Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Новости медицины и фармации

10.03.2009 14:52

"Мы собираемся сформировать единую солидарную систему ОМС", - говорит замглавы Минздравсоцразвития РФ

"Мы собираемся сформировать единую солидарную систему обязательного медицинского страхования - это обеспечит гарантии бесплатной медицинской помощи со стороны государства", - говорит замглавы Минздравсоцразвития РФ Вероника Скворцова.

Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 года, разработанная Минздравсоцразвития, вынесена на открытое обсуждение. И это правильно: от того, какой станет наша медицина, зависит здоровье и благополучие миллионов россиян. "Итоги" присоединяются к дискуссии, в ходе которой будут представлены самые разные точки зрения. Первое слово - заместителю министра здравоохранения и социального развития РФ

- Вероника Игоревна, что нового вы готовы предложить россиянам?

- Систему медицины. Она представлена в новой концепции, ее можно назвать государственной бюджетно-страховой. Если, конечно, иметь в виду постепенный переход к укреплению государственно-страховой системы с последовательным включением в нее расходных обязательств в рамках бюджетного компонента (сегодня финансирование лечебных учреждений происходит сразу из нескольких источников, а не только по каналам обязательного медицинского страхования. - "Итоги"). По разным оценкам, средний класс составляет в России от 20 до 40 процентов: преобладающее большинство жителей нашей страны социально и экономически уязвимо, оно нуждается в заботе государства. И это определяет вектор развития здравоохранения.

- Государство, как в советские времена, все берет на себя?

- У советского здравоохранения имелись свои плюсы. Оно было монопольным и госбюджетным, что позволяло проводить массовые профилактические и противоэпидемические программы. Поэтому при умеренном финансировании и невысоком достатке населения в стране был очень низкий уровень многих заболеваний. Однако монопольная система не позволяла учитывать индивидуальные потребности каждого человека. Ну а теперь, в условиях рыночной экономики и политической демократизации, реализовать государственный монопольный механизм уже невозможно. Мы собираемся сформировать единую солидарную систему обязательного медицинского страхования - это обеспечит гарантии бесплатной медицинской помощи со стороны государства.

- В концепции предусматривается введение одноканального финансирования медицины через систему ОМС. Зачем это нужно?

- Консолидированный бюджет позволит более эффективно перераспределять ресурсы здравоохранения, улучшить государственный контроль за оказанием врачебной помощи. Не нарушая законов, которые предусматривают распределение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами, мы сможем через систему ОМС создать конкуренцию в части обеспечения качества медицинской помощи.

- Предусмотрено и увеличение страхового взноса на медицину с 3,1 до 5,1 процента от фонда оплаты труда. Как рассчитывался его размер?

- Наши расчеты основаны на реальной стоимости медицинских услуг, которыми воспользовалось в 2007 году работающее население. Оказалось, что тогда работодатели из единого социального налога заплатили 133 миллиарда рублей. Но наряду с этим достаточно большая сумма денег - 122,7 миллиарда - была выделена субъектами Российской Федерации на оказание помощи работающему населению. Переход от единого социального налога на страховые взносы предполагает расчет стоимости медицинских услуг по полному тарифу. Итоговая сумма в 255,7 миллиарда рублей составляет приблизительно 4 процента от фонда оплаты труда; 1,1 процента поступает в бюджет Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых возможностей регионов. Увеличив страховой взнос на медицинскую помощь, а также установив единые правила формирования страховых взносов за неработающее население, мы сможем повысить финансовый норматив программы государственных гарантий.

- В концепции госгарантиям посвящен отдельный пункт. Но ведь медицинское обслуживание гражданам гарантирует Конституция. Что здесь нового?

- Программа гарантий впервые будет тщательно просчитана и финансово обеспечена. Пациент должен знать, на что конкретно он имеет право. Будет выставлен базовый для всей страны финансовый подушевой норматив. Причем, что очень важно, не только для работающего населения, но и неработающего, для детей и пожилых людей. Напомню, что сейчас подушевой норматив в разных регионах страны отличается более чем в 20 раз. В одних регионах это всего 1700 рублей на человека, а есть и те, где 26 700. Наша задача - сократить дифференциацию подушевых расходов в стране до 20-30 процентов от базового норматива.

- Судя по всему, теперь будет преобладать территориальный принцип здравоохранения. Не противоречит ли это Конституции, гарантирующей равное право на медицинскую помощь независимо от места проживания?

- Концепция как раз и подчеркивает это равенство. Мы создаем в системе здравоохранения единое финансовое поле. Любой гражданин, имеющий полис ОМС, может обращаться в любое лечебно­-профилактическое учреждение, если оно аккредитовано для оказания соответствующего вида помощи, и к любому врачу, имеющему соответствующую лицензию. Но нужно представлять себе различие в возможностях реализации этого права. Просторы нашей страны огромны, а плотность населения сильно различается. Поэтому если мы не продумаем систему быстрой доставки больного в учреждение в случае необходимости, его конституционное право может быть не реализовано. В концепции предусмотрена череда шагов для улучшения доступности медицинской помощи. К ним относится и создание межрайонных специализированных отделений, направленных на лечение социально значимых заболеваний: прежде всего это острые инфаркты миокарда и мозговые инсульты, тяжелые комбинированные травмы. Эти отделения разместят на территории каждого региона, чтобы можно было за 30-40 минут доставить больного из любой точки в стационар.

