Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» обнародован Минздравом

 35030

Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» обнародован Минздравом
Минздрав России разместил на своем официальном сайте редакцию Проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и в статью 333.32.1. части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которая будет внесена в Правительство.

Законопроект вызвал большое количество споров и критических замечаний в адрес Минздрава России. В роли одного из главных критиков законопроекта выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Нарекания антимонопольного органа вызвало, в частности, определение понятия «взаимозаменяемый лекарственный препарат», предложенное Минздравом.

Согласно последней редакции законопроекта, под взаимозаменяемым лекарственным препаратом понимается - лекарственный препарат, не являющийся биологическим лекарственным препаратом, с доказанной терапевтической эквивалентностью в отношении оригинального лекарственного препарата или в отношении препарата сравнения, применяемый по одним и тем же показаниям (за исключением показаний, применение по которым в Российской Федерации защищено действующими патентами), имеющий одинаковый качественный и количественный состав действующих веществ, а также лекарственную форму, дозировку и способ введения, и произведенный в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств.

По мнению Начальника Управления контроля торговли и социальной сферы ФАС России Тимофея Нижегородцева, - предлагаемое Минздравом определение понятия «взаимозаменяемости» исключит возможность закупок более дешевых препаратов-аналогов и не будет способствовать экономии средств бюджета и развитию конкуренции.

Однако, по словам Директора Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава РФ Елены Максимкиной, - Минздрав России при разработке данного законопроекта во главу угла ставил главный тезис в здравоохранении: «Не навреди». Руководитель Департамента также предостерегла критиков законопроекта от принятия поспешных решений, так как последствия изменения нормативной базы, регулирующей обращение лекарственных средств, испытывают на себе граждане страны. При этом всю полноту ответственности за последствия принятия законопроекта несет именно Минздрав.

После принятия законопроекта будут официально закреплены такие понятия как: орфанные лекарственные препараты, биологический лекарственный препарат, биотехнологический лекарственный препарат, генотерапевтический лекарственный препарат, соматотерапевтический лекарственный препарат, препарат сравнения, биоаналоговый лекарственный препарат (биоаналог), взаимозаменяемый лекарственный препарат.

                                                                                                                   
                                                                           Проект
                                                     Вносится  Правительством
                                                              Российской Федерации


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и в статью 333.32.1. части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст. 1815; № 31, ст. 4161; № 42, ст. 5293; № 49, ст. 6409; 2011, № 50, ст. 7351; 2012, № 26, ст. 3446) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Не допускается использование для разработки и производства лекарственных средств биоматериала, полученного с прерыванием или нарушением процесса развития эмбриона или плода человека.»;
2) в статье 4:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) фармацевтическая субстанция - лекарственное средство, содержащее одно или несколько действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающее фармакологической активностью, предназначенное для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющее их эффективность;»;
б) дополнить пунктами 61 и 62 следующего содержания:
«61) орфанные лекарственные препараты – лекарственные препараты, предназначенные для патогенетического лечения (лечения, направленного на механизм развития заболевания) редких (орфанных) заболеваний;  
62) биологический лекарственный препарат - это лекарственный препарат, действующим веществом которого является фармацевтическая субстанция, полученная или выделенная из биологического источника, и для определения свойств и качества которого необходима комбинация биологических и физико-химических методов. К биологическим лекарственным препаратам относятся иммунобиологические лекарственные препараты, лекарственные препараты, полученные из крови и плазмы крови человека и животных, лекарственные препараты, произведенные путем биотехнологических методов, генотерапевтические и соматотерапевтические лекарственные препараты;»;
в) пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7) иммунобиологические лекарственные препараты – биологические лекарственные препараты, предназначенные для формирования активного или пассивного иммунитета, или диагностики наличия иммунитета, или диагностики/выработки специфического приобретенного изменения иммунологического ответа на аллергизирующие вещества. К ним относятся вакцины, анатоксины, токсины, сыворотки, иммуноглобулины и аллергены;»;
г) дополнить пунктами 71- 73 следующего содержания:
«71) биотехнологический лекарственный препарат - лекарственный препарат, производство которого включает  в себя стадии, в которых используются биотехнологические процессы, в том числе ДНК-рекомбинантная технология, технология контролируемой экспрессии генов кодирующих биологически активные белки в прокариотах и эукариотах, включая измененные клетки млекопитающих, гибридомный метод и метод моноклональных антител;
72)генотерапевтический лекарственный препарат –биологический лекарственный препарат, фармацевтическая субстанция которого является или включает в себя рекомбинантную нуклеиновую кислоту, позволяющую осуществлять регулирование, репарацию, замену, добавление или удаление генетической последовательности;
73) соматотерапевтический лекарственный препарат – биологический лекарственный препарат, который является или включает в себя клетки или ткани с измененными в целях предполагаемого использования биологическими характеристиками, физиологическими функциями или строением, или который является или включает в себя клетки или ткани, не предназначенные для выполнения у реципиента тех же основных функций, что и у донора;»;
д) пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12) воспроизведенное лекарственное средство – лекарственное средство, имеющее такой же качественный и количественный состав действующих веществ в такой же лекарственной форме, что и оригинальное лекарственное средство или препарат сравнения и биоэквивалентность которого с оригинальным лекарственным препаратом или препаратом сравнения подтверждена соответствующими исследованиями биодоступности или терапевтической эквивалентности;»;
дополнить пунктами 121 – 123 следующего содержания:
«121) препарат сравнения – лекарственный препарат, зарегистрированный на основании данных собственных доклинических и клинических исследований, и используемый для оценки качества, эффективности и безопасности воспроизведенного лекарственного препарата в случае отсутствия в государственном реестре лекарственных средств соответствующего ему оригинального лекарственного препарата;
 122) биоаналоговый лекарственный препарат (биоаналог) – биологический лекарственный препарат, схожий по параметрам качества, эффективности и безопасности с оригинальным биологическим лекарственным препаратом в такой же лекарственной форме;

