Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 – 2020 годы

 26143

Ответственный исполнитель программы - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Соисполнители программы - Не предусмотрены

Участники программы:
  

Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Федеральное медико-биологическое агентство;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
Федеральная антимонопольная служба

Подпрограммы программы

Подпрограмма 1 «Развитие производства лекарственных средств»
Подпрограмма 2 «Развитие производства медицинских изделий»
Подпрограмма 3 «Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий»

Программно-целевые инструменты программы
 
Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»

Цель программы

Создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня

Задачи программы


-          Формирование инновационного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности;

-          Формирование технологического и производственного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности; формирование инновационного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности;

-          Развитие производства инновационных лекарственных средств и медицинских изделий.

Целевые индикаторы и показатели программы
    

-    Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест (накопленным итогом)

-    Увеличение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства отрасли относительно уровня 2011 года

-     Увеличение производительности труда в фармацевтической и медицинской отрасли относительно уровня 2011 года

·-   Объем экспорта лекарственных средств и медицинских изделий

-    Доля организаций, осуществивших технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей

-    Использование результатов интеллектуальной деятельности в сфере фармацевтической и медицинской промышленности

-    Объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства фармацевтической и медицинской продукции

-    Объем производства отечественных лекарственных средств, отечественных медицинских изделий в денежном выражении за счет коммерциализации созданных технологий

-    Доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Этапы и сроки реализации программы
 
Срок действия Программы 2013 – 2020 годы.
Программа реализуется в два этапа:
I этап: 2013-2015 годы;
II этап: 2016-2020 годы.

Объемы бюджетных ассигнований программы 

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составляет 108387550 тыс. рублей., в том числе по годам:  

2013 год - 15176800 - тыс. руб.
2014 год - 16773200 - тыс. руб.
2015 год - 17400550 - тыс. руб.
2016 год  - 19632000 - тыс. руб.
2017 год -  18545000 - тыс. руб.
2018 год -  15064000 - тыс. руб.
2019 год -  5061000  - тыс. руб.  
2020 год  - 735000    - тыс. руб.
    
Ожидаемые результаты реализации программы
    

1)   Создание и модернизация 20 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2020 года

2)   Увеличение к 2020 году в 7 раз доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской отрасли по отношению к 2011 году

3)   Увеличение к 2020 году производительности труда в фармацевтической и медицинской отрасли в 4,5 раза по отношению к показателю 2011 года

4)   Увеличение к 2020 году доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления здравоохранения Российской Федерации в денежном выражении до 50%

5)   Увеличение к 2020 году доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления здравоохранения Российской Федерации в денежном выражении до 40%

6)   Увеличение к 2020 году экспорта лекарственных средств и медицинских изделий не менее чем до 105 млрд. рублей

7)    Увеличение к 2020 году доли организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей до 50 процентов

8)   Достижение к 2020 году значительной активизации оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в фармацевтической и медицинской отрасли путем увеличения до 1500 количества поданных заявок на выдачу патентов и полученных патентов, свидетельств о регистрации прав на товарные знаки, количества регистраций лицензионных договоров и договоров уступки прав

Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

1.1.   Характеристика сферы реализации Государственной программы
Государственная политика в области развития фармацевтической и медицинской промышленности

Основной целью государственной политики в области развития фармацевтической и медицинской промышленности до 2008 года являлось насыщение внутреннего рынка лекарственными средствами и медицинскими изделиями для ликвидации дисбалансов, возникших в ходе трансформационных процессов в российской экономике. При положительной динамике рыночных показателей доля отечественной продукции соответствующих отраслей в общем объеме потребления на внутреннем рынке оставалась незначительной, так как в области лекарственных средств и медицинских изделий большая часть потребительского спроса удовлетворялась за счет импортной продукции. При этом значительная часть лекарственных средств, произведенных на территории России, производилась из импортного сырья.

В то же время по мере роста экономики Российской Федерации возникали внутренние производства, способные не только разрабатывать и производить конкурентоспособную продукцию, но и участвовать в осуществлении прикладных исследований и разработок, позволяющих в перспективе выводить на рынок инновационные лекарственные средства и медицинские изделия. Важным фактором, способствующим изменению целей государственной политики, являлась возрастающая зависимость потребительского рынка от импортной продукции в критически важных в отношении национальной безопасности отраслях.