- Госгарантии невозможны без единых стандартов. Но они разрабатывались и раньше, теперь будут новые?

- Попытки перейти к стандартизации медицинской помощи предпринимались на протяжении последних 7-10 лет. Однако, как правило, медицинские профессиональные сообщества составляли эти документы без согласования с экономистами. Поэтому они либо имели минимальный уровень, не соответствующий современному качеству медицинской помощи, либо, наоборот, могли оказаться неадекватно завышенными. Это привело к парадоксальной ситуации, когда каждый регион и даже каждое лечебно-профилактическое учреждение составляли собственные стандарты. Сейчас единые стандарты будут созданы на базе доказательной медицины и с учетом международного опыта. Однако одновременно их подвергнут экономической экспертизе и обоснованию.

- Это попытка компромисса между тем, что современная медицина в состоянии сделать, и тем, что она может позволить себе финансово?

- Необходимо найти этот золотой баланс. Именно стандарты позволят управлять качеством оказываемой медицинской помощи.

- Еще одна важная проблема - концепция лекарственного страхования, которое собираются ввести в России. Она уже составлена?

- Ее подготовка сейчас заканчивается и в скором времени начнется открытое обсуждение. Лекарственное обеспечение будет постепенно включено в систему ОМС. Основным здесь станет принцип солидарного участия, основанного на софинансировании гражданами стоимости фактически отпущенных им лекарственных средств.

- Одной из целей концепции заявлено решение демографической проблемы в стране. Не слишком ли много обязательств берет на себя медицина?

- Зрелость системы здравоохранения в любой стране определяется тем, насколько в ней представлен приоритет профилактики. В странах с развитой медициной не проводят различий между охраной здоровья и здравоохранением. Эти понятия составляют двуединое целое. Профилактика во всем мире проводится по двум направлениям. Во-первых, массовая профилактика. Например, в Финляндии, применив всего две меры - ограничение соли и животных жиров в продуктах, - сумели серьезно снизить смертность от сосудистых заболеваний. Во-вторых, индивидуальная профилактика болезней для людей из групп высокого риска. Идеологом и первого, и второго направления выступает Минздравсоцразвития. Оно же определяет их механизмы и целевые показатели, обеспечивает мониторинг, оценку результатов. Недавно мы рассказали о нашей стратегии на исполкоме ВОЗ. Наша программа была высоко оценена, и России предложили координировать систему профилактических мероприятий в странах Восточной Европы и Центральной Азии.

- А как быть с еще одной рекомендацией ВОЗ для России - увеличить финансирование здравоохранения?

- Мы надеемся, что переход на систему страховых взносов приведет к тому, что объем ОМС значительно увеличится. Это позволит переводить на финансирование в этой системе и скорую медицинскую помощь, и многие виды высокотехнологичной помощи. Расчеты, которые были проведены в октябре и начале ноября 2008 года, показали, что если бы мы продолжали развиваться в плане нашей экономики докризисными темпами, это позволило бы многократно увеличить подушевое финансирование здравоохранения. Производя расчеты вместе с Министерством экономического развития, мы планировали выйти к 2020 году на показатель расходов на медицину не менее 5,2-5,5 процента от ВВП. Согласно паритету покупательной способности рубля это сегодня соответствует 10-11 процентам ВВП.

- Как повлияет финансовый кризис на реализацию концепции?

- Она становится в период финансовых потрясений особенно актуальной. Ведь это по сути одна из самых значимых антикризисных мер. Шаги, которые подразумеваются в концепции, должны значительно повысить внутриотраслевую экономическую эффективность. А меры профилактики позволят в результате значительно эффективнее использовать имеющиеся финансовые ресурсы.




Последние новости

Увольнения связаны также с прогнозируемым снижением прибыли на территории США из-за потери патентной защиты на некоторые лекарственные препараты.
Снижение ожидаемой продолжительности жизни, произошедшее в первый раз с 1993 года, связано с повышением смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, несчастных случаев и передозировки наркотиков.
Правительство предусмотрит в федеральном бюджете на 2017–2019 годы средства на введение программы риск-шеринга, в рамках которой фармкомпании будут возвращать стоимость неэффективного лечения.
Помимо прочих на размещение EMA претендуют Испания, Франция, Польша, Италия, Дания и Ирландия.
Компания Biogen представила новые данные по клиническим исследованиям адуканумаба. Целью испытаний была оценка безопасности, переносимости, фармакокинетики, фармакодинамики и клинической эффективности препарата.

Мероприятия

     2016
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.