22.07.2009 14:36

Вероятность развития меланомы связывают с генотипом человека

Журнал Nature Genetics опубликовал статью профессора Тима Бишопа (Tim Bishop) “Масштабное исследование ассоциаций геномов выявило три локуса, связанные с риском возникновения меланомы»  («Genome-wide association study identifies three loci associated with melanoma risk»).

В статье рассказывается о результатах нового исследования, которые показали, что люди с повышенным количеством родинок относятся к группе риска по развитию меланомы.

Профессора Джулия Ньютон Бишоп (Julia Newton Bishop) и Тим Бишоп (Tim Bishop) из Melanoma Genetics Consortium (GenoMEL) при Университете Лидса (University of Leeds, Великобритания), обследовали более 10 000 человек, примерно 50% из которых был поставлен диагноз меланомы. В нескольких клинических лабораториях Европы и Австралии также было изучено 300 000 геномов пациентов, чтобы выявить, какие гены могут быть ассоциированы с развитием меланомы.

При такой огромной и репрезентативной выборке обнаружилось, что для больных меланомой действительно характерен вполне определенный генотип. Известно, что люди с рыжими волосами и светлой кожей, которые быстро обгорают на солнце, подвержены повышенному риску данного заболевания, а пациенты, которым был поставлен этот диагноз, часто имеют в своей ДНК гены, ответственные за появление веснушек. Но ведь такие гены присутствуют и у совершенно здоровых людей.

К удивлению ученых, связь меланомы с родинками и веснушками оказалась гораздо сильнее, чем предполагалось ранее. Гены, ассоциированные с появлением родинок и высоким риском развития меланомы, находятся на хромосомах 9 и 22. Они никак не связаны с цветом кожи, но жестко ассоциированы с появлением родинок.

Ученые задались также вопросом о том, каким именно образом связаны генетические предпосылки и солнечный свет с развитием заболевания, который  пока не очень ясен. Исследователи считают, что основной проблемой все же является генетическая предрасположенность, а не ультрафиолетовое облучение, которое лишь провоцирует озлокачествление меланоцитов кожи.

Исследование показало, что по крайней мере пять генов связаны с меланомой. Исследования в этой области продолжаются.