Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Новости медицины и фармации

22.06.2009 16:09

«Большой оригинатор»

Глава российского представительства Pfizer Режис Ломм ответил на вопросы читателей «Ко».

Ко: Как отразился кризис на компании? Наблюдается ли снижение продаж в мире? А в России?

- Кризис не оказал существенного влияния на компанию. Диверсифицированный портфель препаратов и широкий спектр новых разработок позволяют нам сохранять устойчивое положение. В конце 2008 г. - начале 2009 г. в Pfizer прошла реорганизация, были созданы новые бизнес-подразделения, более четко ориентированные на клиентов: Pfizer Oncology, занимающееся разработкой и рыночной реализацией онкологических препаратов, Emerging Markets, объединившее развивающиеся рынки Европы, Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Азии, Established Products, ответственное за препараты, утратившие патентную защиту, Primary Care, Specialty Care и др.

Ко: Каков объем российского фармацевтического рынка? Можно ли говорить о том, что рынок невелик по объему по сравнению с западными странами? И с чем это связано?

- В 2008 году емкость рынка оценивалась экспертами в $18,4 млрд, это на 25% больше, чем в 2007 г. Несмотря на кризис, по прогнозам, рост продолжится, хотя, возможно, меньшими темпами, чем в прошлом году.

Ко: Наблюдается ли снижение объемов продаж на российском фармацевтическом рынке в связи с кризисом? Каково это снижение? И с чем оно связано (ведь лекарства нужны людям всегда, независимо от того, существует кризис или нет)?

- Сейчас можно с уверенностью сказать, что наиболее пессимистичные прогнозы относительно российского фармрынка не оправдались. Несмотря на то что в первые месяцы кризиса объем продаж лекарственных препаратов, согласно аналитическим оценкам, несколько сократился, динамика за I квартал 2009 года снова была положительна. О прогнозе по итогам года говорить пока рано.

Ко: Как отличается ассортимент лекарств, популярных в России, от лекарств, популярных на Западе? На какие препараты приходится большая доля продаж в России, на какие - на Западе?

- Аналитические данные говорят о том, что самые популярные лекарства как в России, так и на Западе - это иммуномодуляторы, противоопухолевые препараты, препараты урологического профиля. Большая доля продаж в России приходится на лекарства для регулирования деятельности пищеварительного тракта и обмена веществ, лечения болезней нервной системы, кардиологические препараты, лекарства для костно-мышечной системы, дерматологические средства и противомикробные препараты.

Татьяна Сидова: Скоро «Виагре» исполняется 10 лет, на рынок выйдут дженерики, которые, как правило, забирают 30% продаж на себя. Что в связи с этим планирует делать Pfizer? Произойдет ли падение прибыли у компании?

- Патент на препарат не истек, это произойдет только в будущем. Действительно, по истечении патентной защиты инновационного препарата появляются копии и, как правило, наблюдается снижение объема продаж оригинального лекарственного средства. Но этот процесс в значительной степени зависит от рынка - где-то влияние дженериков сказывается больше, где-то меньше. Кроме того, «Виагра» не является мировым лидером продаж среди других брендов Pfizer. Целью Pfizer является формирование диверсифицированного портфеля продуктов и, соответственно, устранение зависимости финансовых показателей от нескольких «блокбастеров». Ожидается, что к 2012 году ни один препарат не будет обеспечивать более 10% от суммарных продаж - в этом случае потеря эксклюзивности на один или даже несколько «хитов» компании не приведет к существенному снижению прибыли.

Ко: Какая доля оборота компании в денежном выражении приходится на «Виагру»?

- В 2008 году общемировые непроверенные продажи «Виагры» составили около $1,9 млрд - это около 4% от общего объема продаж на мировом рынке ($48,3 млрд).

Ко: В ближайшие годы заканчивается срок патентной защиты сразу нескольких лекарств-«блокбастеров», на которые приходится значимая доля в обороте ведущих фармкомпаний. Можно ли говорить о том, что мировой фармацевтический рынок ждут большие перемены? И какими они будут?

