Федеральный Закон № 52 от 12 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (с изменениями от 30.12.2001; 10.01, 30.06.2003; 22.08.2004)

 10966

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Закон определяет основные санитарно-противоэпидемические требования ко всем вопросам оборота БАД к пище.            

Согласно положениям данного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения должно обеспечиваться посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемиче-ских (профилактических) мероприятий, государственного санитарно-эпидемиологическогого нормированиия, государственной регистра-цией продукции (в данном случае БАД), а также обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с Законом граждане имеют право:
  • на получение в органах государственной власти, местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный сани-тарно-эпидемиологический надзор и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, качестве и безопаснос-ти продукции, в том числе пищевых продуктов и БАД к пище;
  • на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а в данном случае при производстве и реализации БАД к пище.
Очень Важно обратить внимание, что Закон предписывает заботу о собственном здоровье, гигиеническом воспитании, а также об обучении этому своих детей всем гражданам в законодательном порядке. Таким образом, забота о собственном здоровье и здоровье детей для каждого гражданина является его обязанностью, а не как это принято считать - сугубо личным делом (статья 10 настоящего Закона). В связи с этим нужно просвещать население в том, что каждый человек для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний (сердечно-сосудистых, многих эндокринных заболеваний, патологи ЖКТ и опорно-двигательного аппарата и других) нуждается в обогащении своего рациона витаминами, минералами, другими важнейшими факторами питания.  

Предпринимателей и юридических лиц, занятых на любых этапах оборота БАД к пище, Закон (статья 11) обязывает выполнять требования санитарного законодательства, постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, разрабатывать, а также проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Разработка методов контроля за средой обитания, своевременное информирование населения, органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы о любых нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологи-ческому благополучию населения также возложены на предпринимателей и юридических лиц, занимающихся оборотом БАД.

На производстве, предприятии, в организации всегда должны быть в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.

Финансовые затраты на все эти и прочие мероприятия по обеспечению санитарных норм и требований данного Закона, а также гигиеническое обучение своих работников, в полном объеме относятся на себестоимость продукции.

В главе III «Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека» определены основные санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам, изделиям и технологиям их производства.

Вопросы безвредности, безопасности пищевых продуктов, в том числе БАД к пище являются одними из важнейших.

Законодательно определено (глава III), что любая продукция, которая не соответствует санитарным правилам и представляет опасность для человека должна немедленно сниматься с производства или реализации.

В Законе закреплены санитарно-эпидемиологические требования к продукции, и  в том числе БАД, ввозимой на территорию Российской Федерации (статья 16). Данная продукция допускается к ввозу на территорию РФ только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию РФ и перечень (включающий БАД к пище) которых устанавливается Правительством РФ, до их ввоза на территорию РФ подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 43 настоящего Федерального закона. Указывается, что Продукция, ввозимая на территорию РФ, не должна оказывать вредного воздействия на человека и среду обитания.

Наибольшее значение в обеспечении качества и безопасности БАД имеет организация производственного контроля, вопросам организации которого посвящена статья 32 настоящего Закона.

Законом определяются санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудованию, транспорту, а также к условиям труда сотрудников (статьи 24,25). В частности, утверждается, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, отравлений и профессиональных заболеваний работники, занятые на всех этапах оборота БАД, «должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры».

Важнейшую правовую информацию содержит статья 43, где освещаются вопросы государственной регистрации продукции.
В статье 46 изложены основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ с учетом изменений и дополнений, внесенных на основании принятых в 2004 году нормативно-правовых документов (постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г., № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 321 «Положение о министерстве здравоохранения» и другие).

Законом утверждаются положения о должностных лицах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и их полномочиях.

Законодательно определено, что «воздействие на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологиче-ский надзор, в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством РФ ответственность".

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с Законом, наделяются целым рядом прав и полномочий, в частности, «беспрепятственным посещением территорий и помещений объектов в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами санитарного законодательства, проведением отбора проб и образцов продукции для исследований, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов,  проведением досмотров транспортных средств и перевозимых ими грузов в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам». (статьи 49,50)

За нарушение утвержденных Законом санитарных требований устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ (статья 55 настоящего Закона «Ответственность за нарушение санитарного законодательства»).


Документы о здравоохранении