123) взаимозаменяемый лекарственный препарат – лекарственный препарат, не являющийся биологическим лекарственным препаратом, с доказанной терапевтической эквивалентностью в отношении оригинального лекарственного препарата или в отношении препарата сравнения, применяемый по одним и тем же показаниям (за исключением показаний, применение по которым в Российской Федерации защищено действующими патентами), имеющий одинаковый качественный и количественный состав действующих веществ, а также лекарственную форму, дозировку и способ введения, и произведенный в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств;»;
е) пункт 15 изложить в следующей редакции:
«гомеопатический лекарственный препарат - лекарственный препарат, произведенный или изготовленный из фармацевтических субстанций, называемых гомеопатическим сырьем, в соответствии с требованиями общих фармакопейных статей на гомеопатические лекарственные формы или в соответствии с требованиями фармакопеи страны производителя;»
ж) дополнить пунктом 171 следующего содержания:
«171) группировочное наименование лекарственного препарата -  наименование лекарственного препарата, используемое с целью объединения под одним наименованием в группу согласно составу действующих веществ лекарственных средств, не имеющих рекомендованного международного непатентованного наименования, или объединения в группу комбинированных лекарственных препаратов;»;
з) дополнить пунктом 191 следующего содержания:
«191)фармакопейные стандартные образцы – вещества, с которыми с использованием физико-химических и биологических методов проводят сравнение испытуемых лекарственных средств при контроле качества лекарственных средств, подтверждении соответствия лекарственных средств требованиям, установленным при их государственной регистрации;»
и) дополнить пунктом 281 следующего содержания:
«281) гражданский оборот лекарственного средства - юридическая форма перехода имущественных прав на лекарственное средство от одного субъекта другому при обращении лекарственных средств;»;
к) пункт 30 изложить в следующей редакции:
«30) разработчик лекарственного средства - организация, обладающая правами на результаты доклинических исследований лекарственного средства, клинических исследований лекарственного препарата и (или) технологию производства лекарственного средства;»;
л) пункт 45 изложить в следующей редакции:
«45) исследование биоэквивалентности лекарственного препарата - вид клинического исследования лекарственного препарата, проведение которого осуществляется для определения скорости всасывания и выведения фармацевтической субстанции, количества фармацевтической субстанции, достигающего системного кровотока, и результаты которого позволяют сделать вывод о биоэквивалентности воспроизведенного лекарственного препарата в определенных лекарственной форме и дозировке соответствующему оригинальному лекарственному препарату или препарату сравнения;»;
м) дополнить пунктами 55-56 следующего содержания:
«55) производственная площадка – территориально обособленный производственный комплекс, предназначенный для выполнения всего или определенной части производственного процесса лекарственных средств;  
56) владелец регистрационного удостоверения – юридическое лицо, подавшее в установленном порядке документы на государственную регистрацию лекарственного препарата, и на имя которого выдано регистрационное удостоверение.»;
3) в статье 5:
а)  пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10) установление порядка ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию и вывоза лекарственных средств из Российской Федерации;»;
б) дополнить пунктами 18-29 следующего содержания:
«18) установление порядка государственного контроля качества лекарственных средств;
19) установление порядка формирования и ведения перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов,;
20) установление порядка формирования регистрационного досье, требований к документам и данным в составе регистрационного досье;
21) утверждение правил рационального выбора наименований лекарственных препаратов для медицинского применения;
22) утверждение правил оформления проектов макетов упаковок на лекарственные препараты для медицинского и ветеринарного применения;
23) утверждение правил подготовки инструкций по применению лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения;
24) утверждение перечня наименований лекарственных форм;
25) утверждение правил проведения экспертизы лекарственных средств с учетом особенностей отдельных групп лекарственных препаратов;
26) утверждение классификации изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированное лекарственное средство;
27) установление порядка формирования комплекта документов, предоставляемого в уполномоченный орган в случае внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированное лекарственное средство;
28) утверждение правил проведения повторной экспертизы;
29) установление порядка  обжалования результатов экспертизы лекарственных средств и этической экспертизы;»;
4) в статье 7:
а) часть 2 после слов «фармакопейных статей» дополнить словами «, а также фармакопейных статей на фармакопейные стандартные образцы»;
б) дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. Фармакопейные стандартные образцы являются официальными стандартными материалами при рассмотрении споров в отношении результатов экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, рассматриваемых в порядке судопроизводства в арбитражных судах, а также используются для калибровки стандартных образцов предприятия, используемых для проведения текущих анализов.»;
5) в статье 9:
а) часть 1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3) государственный контроль качества лекарственных средств.»;
б)  дополнить пунктами 7-11 следующего содержания:
«7. Государственный контроль качества лекарственных средств осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в сфере здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Государственный контроль качества лекарственных средств осуществляется для всех лекарственных средств, поступающих в обращение в Российской Федерации.
9. Субъекты обращения лекарственных средств обязаны предоставлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в сфере здравоохранения в установленном им порядке сведения о сериях (партиях) лекарственных средств, выпущенных в обращение в Российской Федерации. 
10. Осуществление государственного контроля качества лекарственных средств является расходным обязательством Российской Федерации.
11. За несоблюдение или сокрытие сведений, представляемых в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в сфере здравоохранения, субъекты обращения лекарственных средств несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;
6) в статье 11:
а) часть 2 после слова «правилами» дополнить словом «надлежащей»;
б) часть 5 после слова «правил» дополнить словом «надлежащей»;
7) в статье 13:
а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5) биоаналоговые лекарственные препараты;»;
б) пункт 3 части 5 изложить в следующей редакции:
«3) лекарственные препараты, приобретенные физическими лицами за пределами Российской Федерации и предназначенные для личного использования;»;
в) в части 6 пункт 1 изложить в следующей редакции:
 «1) лекарственных препаратов с разным качественным составом действующих веществ  под одинаковым торговым наименованием;»;
г) дополнить частью 7 и 8 следующего содержания:
«7. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию, в установленном им порядке по запросу (в письменном или электронном виде) любого субъекта обращения лекарственных средств даются разъяснения положений документации, связанной с государственной регистрацией лекарственных средств, в том числе касающейся вопросов проведения доклинических и клинических исследований в целях  осуществления государственной регистрации лекарственных средств.
8.Государственная регистрация лекарственного средства, разработанного для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, разработанных по заданию федеральных органов исполнительной власти уполномоченных в области безопасности и обороны Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
8) часть 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:
«2. Экспертиза лекарственных средств для медицинского применения и этическая экспертиза проводятся поэтапно:
1) на первом этапе:
а) экспертиза документов лекарственного препарата, представленного в качестве орфанного лекарственного препарата для определения возможности рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата;
б) этическая экспертиза, экспертиза документов лекарственных средств для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата, за исключением:
- лекарственных препаратов, которые разрешены для медицинского применения в Российской Федерации более двадцати лет (кроме биологических лекарственных средств и биоаналогов), и в отношении которых, в соответствии с правилами проведения экспертизы лекарственных средств с учетом особенностей отдельных групп лекарственных препаратов, не проводится исследование биоэквивалентности;
- лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых проведены международные многоцентровые клинические исследования, часть из которых проведена в Российской Федерации;
- лекарственных препаратов, в отношении которых в результате экспертизы признано возможным рассматривать их при государственной регистрации в качестве орфанных лекарственных препаратов и в отношении которых проведены международные клинические исследования.

