Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Пользуетесь ли вы интернетом на работе?





  

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Вакансии фармкомпанийВакансии

Все вакансии




Реклама


Главная / Новости медицины и фармации

10.03.2009 14:52

"Мы собираемся сформировать единую солидарную систему ОМС", - говорит замглавы Минздравсоцразвития РФ

"Мы собираемся сформировать единую солидарную систему обязательного медицинского страхования - это обеспечит гарантии бесплатной медицинской помощи со стороны государства", - говорит замглавы Минздравсоцразвития РФ Вероника Скворцова.

Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 года, разработанная Минздравсоцразвития, вынесена на открытое обсуждение. И это правильно: от того, какой станет наша медицина, зависит здоровье и благополучие миллионов россиян. "Итоги" присоединяются к дискуссии, в ходе которой будут представлены самые разные точки зрения. Первое слово - заместителю министра здравоохранения и социального развития РФ

- Вероника Игоревна, что нового вы готовы предложить россиянам?

- Систему медицины. Она представлена в новой концепции, ее можно назвать государственной бюджетно-страховой. Если, конечно, иметь в виду постепенный переход к укреплению государственно-страховой системы с последовательным включением в нее расходных обязательств в рамках бюджетного компонента (сегодня финансирование лечебных учреждений происходит сразу из нескольких источников, а не только по каналам обязательного медицинского страхования. - "Итоги"). По разным оценкам, средний класс составляет в России от 20 до 40 процентов: преобладающее большинство жителей нашей страны социально и экономически уязвимо, оно нуждается в заботе государства. И это определяет вектор развития здравоохранения.

- Государство, как в советские времена, все берет на себя?

- У советского здравоохранения имелись свои плюсы. Оно было монопольным и госбюджетным, что позволяло проводить массовые профилактические и противоэпидемические программы. Поэтому при умеренном финансировании и невысоком достатке населения в стране был очень низкий уровень многих заболеваний. Однако монопольная система не позволяла учитывать индивидуальные потребности каждого человека. Ну а теперь, в условиях рыночной экономики и политической демократизации, реализовать государственный монопольный механизм уже невозможно. Мы собираемся сформировать единую солидарную систему обязательного медицинского страхования - это обеспечит гарантии бесплатной медицинской помощи со стороны государства.

- В концепции предусматривается введение одноканального финансирования медицины через систему ОМС. Зачем это нужно?

- Консолидированный бюджет позволит более эффективно перераспределять ресурсы здравоохранения, улучшить государственный контроль за оказанием врачебной помощи. Не нарушая законов, которые предусматривают распределение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами, мы сможем через систему ОМС создать конкуренцию в части обеспечения качества медицинской помощи.

- Предусмотрено и увеличение страхового взноса на медицину с 3,1 до 5,1 процента от фонда оплаты труда. Как рассчитывался его размер?

- Наши расчеты основаны на реальной стоимости медицинских услуг, которыми воспользовалось в 2007 году работающее население. Оказалось, что тогда работодатели из единого социального налога заплатили 133 миллиарда рублей. Но наряду с этим достаточно большая сумма денег - 122,7 миллиарда - была выделена субъектами Российской Федерации на оказание помощи работающему населению. Переход от единого социального налога на страховые взносы предполагает расчет стоимости медицинских услуг по полному тарифу. Итоговая сумма в 255,7 миллиарда рублей составляет приблизительно 4 процента от фонда оплаты труда; 1,1 процента поступает в бюджет Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых возможностей регионов. Увеличив страховой взнос на медицинскую помощь, а также установив единые правила формирования страховых взносов за неработающее население, мы сможем повысить финансовый норматив программы государственных гарантий.

- В концепции госгарантиям посвящен отдельный пункт. Но ведь медицинское обслуживание гражданам гарантирует Конституция. Что здесь нового?

- Программа гарантий впервые будет тщательно просчитана и финансово обеспечена. Пациент должен знать, на что конкретно он имеет право. Будет выставлен базовый для всей страны финансовый подушевой норматив. Причем, что очень важно, не только для работающего населения, но и неработающего, для детей и пожилых людей. Напомню, что сейчас подушевой норматив в разных регионах страны отличается более чем в 20 раз. В одних регионах это всего 1700 рублей на человека, а есть и те, где 26 700. Наша задача - сократить дифференциацию подушевых расходов в стране до 20-30 процентов от базового норматива.

- Судя по всему, теперь будет преобладать территориальный принцип здравоохранения. Не противоречит ли это Конституции, гарантирующей равное право на медицинскую помощь независимо от места проживания?

- Концепция как раз и подчеркивает это равенство. Мы создаем в системе здравоохранения единое финансовое поле. Любой гражданин, имеющий полис ОМС, может обращаться в любое лечебно­-профилактическое учреждение, если оно аккредитовано для оказания соответствующего вида помощи, и к любому врачу, имеющему соответствующую лицензию. Но нужно представлять себе различие в возможностях реализации этого права. Просторы нашей страны огромны, а плотность населения сильно различается. Поэтому если мы не продумаем систему быстрой доставки больного в учреждение в случае необходимости, его конституционное право может быть не реализовано. В концепции предусмотрена череда шагов для улучшения доступности медицинской помощи. К ним относится и создание межрайонных специализированных отделений, направленных на лечение социально значимых заболеваний: прежде всего это острые инфаркты миокарда и мозговые инсульты, тяжелые комбинированные травмы. Эти отделения разместят на территории каждого региона, чтобы можно было за 30-40 минут доставить больного из любой точки в стационар.