- Появление на фармацевтическом рынке препаратов-аналогов после окончания патента на оригинальное лекарство - естественное явление. И не стоит однозначно определять его как негативное. В появлении дженериков есть и свои плюсы: уменьшение оборота за счет перехода прав на производство части препаратов в «общее пользование» стимулирует компании-производители к разработке новых лекарственных средств, способствуя тем самым развитию медицины. Да, дженерики обладают одним привлекательным свойством - дешевизной, но не стоит забывать, что прежде чем появится копия, должен быть создан оригинал. Поэтому мы не конкурируем с дженериками, а разрабатываем новые лекарства.

Артур Дзакоев: Можем ли мы ожидать от компании создания новых лекарств, которые смогут оказаться такой же сенсацией, какой стала однажды «Виагра»?

- Приоритетными направлениями научных исследований для Pfizer являются, прежде всего, те области, где потребность в лекарствах не удовлетворена, а методы лечения ограничены. В первую очередь это диабет, онкология, воспаления/иммунология, болезнь Альцгеймера, психические расстройства и боль. За последний год Pfizer запустил 12 клинических программ III фазы, выполнив план по переводу 10 - 12 молекулярных субстанций и новых показаний препаратов в последнюю стадию испытаний к марту текущего года. На сегодняшний день во всех фазах клинических исследований находится около ста программ. Потенциально каждая из этих разработок может стать новым супербрендом - лекарством, помогающим миллионам людей.

Александр Сазонов: Продолжит ли компания Pfizer в связи с мировым экономическим кризисом вкладывать большие денежные средства в разработку новых лекарственных средств?

- Ежегодно Pfizer инвестирует в разработку новых лекарств более $7 млрд. В ноябре 2008-го мы объявили об открытии независимого исследовательского подразделения «Регенеративная медицина» (Pfizer Regenerative Medicine Research Unit). Оно будет работать над изучением природы стволовых клеток и их потенциальным использованием для лечения дегенеративных заболеваний. Результатами работы должны стать препараты, которые смогут предотвращать инвалидность, восстанавливать больные органы и излечивать дегенеративные заболевания. Исследования стволовых клеток - это только зарождающаяся ветвь науки, но мы абсолютно уверены, что Pfizer займет прочное положение в данной области. Мы также заключили лицензионное соглашение с University College в Лондоне с целью разработки терапии для лечения ряда глазных заболеваний на основе стволовых клеток.

Настя: Какой рост цен на лекарства в этом году вы прогнозируете? И какие лекарства будут дорожать прежде всего?

- Цены на лекарственные препараты и субстанции, большая часть которых импортируется, напрямую зависят от курсов валют. Кроме того, есть понятие дистрибьюторской и розничной наценки, влиять на которую производитель не может. Но сейчас этот вопрос находится в зоне пристального внимания государственных регулирующих органов.

Максим Верещагин: Насколько распространены на фармацевтическом рынке прямые контракты между производителем и аптечной сетью? Приводит ли это к удешевлению продукции в аптеках? Работают ли по прямым контрактам западные производители и аптечные сети?

- Прямые поставки в аптечные сети действительно практикуются производителями, но, как правило, они составляют незначительную часть в общем объеме импорта, если говорить о зарубежных компаниях. В основном производители ориентируются на взаимодействие с дистрибьюторами, хотя есть и несколько совместных проектов с аптечными сетями.

Керимов: Это правда, что производство и продажа лекарств - один из самых выгодных видов бизнеса в мире: доходы крупнейших фармацевтических компаний превышают прибыли от продажи нефти, оружия и автомобилей?

- Фармакология входит в top-10 наиболее инвестиционно привлекательных отраслей. Но речь идет о долгосрочной перспективе, фармбизнес не является «бизнесом быстрой прибыли»: на создание каждого из лекарств, выходящих на рынок, Pfizer тратит в среднем 10 - 12 лет и около миллиарда долларов, а в реальную клиническую практику внедряется лишь один препарат из 5000 - 10 000 стартапов. Возможно ли представить такое для, скажем, автомобильного концерна? Конечно, нет. Более того, разработав и введя в эксплуатацию, допустим, тот же автомобиль, компания-производитель может выпускать его сколь угодно долго, а срок патентной защиты лекарственного препарата составляет всего 20 лет, в среднем 10 - 12 из которых уходят на создание препарата, клинические исследования и вывод на рынок. По истечении срока патентной защиты появляются дженерики, и объемы продаж оригинального препарата падают. То есть на то, чтобы вернуть вложения в создание препарата, у компании есть не так уж много времени. Но инвестиционную привлекательность фармацевтическому бизнесу придает его несомненная устойчивость - лекарства относятся к категории приоритетных потребностей, пациентам они необходимы вне зависимости от состояния экономики.