2) на втором этапе – экспертиза лекарственных средств, в части экспертизы предложенных методов контроля качества лекарственного средства и качества представленных образцов лекарственного средства с использованием этих методов (далее – экспертиза качества лекарственного средства) и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата, осуществляемые после проведения его клинического исследования.»;
9) в статье 16:
а) в части 4:
исключить слова:
«При проведении экспертизы лекарственных средств не допускается истребовать у заявителя либо иных лиц материалы, необходимые для проведения экспертизы.»;
дополнить текстом следующего содержания:
«Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет заявителю запрос в электронном и (или) письменном виде о предоставлении дополнительных документов и (или) данных. Заявитель обязан в срок, не превышающий девяносто  рабочих дней со дня получения запроса уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предоставить запрошенные документы и (или) данные либо обосновать невозможность их предоставления. Время со дня отправления запроса и до дня получения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ответа заявителя на запрос не учитывается при исчислении срока проведения экспертиз лекарственного средства.»;
  б) часть 12 изложить в следующей редакции:
«12. Правила проведения экспертизы лекарственных средств с учетом особенностей отдельных групп лекарственных препаратов (оригинальные лекарственные препараты; воспроизведенные лекарственные препараты, биологические лекарственные препараты, биоаналоговые лекарственные препараты, гомеопатические лекарственные препараты, лекарственные растительные препараты, комбинированные лекарственные препараты), форма заключения комиссии экспертов устанавливаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;
  10) в статье 18:
а) часть 1 после слов «осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов» и слов «соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» дополнить соответственно словами «в электронном виде и (или) на бумажном носителе»;
б) в части 2:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1) наименование и адрес заявителя, владельца регистрационного удостоверения и производителя лекарственного препарата и адрес места осуществления производства лекарственного препарата (в  случае наличия нескольких участников производственного процесса, необходимо указать каждого);»;
пункт 2 после слова «непатентованное» дополнить словами «, или группировочное,»;
пункт 3 после слова «перечень» дополнить словами «действующих и вспомогательных»;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5) фармакотерапевтическая группа лекарственного препарата, код международной анатомо-терапевтическо-химической (АТХ) классификации, заявляемые показания к применению лекарственного препарата»;
пункт 6 признать утратившим силу;
дополнить пунктами 8 – 13 следующего содержания:
«8) необходимость оформления разрешения на ввоз конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации;
9) необходимость проведения экспертизы документов лекарственного препарата, представленного в качестве орфанного лекарственного препарата, для определения возможности рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата;
10) необходимость применения ускоренной процедуры экспертизы лекарственных средств в целях государственной регистрации лекарственных препаратов
11) по собственной инициативе заявителя реквизиты документов об уплате:
а) государственной пошлины за проведение экспертизы документов лекарственного препарата, представленного в качестве орфанного лекарственного препарата, для определения возможности рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата;
б) государственной пошлины за проведение этической экспертизы, экспертизы документов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения при обращении за государственной регистрацией лекарственного препарата;
в) государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата, разрешенного для медицинского применения в Российской Федерации более двадцати лет, при государственной регистрации лекарственного препарата;
г) государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого проведены международные многоцентровые клинические исследования, часть из которых проведена в Российской Федерации, при государственной регистрации лекарственного препарата;
д) государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого в результате экспертизы признано возможным рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата и прошедшего международные клинические исследования;
е) государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для ветеринарного применения при его государственной регистрации.»;
12) наличие интеллектуальных прав;
13) наличие согласия заявителя оригинального лекарственного препарата на использование информации о результатах доклинических и клинических исследований оригинального лекарственного средства в случае, если с момента регистрации оригинального лекарственного препарата прошло менее шести лет.»;
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Регистрационное досье формируется из следующих документов:
1) документ на русском языке, подтверждающий соответствие производителя регистрируемого лекарственного препарата, требованиям правил надлежащей производственной практики (правил организации производства и контроля качества лекарственных средств), выданный компетентным органом страны производителя, регистрируемого лекарственного препарата и заверенный в установленном порядке;
