Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Пользуетесь ли вы интернетом на работе?





  

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Вакансии фармкомпанийВакансии

Все вакансии




Реклама


Главная / Новости медицины и фармации

22.06.2009 16:09

«Большой оригинатор»

Глава российского представительства Pfizer Режис Ломм ответил на вопросы читателей «Ко».

Ко: Как отразился кризис на компании? Наблюдается ли снижение продаж в мире? А в России?

- Кризис не оказал существенного влияния на компанию. Диверсифицированный портфель препаратов и широкий спектр новых разработок позволяют нам сохранять устойчивое положение. В конце 2008 г. - начале 2009 г. в Pfizer прошла реорганизация, были созданы новые бизнес-подразделения, более четко ориентированные на клиентов: Pfizer Oncology, занимающееся разработкой и рыночной реализацией онкологических препаратов, Emerging Markets, объединившее развивающиеся рынки Европы, Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Азии, Established Products, ответственное за препараты, утратившие патентную защиту, Primary Care, Specialty Care и др.

Ко: Каков объем российского фармацевтического рынка? Можно ли говорить о том, что рынок невелик по объему по сравнению с западными странами? И с чем это связано?

- В 2008 году емкость рынка оценивалась экспертами в $18,4 млрд, это на 25% больше, чем в 2007 г. Несмотря на кризис, по прогнозам, рост продолжится, хотя, возможно, меньшими темпами, чем в прошлом году.

Ко: Наблюдается ли снижение объемов продаж на российском фармацевтическом рынке в связи с кризисом? Каково это снижение? И с чем оно связано (ведь лекарства нужны людям всегда, независимо от того, существует кризис или нет)?

- Сейчас можно с уверенностью сказать, что наиболее пессимистичные прогнозы относительно российского фармрынка не оправдались. Несмотря на то что в первые месяцы кризиса объем продаж лекарственных препаратов, согласно аналитическим оценкам, несколько сократился, динамика за I квартал 2009 года снова была положительна. О прогнозе по итогам года говорить пока рано.

Ко: Как отличается ассортимент лекарств, популярных в России, от лекарств, популярных на Западе? На какие препараты приходится большая доля продаж в России, на какие - на Западе?

- Аналитические данные говорят о том, что самые популярные лекарства как в России, так и на Западе - это иммуномодуляторы, противоопухолевые препараты, препараты урологического профиля. Большая доля продаж в России приходится на лекарства для регулирования деятельности пищеварительного тракта и обмена веществ, лечения болезней нервной системы, кардиологические препараты, лекарства для костно-мышечной системы, дерматологические средства и противомикробные препараты.

Татьяна Сидова: Скоро «Виагре» исполняется 10 лет, на рынок выйдут дженерики, которые, как правило, забирают 30% продаж на себя. Что в связи с этим планирует делать Pfizer? Произойдет ли падение прибыли у компании?

- Патент на препарат не истек, это произойдет только в будущем. Действительно, по истечении патентной защиты инновационного препарата появляются копии и, как правило, наблюдается снижение объема продаж оригинального лекарственного средства. Но этот процесс в значительной степени зависит от рынка - где-то влияние дженериков сказывается больше, где-то меньше. Кроме того, «Виагра» не является мировым лидером продаж среди других брендов Pfizer. Целью Pfizer является формирование диверсифицированного портфеля продуктов и, соответственно, устранение зависимости финансовых показателей от нескольких «блокбастеров». Ожидается, что к 2012 году ни один препарат не будет обеспечивать более 10% от суммарных продаж - в этом случае потеря эксклюзивности на один или даже несколько «хитов» компании не приведет к существенному снижению прибыли.

Ко: Какая доля оборота компании в денежном выражении приходится на «Виагру»?

- В 2008 году общемировые непроверенные продажи «Виагры» составили около $1,9 млрд - это около 4% от общего объема продаж на мировом рынке ($48,3 млрд).

Ко: В ближайшие годы заканчивается срок патентной защиты сразу нескольких лекарств-«блокбастеров», на которые приходится значимая доля в обороте ведущих фармкомпаний. Можно ли говорить о том, что мировой фармацевтический рынок ждут большие перемены? И какими они будут?