Керимов: Россия находится в списке лидеров по фармацевтическим подделкам, причем у нас подделывают не только дорогие, но и дешевые лекарства. С чем это связано? И как вы с этим боретесь?

- Не уверен по поводу «лидерского» статуса России в этой сфере, но проблема контрафакта действительно стоит очень остро. В основном это связано с тем, что изготовление и распространение фальшивок - по-прежнему чрезвычайно высокодоходный бизнес. Хотел бы отметить, что мы стали первой фармацевтической компанией, которая начала использовать технологию радиочастотной идентификации (RFID) при упаковке товаров.

Ко: Подавались ли против компании судебные иски в России по поводу побочных действий препаратов или же из-за отсутствия эффекта от лечения? И кто, как правило, подает такие иски? Физические лица, общественные организации, медучреждения?

- Нет, о таких случаях мне не известно.

Ко: Стратегия развития фармацевтической отрасли в России, которая готовится к принятию, предполагает, что западные компании будут создавать собственные производства в нашей стране. Будете ли вы строить завод в России?

- Мы высоко оцениваем потенциал российского рынка, рассматриваем различные возможности по расширению деятельности, однако говорить о каких-либо принятых решениях пока рано. На мой взгляд, крупные международные компании могут способствовать развитию российского рынка не только открытием производства. Например, перспективным мне представляется партнерство западных R&D-компаний с российскими научно-исследовательскими и медицинскими организациями в области проведения совместных исследовательских проектов, создания инновационных лекарств.

Ко: Действительно ли создавать производство в России выгодно лишь в том случае, если компания включена в программу по госзакупкам лекарственных средств? И почему?

- Безусловно, открытие производственной мощности в стране должно быть продиктовано экономической целесообразностью. Это логичный шаг, когда объем продаж на локальном рынке превышает (или превысит в скорой перспективе) объем производимой существующими заводами продукции. С другой стороны, если производственных мощностей достаточно, чтобы обеспечить необходимый объем товаров, то в открытии нового завода нет необходимости. Словом, важен тщательный анализ ситуации.

РЕЗЮМЕ РЕЖИСА ЛОММА

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1950
ОБРАЗОВАНИЕ: В 1974 году окончил биохимический факультет
Парижского университета, затем получил квалификацию в микробиологии в Институте Пастера в Лионе. Также имеет дипломы по маркетингу парижской бизнес-школы ISSEC и MBA американского Marlborough University (1998)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: с 2006 года глава представительства компании Pfizer в России, с 2000 по 2006 год работал территориальным управляющим компании Pfizer в Румынии, с 1974 года работал в таких компаниях, как Merck Sharp & Dohme, SmithKlineBeecham, Pasteur Merieux Connaught
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат
ХОББИ: литература

Фармбизнес не является «бизнесом быстрой прибыли»: На создание каждого из лекарств, выходящих на рынок, Pfizer тратит в среднем 10 - 12 лет и около миллиарда долларов, а в реальную клиническую практику внедряется лишь один препарат из 5000 - 10000 стартапов




Последние новости

Алкалоид псилоцибин, выделяемый из галлюциногенных грибов, оказался эффективным средством лечения депрессии и тревожности у пациентов с онкологическими заболеваниями.
Генсек ООН Пан Ги Мун принес официальные извинения жителям Гаити за роль миротворцев в распространении эпидемии холеры 2010 года, охватившей всю страну. С тех пор холерой заразились примерно 800 тысяч человек, из них более 9,2 тыс. умерли в результате инфицирования.
В рамках программы модернизации логистической системы «Протек» запустила складской комплекс в Калининграде общей площадью 2,4 тыс. кв. метров.
Суд Далласа удовлетворил иски 6 пациентов, обвинивших Johnson & Johnson и ее дочернюю компанию DePuy Orthopaedics в сокрытии информации о дефектах эндопротезов марки Pinnacle.
В лаборатории ФНКЦ ФХМ разработали методику выращивания сетчатки глаза из перепрограммированных клеток.

Мероприятия

     2016
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.