2) отчет о результатах доклинического исследования лекарственного средства для медицинского применения, составленный в соответствии с порядком формирования регистрационного досье, требований к документам и данным в составе регистрационного досье, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) отчет о результатах доклинического исследования лекарственного средства и клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения;
4) проект протокола клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения;
5) брошюра исследователя лекарственного препарата для медицинского применения;
6) информационный листок пациента для лекарственного препарата для медицинского применения;
7) информация о выплатах и компенсациях пациентам (здоровым добровольцам, больным) (далее - пациенты), привлеченным к проведению клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения, исследований биоэквивалентности и (или) терапевтической эквивалентности;
8) проект инструкции по применению лекарственного препарата, составленный в соответствии с правилами подготовки инструкций по применению лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения,  утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, содержащий следующие сведения:
а) наименование лекарственного средства (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования);
б) лекарственная форма с указанием наименований и количественного состава действующих веществ и качественного состава вспомогательных веществ;
в) описание внешнего вида лекарственного препарата;
г) физико-химические свойства (для радиофармацевтических лекарственных препаратов);
д) фармакотерапевтическая группа лекарственного препарата, код международной анатомо-терапевтическо-химической (АТХ) классификации или указание гомеопатический лекарственный препарат;
е) фармакодинамика и фармакокинетика (кроме гомеопатических и растительных лекарственных препаратов);
ж) показания к применению;
з) противопоказания к применению;
и) меры предосторожности при применении;
к) указание возможности и особенностей медицинского применения лекарственного препарата беременными женщинами, женщинами в период грудного вскармливания, детьми, взрослыми, имеющими хронические заболевания (только для лекарственных препаратов для медицинского применения) или указание возможности и особенностей применения у беременных и лактирующих животных, у потомства в ветеринарии (только для лекарственных препаратов для ветеринарного применения);
л) режим дозирования, способ введения и применения, при необходимости время приема лекарственного препарата, продолжительность лечения, в том числе у детей до и после одного года (только для лекарственных препаратов для медицинского применения);
м) возможные побочные действия при применении лекарственного препарата;
н) симптомы передозировки, меры по оказанию помощи при передозировке;
о) взаимодействие с другими лекарственными препаратами и (или) пищевыми продуктами, кормами (только для лекарственных препаратов для ветеринарного применения);
п) формы выпуска лекарственного препарата;
р) указание, при необходимости, особенностей действия лекарственного препарата при первом приеме или при его отмене;
с) описание, при необходимости, действий врача (фельдшера), специалиста в области ветеринарии, пациента, владельца животного при пропуске приема одной или нескольких доз лекарственного препарата;
т) сведения о возможном влиянии лекарственного препарата для медицинского применения на способность управлять транспортными средствами, механизмами;
у) срок годности и указание на запрет применения лекарственного препарата по истечении срока годности;
ф) условия хранения;
х) указание на необходимость хранения лекарственного препарата в местах, недоступных для детей;
ц) указание, при необходимости, специальных мер предосторожности при уничтожении неиспользованных лекарственных препаратов;
ч) сроки возможного использования продукции животного происхождения после введения животному лекарственного препарата для ветеринарного применения;
ш) условия отпуска;
щ) наименование, адрес производителя лекарственного препарата и адреса производственных площадок лекарственного препарата;
э) наименование, адрес организации, уполномоченной владельцем (держателем) регистрационного удостоверения на принятие претензий от покупателя (потребителя);
9) проекты макетов первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата, подготовленные в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами оформления проектов макетов упаковок на лекарственные препараты для медицинского и ветеринарного применения;
10) проект нормативной документации или нормативного документа на лекарственный препарат;
11) документ, содержащий следующие сведения о фармацевтической субстанции (фармацевтических субстанциях), входящей в состав лекарственного препарата:
а) наименование фармацевтической субстанции, ее структура, общие свойства;
б) наименование и адрес производителя;
в) описание производственного процесса и его контроля;
г) информация о примесях;
д) спецификация на фармацевтическую субстанцию и ее обоснование;
е) описание аналитических методик;
ж) результаты анализа серий фармацевтической субстанции;
з) перечень стандартных образцов или веществ, используемых в процессе контроля качества;
и) описание характеристик и свойств упаковочных и укупорочных материалов;
к) данные о стабильности;
л) срок годности;