- Появление на фармацевтическом рынке препаратов-аналогов после окончания патента на оригинальное лекарство - естественное явление. И не стоит однозначно определять его как негативное. В появлении дженериков есть и свои плюсы: уменьшение оборота за счет перехода прав на производство части препаратов в «общее пользование» стимулирует компании-производители к разработке новых лекарственных средств, способствуя тем самым развитию медицины. Да, дженерики обладают одним привлекательным свойством - дешевизной, но не стоит забывать, что прежде чем появится копия, должен быть создан оригинал. Поэтому мы не конкурируем с дженериками, а разрабатываем новые лекарства.

Артур Дзакоев: Можем ли мы ожидать от компании создания новых лекарств, которые смогут оказаться такой же сенсацией, какой стала однажды «Виагра»?

- Приоритетными направлениями научных исследований для Pfizer являются, прежде всего, те области, где потребность в лекарствах не удовлетворена, а методы лечения ограничены. В первую очередь это диабет, онкология, воспаления/иммунология, болезнь Альцгеймера, психические расстройства и боль. За последний год Pfizer запустил 12 клинических программ III фазы, выполнив план по переводу 10 - 12 молекулярных субстанций и новых показаний препаратов в последнюю стадию испытаний к марту текущего года. На сегодняшний день во всех фазах клинических исследований находится около ста программ. Потенциально каждая из этих разработок может стать новым супербрендом - лекарством, помогающим миллионам людей.

Александр Сазонов: Продолжит ли компания Pfizer в связи с мировым экономическим кризисом вкладывать большие денежные средства в разработку новых лекарственных средств?

- Ежегодно Pfizer инвестирует в разработку новых лекарств более $7 млрд. В ноябре 2008-го мы объявили об открытии независимого исследовательского подразделения «Регенеративная медицина» (Pfizer Regenerative Medicine Research Unit). Оно будет работать над изучением природы стволовых клеток и их потенциальным использованием для лечения дегенеративных заболеваний. Результатами работы должны стать препараты, которые смогут предотвращать инвалидность, восстанавливать больные органы и излечивать дегенеративные заболевания. Исследования стволовых клеток - это только зарождающаяся ветвь науки, но мы абсолютно уверены, что Pfizer займет прочное положение в данной области. Мы также заключили лицензионное соглашение с University College в Лондоне с целью разработки терапии для лечения ряда глазных заболеваний на основе стволовых клеток.

Настя: Какой рост цен на лекарства в этом году вы прогнозируете? И какие лекарства будут дорожать прежде всего?

- Цены на лекарственные препараты и субстанции, большая часть которых импортируется, напрямую зависят от курсов валют. Кроме того, есть понятие дистрибьюторской и розничной наценки, влиять на которую производитель не может. Но сейчас этот вопрос находится в зоне пристального внимания государственных регулирующих органов.

Максим Верещагин: Насколько распространены на фармацевтическом рынке прямые контракты между производителем и аптечной сетью? Приводит ли это к удешевлению продукции в аптеках? Работают ли по прямым контрактам западные производители и аптечные сети?

- Прямые поставки в аптечные сети действительно практикуются производителями, но, как правило, они составляют незначительную часть в общем объеме импорта, если говорить о зарубежных компаниях. В основном производители ориентируются на взаимодействие с дистрибьюторами, хотя есть и несколько совместных проектов с аптечными сетями.

Керимов: Это правда, что производство и продажа лекарств - один из самых выгодных видов бизнеса в мире: доходы крупнейших фармацевтических компаний превышают прибыли от продажи нефти, оружия и автомобилей?

- Фармакология входит в top-10 наиболее инвестиционно привлекательных отраслей. Но речь идет о долгосрочной перспективе, фармбизнес не является «бизнесом быстрой прибыли»: на создание каждого из лекарств, выходящих на рынок, Pfizer тратит в среднем 10 - 12 лет и около миллиарда долларов, а в реальную клиническую практику внедряется лишь один препарат из 5000 - 10 000 стартапов. Возможно ли представить такое для, скажем, автомобильного концерна? Конечно, нет. Более того, разработав и введя в эксплуатацию, допустим, тот же автомобиль, компания-производитель может выпускать его сколь угодно долго, а срок патентной защиты лекарственного препарата составляет всего 20 лет, в среднем 10 - 12 из которых уходят на создание препарата, клинические исследования и вывод на рынок. По истечении срока патентной защиты появляются дженерики, и объемы продаж оригинального препарата падают. То есть на то, чтобы вернуть вложения в создание препарата, у компании есть не так уж много времени. Но инвестиционную привлекательность фармацевтическому бизнесу придает его несомненная устойчивость - лекарства относятся к категории приоритетных потребностей, пациентам они необходимы вне зависимости от состояния экономики.

