух инвестициях на украинском фармацевтическом рынке, Лесли Гаврилишин рассказал об эволюции фармацевтического дистрибьютора Альба, которая превратилась в компанию западного образца с профессиональным менеджментом, развитой системой корпоративного управления (Евровенчерз Украина, ЕБРР) и системой прозрачного финансового менеджмента. С целью совершенствования бизнес-процессов, компания построила высококлассный таможенный склад возле Борисполя и установила управленческую информационную систему (MIS), разработанную и поддерживаемую JD Edwards. Доля рынка компании выросла с 8% в 2002 году, до 16% в 2006 (в денежном выражении).

Отвечая на вопрос, почему Евровенчерз Украина инвестировали в Виталюкс, г-н Гаврилишин сказал: «Потому что мы верим, что Виталюкс была и является наилучшей сетью аптек в Украине. Рынок фармацевтического ритейла в Украине - динамически растущий рынок и такой, который имеет значительный потенциал для последующего роста. У нас уже есть опыт управления инвестицией в дистрибьютора фармацевтической продукции, – Альба (EVU I).  Сочетание выверенной на практике бизнес-модели, способного менеджмента, общего виденья стратегического развития компании и потенциала рынка, было ключевым фактором в принятии решения   относительно инвестиции в Виталюкс. На сегодня в сеть аптек Виталюкс входят 26 супермаркетов и киосков в Киеве и 4 в регионах. Компания развивается динамически; средний темп роста годового оборота – 95% в 2005-2008 годах. Миссия компании – удовлетворение потребностей потребителей в качественных товарах для здоровья и красоты (ассортимент состоит из 5 000+ наименований медикаментов, 10 000+ - парафармацевтической продукции и 2 000+ - товары для детей, оптика, и косметика). Стратегия компании – стать лидером на рынке аптечного ритейла в Украине».

Дискуссия во время проведения второй сессии обнажила наличие опасных заблуждений в попытках разделить отечественных и импортных производителей, в то время как необходимо говорить о качественных и некачественных производствах и соответственно лекарствах. Ведь не существует особых, украинских болезней.

Ошибочно думать, что украинский рынок в условиях глобализации сможет оказаться в стороне и развиваться независимо. Хотя нельзя и не считаться с особенностями украинского законодательства и прочими украинскими реалиями, в которых приходится вести бизнес.

Раджив Гупта, основатель и директор завода «Кусум Фарм» сообщил, строительство фармацевтического завода Кусум Фарм в Сумах длилось 4,5 года. Нельзя сказать, что строительству мешали, наоборот, все поддерживали. А в Индии завод строили чуть более года, но даже это считалось долго.

Третья сессия подвергла разбору динамику сегмента Rx препаратов. Анализировали лекарственные препараты из ATC-класса С07. Ирина Деревянко, маркетинг-директор компании «Бизнес-Кредит» сообщила, что объем сегмента бета-блокаторов $ 20,2 млн, 5,4 млн. упаковок. За время кризиса сегмент потерял 16% в стоимостном ($$) и 13% в упаковках. Олег Фельдман, генеральный директор компании Комкон-Фарма, анализируя работу field-force, обратил внимание на тот факт, что  медицинские представители переместили центр активности от кардиологов к терапевтам. Управляющий партнер SBC-Consulting Александр Савич сообщил, что группа С07 характеризуется достаточно высокой рекламной активностью. Объем рекламных инвестиций в 1-2-м кварталах 2008 года составил более 200 тыс. USD , а в 1-2-м кварталах 2009 года - более 70 тыс. USD. В оцениваемых периодах не рекламировались: Анаприлин-Здоровье; Корвитол; Тенорик.

ОТС-сегмент рынка в Украине рассматривался в четвертой сессии.
Евгений Живодерников, заместитель генерального директора компании SMD сообщил, что в относительных числах доли ОТС препаратов изменились незначительно: в натуральном выражении доля уменьшилась на 0,54%, в денежном  выражении доля уменьшилась на 1,24%. В то же время в абсолютных значениях потери составят: более 7,5 млн. упаковок и 24,5 млн. долларов.

Темп прироста ОТС-сегмента в первом полугодии 2009 года по отношению к аналогичному периоду 2008 года: в натуральном выражении составит -3,2%, в денежном выражении (доллары) -9,5%. Темп прироста всего розничного сегмента рынка медикаментов в первом полугодии 2009 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года: в натуральном выражении составит -2,7%, в долларах США -7,0%. Ожидаемый темп прироста в 2009 году по отношению к 2008 году: в натуральном выражении составит -5,0%, в денежном выражении (доллары США)  -13,0%. Ожидаемый темп прироста в 2009 году всего розничного сегмента рынка медикаментов по отношению к 2008 году: в натуральном выражении -2,0%, в долларах США -10,0%.

HR-кафе на тему «Текущие тренды и новые инструменты в рекрутинге», которое проходило в фойе, представляло собой новый формат активности.

Модератором его стала компания «Фарма-персонал».

В целом особой боязни перед возможной второй волной кризиса представители фармбизнеса не обнаружили. И даже наоборот: предшествовавший кризису бурный рост рынка создал достаточный запас прочности, - считают они. В самом деле, фармацевтический рынок во время кризиса упал меньше других. А если поставить во главу угла заботу о пациенте –  можно быть спокойными за свое будущее развитие. И это станет самым мощным драйвером фармрынка.

Новости медицины и фармации от Ремедиум


Последние новости

В третьем квартале в российских аптеках было продано витаминно-минеральных комплексов для детей на 2,7 млрд рублей, что на 5% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные IMS Health, проанализированные специалистами Remedium.
В рамках системы лекарственного страхования пациенту на амбулаторном лечении планируется компенсировать частично или полностью стоимость лекарственных препаратов.
Индийская фармацевтическая компания Cadila приостановила переговоры о локализации производства в Ярославской области. О планах наладить выпуск фармпрепаратов в России стало известно в 2013 году.
Выступая в Госдуме глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что ведомство выступило с предложением об увеличении базовой части зарплат медиков до 50-60% против 20-25%, как это было до 2014 года.
Включенные в перечень медицинские изделия производятся не менее чем двумя российскими организациями. В правительстве подчеркивают, что ограничения касаются только государственных закупок и не распространяются на импортные медицинские изделия, обращающиеся на коммерческом рынке.

Мероприятия

     2016
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.