12) документ, содержащий следующие сведения о фармацевтических свойствах лекарственного препарата: 
а) описание и состав лекарственного препарата;
б) описание фармацевтической разработки;
в) описание производственного процесса и контроля процесса;
г) описание контроля критических этапов и промежуточной продукции;
д) наименование и адреса производственных площадок;
е) фармацевтическая совместимость;
ж) микробиологические характеристики;
з) материальный баланс для производства серии готового продукта;
и) описание характеристик и свойств упаковочных и укупорочных материалов;
к) валидация процесса и/или его оценка;
л) спецификация на вспомогательные вещества и ее обоснование;
м) аналитические методики, используемые при контроле качества вспомогательных веществ;
н) валидация аналитических методик, используемых при контроле качества вспомогательных веществ;
о) информация об использовании вспомогательных веществ человеческого и животного происхождения;
п) информация об использовании новых вспомогательных веществ;
р) спецификация на лекарственный препарат и ее обоснование;
с) аналитические методики, используемые при контроле качества лекарственного препарата;
т) валидация аналитических методик используемых при контроле качества лекарственного препарата;
у) результаты анализов серий лекарственного препарата;
ф) характеристика примесей;
х) перечень стандартных образцов, используемых в процессе контроля качества лекарственного препарата;
ц) данные о стабильности;
13) отчеты о результатах клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения;
14) отчет о результатах международных многоцентровых клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения, часть из которых проведена в Российской Федерации;
15) переведенная на русский язык и заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего регистрацию лекарственного препарата в случае его регистрации вне пределов Российской Федерации;
16) копии документов, заверенные в установленном порядке, о регистрации лекарственного препарата на территории других государств в качестве орфанного лекарственного препарата;
17) документы, подтверждающие наличие интеллектуальных прав в случае регистрации оригинального лекарственного средства;
18) письменное согласие  заявителя оригинального лекарственного препарата в соответствии с частью 6 статьи 18 в случае регистрации воспроизведенного лекарственного препарата или биоподобного лекарственного препарата;
19) предложения по цене лекарственного препарата;
20) иные документы, представляемые в соответствии со статьями 20-23 настоящего Федерального закона.»;
г) дополнить статью 18 частями 31-33 следующего содержания:

«31. При регистрации воспроизведенных лекарственных препаратов допускается вместо отчета о результатах собственных доклинических исследований и полного объема клинических исследований представление литературного обзора научных публикаций о результатах доклинических исследований оригинального лекарственного препарата и отчета о результатах исследований биоэквивалентности.

Не требуется представление отчета о результатах клинических исследований, служащих доказательством биоэквивалентности, если регистрируются воспроизведенные лекарственные препараты, исходя из особенностей лекарственных форм которых, отсутствует риск того, что возможные различия в биодоступности могут привести к терапевтической неэквивалентности, в том числе для препаратов:
а) предназначенных для парентерального (внутривенного, подкожного или внутримышечного) введения, представляющих собой водные растворы;
б) являющихся растворами для перорального применения;
в) в форме порошков для приготовления растворов;
г) являющихся газами;
д) являющихся ушными или глазными лекарственными препаратами, изготовленными в виде водных растворов;
е) для местного применения, приготовленных в виде водных растворов;
ж) являющихся водными растворами для использования в виде ингаляций в небулайзере или в качестве назальных спреев, применяемых с помощью сходных устройств.

Для случаев, указанных в подпунктах «а», «б», «в», «д», «е» и «ж» настоящего пункта, воспроизведенный препарат должен содержать такие же вспомогательные вещества и в таких же количествах как оригинальный лекарственный препарата. Если состав вспомогательных веществ отличается, то заявитель должен представить доказательства того, что используемые вспомогательные вещества в данных концентрациях не влияют на безопасность и/или эффективность препарата. В случае, когда заявитель не может предоставить такую информацию и не имеет доступа к соответствующим данным, он должен провести соответствующие исследования для доказательства отсутствия влияния разных вспомогательных веществ или вспомогательных устройств на безопасность и/или эффективность лекарственного препарата.
32. При регистрации комбинаций ранее зарегистрированных лекарственных препаратов допускается вместо отчета о результатах собственных доклинических исследований представление литературного обзора научных публикаций о результатах доклинических исследований оригинальных лекарственных препаратов, входящих в состав комбинированного лекарственного препарата, и об отсутствии их взаимодействия между собой в одной лекарственной форме.
33. Для гомеопатических лекарственных препаратов, удовлетворяющих всем следующим критериям, применим упрощенный порядок регистрации и экспертизы, без предоставления результатов доклинических и клинических исследований:
a) лекарственный препарат предназначен для перорального, наружного или местного применения;
б) на упаковке лекарственного препарата, в инструкции по медицинскому применению не указываются показания для применения;
в) безопасность лекарственного препарата может быть гарантирована благодаря существенному разведению, а именно лекарственный препарат не содержит более 1/10000 «материнской настойки» и не содержит более 1/100 минимальной дозы фармацевтической субстанции используемой в аллопатии, присутствие которой  в аллопатическом лекарственном препарате требует отпуска препарата только по рецепту врача.»;
д) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. С заявлением о государственной регистрации лекарственного препарата заявитель вправе по собственной инициативе представить:
1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение экспертизы документов лекарственного препарата, представленного в качестве орфанного лекарственного препарата, для определения возможности рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение этической экспертизы, экспертизы документов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения при обращении за государственной регистрацией лекарственного препарата;
3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата, разрешенного для медицинского применения в Российской Федерации более двадцати лет, при государственной регистрации лекарственного препарата;
4) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого проведены международные многоцентровые клинические исследования, часть из которых проведена в Российской Федерации, при государственной регистрации лекарственного препарата;
5) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого в результате экспертизы признано возможным рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата и прошедшего международные клинические исследования;
6) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для ветеринарного применения при его государственной регистрации.

В случае непредставления указанных документов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проверяет факт уплаты государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.»;
11) в статье 19 части 1 и 2 изложить в следующей редакции:
«1. В течение десяти рабочих дней со дня принятия заявления о государственной регистрации лекарственного препарата уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем материалах, и принимает решение о выдаче задания на проведение:
1) экспертизы документов лекарственного препарата, представленного в качестве орфанного лекарственного препарата, для определения возможности рассматривать его при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата на основании документов, указанных в пунктах 2, 8, 13, 15, 16 части 3 и пункте 1 части 5 статьи 18 настоящего Федерального закона;
 2) экспертизы лекарственных средств в части экспертизы документов лекарственного препарата для медицинского применения для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата в соответствии с целями, указанными в статье 38 настоящего Федерального закона, в отношении лекарственных препаратов, для которых не проводились клинические исследования в Российской Федерации, и этической экспертизы на основании документов, указанных в пунктах 1, 2, 4-8, 10-12 части 3 и пункте 2 части 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, документов, указанных в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона и представленных по желанию заявителя;
3) экспертизы лекарственных средств в части экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении лекарственных препаратов, разрешенных для медицинского применения в Российской Федерации более двадцати лет (кроме биологических лекарственных препаратов и биоаналогов), на основании документов, указанных в пунктах 1, 8-12, 13 части 3 и пункте 3 части 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также лекарственных препаратов, в отношении которых проведены международные многоцентровые клинические исследования, часть из которых проведена в Российской Федерации, на основании документов, указанных в пунктах 1, 8-12, 14 части 3 и пункте 4 части 5 статьи 18 настоящего Федерального закона; а также лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых в результате экспертизы признано возможным рассматривать их при государственной регистрации в качестве орфанных лекарственных препаратов и в отношении которых проведены международные клинические исследования на основании документов, указанных в пунктах 1, 8-12, 13 части 3 и пункте 5 части 5 статьи 18 настоящего Федерального закона;
4) экспертизы лекарственного средства в отношении лекарственных препаратов для ветеринарного применения на основании документов указанных в пунктах 1, 3, подпунктах "а" - "и", "м" - "с", "у" - "э" пункта 8, в пунктах 9-12,  пункте 15 части 3 и пункте 6 части 5 статьи 18 настоящего Федерального закона.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомляет в электронной и (или) письменной форме заявителя о принятом решении о выдаче заданий на проведение экспертиз, указанных в части 1 настоящей статьи, и, в случае необходимости, о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии (серии) зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств или в случае отказа в организации экспертиз с указанием причин такого отказа.»;
12) статью 20 изложить в следующей редакции:

«Статья 20. Экспертиза документов лекарственного препарата, представленного в качестве орфанного лекарственного препарата, для определения возможности рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата, экспертиза документов, этическая экспертиза лекарственного препарата для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения.

1. Экспертиза документов лекарственного препарата, представленного  для определения возможности рассматривать его при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата, составление экспертной комиссией заключения о возможности или невозможности рассматривать лекарственный препарат при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата осуществляются в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня получения экспертным учреждением задания уполномоченного федерального органа исполнительной власти с приложением необходимых документов, указанных в пунктах 2, 8, 13, 15, 16 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, документов, указанных в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона и представленных по желанию заявителя. При вынесении комиссией экспертов заключения о возможности рассматривать лекарственный препарат в качестве орфанного лекарственного препарата при осуществлении государственной регистрации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения данного заключения, принимает решение о выдаче в отношении лекарственного препарата, не прошедшего клинические исследования, задания на проведение экспертизы документов лекарственного препарата и этической экспертизы для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата или в отношении лекарственного препарата, прошедшего международные клинические исследования в соответствии с правилами надлежащей клинической практики, задания на проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата в порядке ускоренной процедуры экспертизы лекарственных средств в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. В случае вынесения комиссией экспертов заключения о невозможности рассматривать представленный лекарственный препарат в качестве орфанного лекарственного препарата при осуществлении государственной регистрации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет оценку поступившего заключения для определения его соответствия заданию на проведение экспертизы и принимает решение о прекращении процедуры государственной регистрации лекарственного препарата, представленного в качестве орфанного лекарственного препарата, и в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня принятия данного решения, уведомляет об этом заявителя в электронной и (или) письменной форме.