Керимов: Россия находится в списке лидеров по фармацевтическим подделкам, причем у нас подделывают не только дорогие, но и дешевые лекарства. С чем это связано? И как вы с этим боретесь?

- Не уверен по поводу «лидерского» статуса России в этой сфере, но проблема контрафакта действительно стоит очень остро. В основном это связано с тем, что изготовление и распространение фальшивок - по-прежнему чрезвычайно высокодоходный бизнес. Хотел бы отметить, что мы стали первой фармацевтической компанией, которая начала использовать технологию радиочастотной идентификации (RFID) при упаковке товаров.

Ко: Подавались ли против компании судебные иски в России по поводу побочных действий препаратов или же из-за отсутствия эффекта от лечения? И кто, как правило, подает такие иски? Физические лица, общественные организации, медучреждения?

- Нет, о таких случаях мне не известно.

Ко: Стратегия развития фармацевтической отрасли в России, которая готовится к принятию, предполагает, что западные компании будут создавать собственные производства в нашей стране. Будете ли вы строить завод в России?

- Мы высоко оцениваем потенциал российского рынка, рассматриваем различные возможности по расширению деятельности, однако говорить о каких-либо принятых решениях пока рано. На мой взгляд, крупные международные компании могут способствовать развитию российского рынка не только открытием производства. Например, перспективным мне представляется партнерство западных R&D-компаний с российскими научно-исследовательскими и медицинскими организациями в области проведения совместных исследовательских проектов, создания инновационных лекарств.

Ко: Действительно ли создавать производство в России выгодно лишь в том случае, если компания включена в программу по госзакупкам лекарственных средств? И почему?

- Безусловно, открытие производственной мощности в стране должно быть продиктовано экономической целесообразностью. Это логичный шаг, когда объем продаж на локальном рынке превышает (или превысит в скорой перспективе) объем производимой существующими заводами продукции. С другой стороны, если производственных мощностей достаточно, чтобы обеспечить необходимый объем товаров, то в открытии нового завода нет необходимости. Словом, важен тщательный анализ ситуации.

РЕЗЮМЕ РЕЖИСА ЛОММА

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1950
ОБРАЗОВАНИЕ: В 1974 году окончил биохимический факультет
Парижского университета, затем получил квалификацию в микробиологии в Институте Пастера в Лионе. Также имеет дипломы по маркетингу парижской бизнес-школы ISSEC и MBA американского Marlborough University (1998)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: с 2006 года глава представительства компании Pfizer в России, с 2000 по 2006 год работал территориальным управляющим компании Pfizer в Румынии, с 1974 года работал в таких компаниях, как Merck Sharp & Dohme, SmithKlineBeecham, Pasteur Merieux Connaught
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат
ХОББИ: литература

Фармбизнес не является «бизнесом быстрой прибыли»: На создание каждого из лекарств, выходящих на рынок, Pfizer тратит в среднем 10 - 12 лет и около миллиарда долларов, а в реальную клиническую практику внедряется лишь один препарат из 5000 - 10000 стартапов




Последние новости

В этом году 51-53 млн россиян будут иммунизированы от гриппа, около 40% из уже прошли вакцинацию. По словам замминистра здравоохранения РФ Сергея Краевого, за счет бюджета было приобретено 50 млн доз, но крупные работодатели для работников закупают вакцину самостоятельно.
Закрытие завода является стратегической мерой, однако в Novartis подчеркивают, что принять такое решение было сложно. По словам представителей компании, двузначное снижение цен на лекарства из-за высокой конкуренции на дженериковом рынке США привело к тому, что некоторые препараты из продуктового портфеля Novartis стали неконкурентоспособными.
Доля иммуномодулирующих средств за первое полугодие 2017 года составила 47,8% по объему в рублях. Рынок группы лекарств, действие которых направленно на укрепление иммунитета, показал рост в стоимостном +8,1% и натуральном +1,2% выражениях.
Среди первых обладателей статуса «Московский врач» – врачи общей практики, хирурги, анестезиологи-реаниматологи, терапевты и оториноларингологи. Каждому из них уже с ноября будет начисляться дополнительно к зарплате по 15 тыс. рублей ежемесячно в соответствии с целевым грантом, ранее учрежденным Правительством Москвы.
Независимый комитет по мониторингу данных не нашел убедительных доказательств эффективности экспериментального препарата монгерсен (mongersen), разработанного для терапии болезни Крона.

Мероприятия

     2017
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5


Подписка

Реклама



Для смартфона