- Госгарантии невозможны без единых стандартов. Но они разрабатывались и раньше, теперь будут новые?

- Попытки перейти к стандартизации медицинской помощи предпринимались на протяжении последних 7-10 лет. Однако, как правило, медицинские профессиональные сообщества составляли эти документы без согласования с экономистами. Поэтому они либо имели минимальный уровень, не соответствующий современному качеству медицинской помощи, либо, наоборот, могли оказаться неадекватно завышенными. Это привело к парадоксальной ситуации, когда каждый регион и даже каждое лечебно-профилактическое учреждение составляли собственные стандарты. Сейчас единые стандарты будут созданы на базе доказательной медицины и с учетом международного опыта. Однако одновременно их подвергнут экономической экспертизе и обоснованию.

- Это попытка компромисса между тем, что современная медицина в состоянии сделать, и тем, что она может позволить себе финансово?

- Необходимо найти этот золотой баланс. Именно стандарты позволят управлять качеством оказываемой медицинской помощи.

- Еще одна важная проблема - концепция лекарственного страхования, которое собираются ввести в России. Она уже составлена?

- Ее подготовка сейчас заканчивается и в скором времени начнется открытое обсуждение. Лекарственное обеспечение будет постепенно включено в систему ОМС. Основным здесь станет принцип солидарного участия, основанного на софинансировании гражданами стоимости фактически отпущенных им лекарственных средств.

- Одной из целей концепции заявлено решение демографической проблемы в стране. Не слишком ли много обязательств берет на себя медицина?

- Зрелость системы здравоохранения в любой стране определяется тем, насколько в ней представлен приоритет профилактики. В странах с развитой медициной не проводят различий между охраной здоровья и здравоохранением. Эти понятия составляют двуединое целое. Профилактика во всем мире проводится по двум направлениям. Во-первых, массовая профилактика. Например, в Финляндии, применив всего две меры - ограничение соли и животных жиров в продуктах, - сумели серьезно снизить смертность от сосудистых заболеваний. Во-вторых, индивидуальная профилактика болезней для людей из групп высокого риска. Идеологом и первого, и второго направления выступает Минздравсоцразвития. Оно же определяет их механизмы и целевые показатели, обеспечивает мониторинг, оценку результатов. Недавно мы рассказали о нашей стратегии на исполкоме ВОЗ. Наша программа была высоко оценена, и России предложили координировать систему профилактических мероприятий в странах Восточной Европы и Центральной Азии.

- А как быть с еще одной рекомендацией ВОЗ для России - увеличить финансирование здравоохранения?

- Мы надеемся, что переход на систему страховых взносов приведет к тому, что объем ОМС значительно увеличится. Это позволит переводить на финансирование в этой системе и скорую медицинскую помощь, и многие виды высокотехнологичной помощи. Расчеты, которые были проведены в октябре и начале ноября 2008 года, показали, что если бы мы продолжали развиваться в плане нашей экономики докризисными темпами, это позволило бы многократно увеличить подушевое финансирование здравоохранения. Производя расчеты вместе с Министерством экономического развития, мы планировали выйти к 2020 году на показатель расходов на медицину не менее 5,2-5,5 процента от ВВП. Согласно паритету покупательной способности рубля это сегодня соответствует 10-11 процентам ВВП.

- Как повлияет финансовый кризис на реализацию концепции?

- Она становится в период финансовых потрясений особенно актуальной. Ведь это по сути одна из самых значимых антикризисных мер. Шаги, которые подразумеваются в концепции, должны значительно повысить внутриотраслевую экономическую эффективность. А меры профилактики позволят в результате значительно эффективнее использовать имеющиеся финансовые ресурсы.




Последние новости

Согласно разработанному Росздравнадзору проекту, до 31 марта 2018 года маркировка должна быть обязательной для лекарств из программы «7 нозологий», до 30 июня — для ЖНВЛП стоимостью более 500 руб., до 30 сентября — стоимостью более 100 руб., а до конца 2018 года — для всех оставшихся лекарств.
Исследование, проведенное в рамках проекта «Bayer Барометр» позволило выяснить отношение жительниц городов России к собственному здоровью.
По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД, к июню этого года около 21 млн человек во всем мире получали антиретровирусные препараты (АРВ). Причем за последние пять лет показатель охвата АРВ-терапией увеличился примерно в два раза.
Достаточно большой процент смертей в мире связан с вредными привычками: избыточное употребление алкоголя, ожирение, низкий уровень физической культуры, употребление наркотиков.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об установлении единых правил описания лекарственных препаратов, закупаемых для государственных нужд.

Мероприятия

     2017
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3


Подписка


Реклама


Для смартфона