2. Экспертиза документов лекарственных средств для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения в соответствии с целями, указанными в статье 38 настоящего Федерального закона, этическая экспертиза, составление комиссией экспертов заключений о возможности или невозможности проведения такого клинического исследования и направление этих заключений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляются в срок, не превышающий сорока рабочих дней со дня получения экспертным учреждением задания уполномоченного федерального органа исполнительной власти с приложением необходимых документов в электронном виде и (или) на бумажном носителе, указанных в пунктах 1, 2, 4-8, 10-12 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, документов, указанных в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона и представленных по желанию заявителя, и советом по этике задания уполномоченного федерального органа исполнительной власти с приложением необходимых документов, указанных в пунктах 4-8 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.

3. Документы, содержащиеся в регистрационном досье и поступившие на бумажном носителе в экспертное учреждение, совет по этике для осуществления их экспертизы в целях определения возможности рассматривать лекарственный препарат при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата или получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения подлежат возврату в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти одновременно с заключениями соответствующих экспертиз.»;
13) в части 1 статьи 21:
а) слово «пяти» заменить словом «десяти»;
б) после слов «уведомляет заявителя в» дополнить словами «электронном виде и (или)»;
14) в части 2 статьи 22:
а) в абзаце первом слово «пяти» заменить словом «десяти»;
б) пункт 4 дополнить словами «и приостанавливает проведение государственной регистрации лекарственного препарата»;
15) в статье 23:
а) в части 1:
слова «в пунктах 1-8, 15-17» заменить словами «в пунктах 1, 8-12, 13, 14»;
слова «, и отчета о проведенном клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения» исключить;
б) в части 2:
пункт 1 дополнить словами «после завершения  проведения клинических исследований лекарственного препарата»;
пункт 3 дополнить словами «- по собственной инициативе заявителя. В случае непредставления указанного документа уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проверяет факт уплаты государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.»;
 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4) документы, входящие в состав регистрационного досье, доработанные в соответствии с результатами клинических исследований»;
в) дополнить частью 21 следующего содержания:
«21. Указанные в части 1 настоящей статьи экспертизы для лекарственного препарата, разрешенного для медицинского применения в Российской Федерации более двадцати лет; для лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого проведены международные многоцентровые клинические исследования, часть из которых проведена в Российской Федерации, при государственной регистрации лекарственного препарата; для лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого в результате экспертизы признано возможным рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата и прошедшего международные клинические исследования, проводятся на основании решения о выдаче экспертному учреждению соответствующего задания, принятого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;
г) в части 3:
в абзаце первом слово «пяти» заменить словом «десяти»;
пункт 3 после слов «уведомляет в» дополнить словами «электронной и (или)»;
д) часть 4 дополнить словами «, а также отсутствие информации, подтверждающей факт уплаты государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения»;
ж) в абзаце первом части 5 слово «пятнадцати» заменить словом «девяносто»;
з) часть 6 после слов «уведомляет в» дополнить словами «электронной и (или)»;
16) в части 1 статьи 24 слова « в пунктах 1-8, 10, подпунктах "а" - "д", "ж" - "м", "п" - "ф" пункта 16 и пункте 17» заменить словами «в пунктах 1, 3, подпунктах "а" - "д", "ж" - "и", "м" - "с", "у" - "щ"  пункта 8, в пунктах 9-12 и пункте 15»;
17) в статье 25:
а) в части 2 слово «сорока» заменить словом «двадцати»;
б) в части 3 слова «и средства, перечисленные ранее на проведение такой экспертизы, подлежат возврату в федеральный бюджет» исключить;
18) части 1-3 статьи 26 изложить в следующей редакции:

«1. Ускоренная процедура экспертизы лекарственных средств в целях государственной регистрации лекарственных препаратов применяется в отношении орфанных лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, предназначенных для использования в педиатрической практике, а также воспроизведенных лекарственных препаратов, впервые регистрируемых локальными производителями. При проведении такой процедуры представляются информация, полученная при проведении доклинических и клинических исследований оригинального препарата и опубликованная в специализированных печатных изданиях или результаты собственных исследований, а также документы, содержащие результаты исследования биоэквивалентности и (или) терапевтической эквивалентности лекарственного препарата для медицинского применения или результаты исследования биоэквивалентности лекарственного препарата для ветеринарного применения. Для орфанных лекарственных препаратов признаются результаты доклинических и клинических исследований, выполненные за пределами Российской Федерации в соответствии с правилами надлежащей лабораторной практики и надлежащей клинической практики.