Для изменения сложившейся ситуации возникла необходимость корректировки направлений и целей государственной политики в области производства лекарственных средств и медицинских изделий в сторону усиления роли локальных производителей на внутреннем рынке, обеспечения разработки инновационной продукции и подготовки кадров для современных производств. На первом заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня 2009 года фармацевтическая и медицинская промышленность была выделена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым как одно из 5 приоритетных направлений высокотехнологичного развития российской экономики, включая прикладную науку и инженерию. Сейчас осуществляется переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 91.

Одним из инструментов объединения усилий бизнеса, науки и государства в реализации приоритетных направлений технологического развития российской экономики могут стать технологические платформы.
Технологическая платформа представляет собой коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества). Созданы и функционируют технологические платформы "Медицина будущего", "Биоиндустрия и биоресурсы" ("Биотех 2030").

Государственной программой Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 – 2020 годы (далее – Программа) предусмотрено финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета в рамках заключенных государственных контрактов Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с участниками технологических платформ в размере 1516499,51 тыс. рублей в 2013 – 2014 годах. Доля государственных контрактов, исполняемых участниками технологических платформ, в общем количестве государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91, составляет 24 процента (объем финансирования проектов участников технологических платформ составляет 19 процентов общего объема финансирования выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Другим важнейшим инструментом партнерства государства, инновационно ориентированных промышленных предприятий, науки и образования является инструмент создания и развития научно-производственных кластеров. Реализация государственной кластерной политики способствует росту конкурентоспособности отрасли за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, доступом к научному знанию, образовательным и производственным инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижением транзакционных издержек, а также с реализацией совместных кооперационных проектов.

Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 28 августа 2012 г. утвержден перечень инновационных территориальных кластеров. В перечень включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора, осуществленного в рамках деятельности рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Согласно перечню в субъектах Российской Федерации сформировано 7 медико-фармацевтических территориальных инновационных кластеров (Московская область – 2 кластера, Калужская область – 1 кластер, Санкт-Петербург – 1 кластер, Томская область – 1 кластер, Новосибирская область – 1 кластер, Алтайский край – 1 кластер), которые объединяют наиболее активные организации, осуществляющие разработку и выпуск инновационной фармацевтической и медицинской продукции.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и интеграции российских кластеров в мировой рынок высокотехнологичной продукции, позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, а также повысить скорость экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования и получения доступа к современным методам управления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают организационную и финансовую поддержку организациям - участникам инновационных кластеров.

Развитие медико-фармацевтических территориальных инновационных кластеров предусматривает реализацию мероприятий по следующим основным направлениям:
развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию науки, образования и промышленности в научно-технической сфере;
развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;
развитие производственного потенциала и международной кооперации;
развитие инфраструктуры кластеров и организационное развитие кластеров.

Предполагается финансирование реализации программ развития медико-фармацевтических территориальных инновационных кластеров в 2013 – 2017 годах за счет средств федерального бюджета.

Важным направлением расходов средств федерального бюджета в рамках Программы является выделение ассигнований на государственные инвестиции в создание новейшей инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности. Программой предусмотрено финансирование государственных капитальных вложений в создание инфраструктуры университетов и научно-исследовательских институтов г. Москвы, Московской области, гг. Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани и др., входящих в сформированные медико-фармацевтические территориальные кластеры.

Всего в рамках Программы в 2013 – 2016 годах за счет бюджетных ассигнований Министерством промышленности и торговли Российской Федерации планируется осуществить государственные капитальные вложения в размере 11967000 тыс. рублей.

Мероприятия, предусмотренные в рамках подпрограмм Программы, нацелены на развитие национальной инновационной системы. В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, задачами инновационного развития экономики России являются:
увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40 – 50 процентов к 2020 году;
увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 5 – 10 процентов в 5 – 7 и более секторах экономики к 2020 году;
увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году;
увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 – 20 процентов к 2020 году;
повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 – 3 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году;
увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно­исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 процентов.

Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы "Развитие производства лекарственных средств", подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий", подпрограммы "Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий" Программы, способствуют решению задач, предусмотренных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Решению этих задач будут способствовать ожидаемые результаты Программы в части создания и модернизации 20 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2020 года, увеличения к 2020 году в 7 раз доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской промышленности по отношению к 2011 году, увеличения к 2020 году производительности труда в фармацевтической и медицинской промышленности в 4,5 раза по отношению к показателю 2011 года, увеличения к 2020 году доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления здравоохранения Российской Федерации до 50 процентов (в денежном выражении), увеличения к 2020 году доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления здравоохранения Российской Федерации до 40 процентов (в денежном выражении), увеличения к 2020 году экспорта продукции фармацевтической и медицинской промышленности не менее чем до 105 млрд. рублей, увеличения к 2020 году доли организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской промышленности в общем количестве производителей до 50 процентов, достижения к 2020 году значительной активизации оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в фармацевтической и медицинской отрасли.

Важным инструментом управления развитием отраслей национальной экономики является инструмент научно-технологического прогнозирования. Такой инструмент применяется с целью формирования стратегических направлений научно-технологических исследований и их государственной поддержки в рамках различных целевых инструментов. Возникает необходимость оценки возникновения новых областей знания, в том числе прорывных технологий в фармацевтической и медицинской промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий

Меры по развитию системы отраслевого нормативно-правового регулирования должны учитывать тенденции интеграционных процессов, в которых принимает участие Российская Федерация, и быть направлены на последовательную дальнейшую интеграцию национальной фармацевтической и медицинской промышленности в международную цепочку по разработке и производству фармацевтической и медицинской продукции.

В сфере реализации Программы актуальными направлениями развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации являются:
разработка промышленных технологий и организация производства лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2010 г. № 1141-р, и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. № 1378-р, для обеспечения лекарственной безопасности Российской Федерации;
разработка промышленных технологий и организация локализации производства высококачественной фармацевтической и медицинской продукции с целью снижения цен на лекарственные препараты, медицинские изделия и увеличения объемов их потребления населением и организациями здравоохранения;
обеспечение устойчивого производства эффективных лекарственных средств и медицинских изделий за счет развития научно-технического, инновационного, кадрового потенциала фармацевтической и медицинской промышленности;
создание инфраструктурного, в том числе нормативно-правового, обеспечения развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации посредством разработки Федерального закона "Об обращении медицинских изделий" и иных нормативных правовых актов.
Правительством Российской Федерации разработан в 2009 – 2011 годах ряд мер, направленных на развитие фармацевтической и медицинской промышленности, включая:
разработку и начало реализации федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91;
стимулирование создания высокотехнологических отраслевых региональных кластеров как принципиально нового механизма научно-производственной и образовательной кооперации.
Проблемы развития фармацевтической и медицинской промышленности решаются в рамках:
федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280;
федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 – 2014 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 г. № 791;
федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613;
федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. № 54;
программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук "Молекулярная и клеточная биология";
программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук "Фундаментальные науки – медицине".

Указанные программы в основном направлены на генерацию знаний и разработку технологий. В ряде случаев при их реализации получены прикладные результаты уровня, не уступающего мировому, а также расширилось международное сотрудничество отечественных организаций с иностранными партнерами. Активизация государственной политики в области фармацевтической и медицинской промышленности уже отражается на объеме и структуре производства, однако в силу длительности научно-производственного цикла от разработки до выведения на рынок новых медицинских изделий и фармацевтической продукции значимые результаты могут быть получены через 5 – 7 лет.

Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91, призвана устранить разрыв между достижениями науки и производством. Ее целью является обеспечение перехода фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития, в том числе через поддержку проектов по разработке и производству воспроизведенных и инновационных лекарственных средств и медицинских изделий. В рамках реализации указанной федеральной целевой программы предусмотрены мероприятия по подготовке кадров, а также технологическому перевооружению производственных мощностей предприятий, государственных учреждений науки и образования на базе технологических инноваций. Это призвано одновременно стимулировать в Российской Федерации разработку и производство наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, поднятие уровня отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до мирового с целью обеспечения справедливой конкуренции с зарубежными производителями на внутреннем и внешнем рынках.

Файлы:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6


Последние документы