15.12.2008 16:23

Разработана эффективная терапия системной красной волчанки

Исследователи из французского Национального Центра Научных Исследований (Centre national de la recherche scientifique, CNRS) в Институте Молекулярной и Клеточной Биологии (Institut de biologie moléculaire et cellulaire) в Страсбурге обнаружили, что пептид P140 может оказаться эффективным средством для лечения пациентов, страдающих от системной красной волчанки.

После успешной серии доклинических экспериментов на мышах, были проведены клинические испытания, результаты IIa фазы которых были недавно опубликованы в журнале Arthritis & Rheumatism. Эти результаты весьма обнадеживающие.

Волчанка имеет множественную этиологию и развивается под действием как внутренних (генетических), так и внешних факторов (факторов окружающей среды). В настоящее время от нее страдает несколько миллионов пациентов во всем мире, причем большинство из них – молодые женщины в возрасте от 18 до 30 лет. Интересно, что у разных пациентов она принимает различные формы, хотя самыми распространенными симптомами остаются сильная боль в суставах, поражения кожи лица и более или менее сильная почечная недостаточность.

Во многих случаях наблюдаются расстройства системы кроветворения, воспалительные процессы в легких и сердце (плеврит, перикардит, миокардит), повышенная чувствительность к солнечной радиации, а также изъязвления на слизистых оболочках. Также на поздних стадиях патологические изменения часто затрагивают центральную нервную систему.

Уже в течение многих лет клиницисты и биологи пытаются решить проблемы с диагностикой и терапией системной красной волчанки, и к сегодняшнему дню уже достигнуты некоторые успехи. Тем не менее, это заболевание по сей день остается неизлечимым, пациентам требуется пожизненное наблюдение, а их состояние остается в большой степени непредсказуемым. Методы фармакологической терапии существуют, однако все они неспецифичны.

В основном это терапия кортикостероидами, а в случаях острых форм заболевания – иммунодепрессантами, которые провоцируют массу негативных побочных эффектов, особенно в случае длительного применения (сердечнососудистые расстройства, диабет, нарушения половой функции и повышенная восприимчивость к инфекциям).

При аутоиммунных заболеваниях, таких как волчанка, собственные иммунные клетки организма разрушают здоровые ткани. В 2001 году в CNRS группа под руководством профессора Сильвианы Мюллер (Sylviane Muller) открыла и запатентовала вещество, способное возвращать иммунную систему к нормальному состоянию.

При терапии мышей с экспериментально индуцированной системной красной волчанкой фрагментом одного из белков клеточного ядра – пептидом P140 – обнаружилось, что продолжительность жизни больных мышей стала сравнима с продолжительностью жизни здоровых животных. У них практически исчезли симптомы почечной недостаточности, а также ревматические процессы в суставах.

В 2004 году исследователями под руководством профессора Мюллер и доктора Роберта Циммера (Robert Zimmer) была основана французская фармацевтическая компания ImmuPharma, за счет которой была проведена IIa и начата IIb фаза клинических испытаний.

Фаза IIa была проведена в двух медицинских центрах в Болгарии на 20 пациентах, страдавших острой формой системной красной волчанки. Всем пациентам было проведено по три подкожных инъекции пептида P140 с интервалами в 15 суток. Было показано, что пептид не вызывает никаких побочных эффектов. Эффективность P140 была подтверждена снижением в крови пациентов количества антител к ДНК, которые всегда обнаруживаются у больных системной красной волчанкой. Также существенно улучшилось общее состояние больных.

Эти результаты, которых, строго говоря, трудно было ожидать после столь короткого периода терапии, полностью подтвердили выводы, сделанные после доклинических испытаний на мышах. Исследователи также отметили, что новый препарат имеет существенное преимущество перед другими препаратами, которые затрагивают работу всей иммунной системы. P140 не приводит к снижению сопротивляемости организма к вирусным инфекциям.

В настоящее время в Южной Америке и Европе проходят клинические испытания (фаза IIb) с участием 200 пациентов.

Оригинальная статья: Muller et al. Spliceosomal peptide P140 for immunotherapy of systemic lupus erythematosus: Results of an early phase II clinical trial. Arthritis & Rheumatism, 2008; 58 (12).