2. Ускоренная процедура экспертизы лекарственных средств не применяется в отношении биоаналогов и оригинальных лекарственных препаратов (кроме орфанных лекарственных препаратов), воспроизведенных лекарственных препаратов (кроме  впервые регистрируемых локальными производителями, а также для использования в педиатрии), новых комбинаций зарегистрированных ранее лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, зарегистрированных ранее, но произведенных в других лекарственных формах, в новой дозировке.
3. Ускоренная процедура экспертизы лекарственных средств проводится по решению соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти на основании заявления заявителя в срок, не превышающий восьмидесяти рабочих дней. При этом экспертиза документов, содержащихся в регистрационном досье лекарственного препарата для медицинского применения и этическая экспертиза для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения проводятся в срок, не превышающий двадцати рабочих дней, экспертиза качества лекарственного средства и экспертиза отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата - в срок, не превышающий шестидесяти рабочих дней.».
19) в статье 27:
а) в части 1 слово «пяти» заменить словом «десяти»;
б) часть 3 признать утратившей силу;
20) дополнить статьей 271 следующего содержания:

«Статья 271. Установление взаимозаменяемости лекарственных препаратов.

1. Установление взаимозаменяемости воспроизведенных лекарственных препаратов  осуществляется по заявлению владельца регистрационного удостоверения, разработчика, производителя лекарственного препарата или уполномоченным ими лицом, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2.  Основанием установления взаимозаменяемости лекарственных препаратов являются заключения экспертных комиссий на основе сравнительных данных воспроизведенного лекарственного препарата с оригинальным лекарственным препаратом, полученных в результате экспертиз лекарственного препарата.»;
21) статью 28 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:
«3. В случае внесения в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат, затрагивающих сведения, отраженные в регистрационном удостоверении, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает новое регистрационное удостоверение лекарственного препарата, содержащее внесенные в него согласованные изменения.
4. В случае утраты, повреждения регистрационного удостоверения лекарственного препарата по письменному заявлению владельца (держателя) регистрационного удостоверения или уполномоченного им другого юридического лица о выдаче дубликата регистрационного удостоверения лекарственного препарата уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления заявления, выдает  дубликат регистрационного удостоверения лекарственного препарата. За выдачу дубликата регистрационного удостоверения лекарственного препарата взимается государственная пошлина.»;

22) статью 29 изложить в следующей редакции:
«1. Подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата осуществляется при выдаче бессрочного регистрационного удостоверения лекарственного препарата в случае, указанном в части 2 статьи 28 настоящего Федерального закона в срок, не превышающий шестидесяти рабочих дней со дня получения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти заявления о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата.
2. К заявлению о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата прилагаются документы, содержащие результаты мониторинга эффективности и безопасности лекарственного препарата, проводимого владельцем регистрационного удостоверения или уполномоченным им лицом, по форме, установленной соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. С заявлением о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата заявитель вправе по собственной инициативе представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата. В случае непредставления указанного документа уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проверяет факт уплаты государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

3. В течение пяти рабочих дней со дня принятия заявления о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата и документов, содержащих результаты мониторинга эффективности и безопасности лекарственного препарата, уполномоченный федеральный орган принимает решение о проведении или об отказе в проведении экспертизы документов при подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата.

4. Основанием для отказа в проведении экспертизы документов при подтверждении государственной регистрации является отсутствие в представленных документах сведений, которые  должны быть в них отражены, а также отсутствие информации, подтверждающей факт уплаты государственной пошлины за проведение указанных экспертиз.

5. При подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата экспертиза осуществляется на основании данных мониторинга эффективности и безопасности лекарственного, проводимого в соответствии с требованиями статьи 64 настоящего Федерального закона.

6. В случае необходимости уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет заявителю запрос в электронном и (или) письменном виде о предоставлении дополнительных документов и (или) данных. Заявитель обязан в срок, не превышающий шестидесяти рабочих дней со дня получения запроса уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предоставить запрошенные документы и (или) данные либо обосновать невозможность их предоставления. Время со дня отправления запроса и до дня получения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ответа заявителя на запрос не учитывается при исчислении срока подтверждения государственной регистрации.

7.  Допускается  обращение лекарственных препаратов, произведенных до и в течение 180 календарных дней после принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата, произведенного в соответствии с данными регистрационного досье  до принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о подтверждении государственной регистрации.

8. Основанием для отказа в подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти на основании данных мониторинга эффективности и безопасности о том, что эффективность не подтверждена и/или риск причинения вреда здоровью человека или животного вследствие приема лекарственного препарата превышает эффективность.»;
 23) в статье 30:
а) в части 1 второе предложение после слов «девяноста рабочих дней» дополнить словами «в случае необходимости проведения экспертизы качества лекарственных средств и (или) экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения, и в срок, не превышающий тридцати рабочих дней, в остальных случаях,»;

б) в части 2:
слова «в подпунктах "г-п", "х" пункта 16»  заменить словами «в подпунктах "б", "е-р", "т-ф", "ш"  пункта 8»; 
второе предложение изложить в следующей редакции: «В случае необходимости внесения иных изменений в документы регистрационного досье на зарегистрированный лекарственный препарат экспертиза лекарственного препарата для медицинского применения не проводится.»;
в) часть 3 изложить  в следующей редакции:
«3. С заявлением о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения, наряду с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за внесение в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения, изменений, требующих проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения в части экспертизы качества лекарственного средства и (или) экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения, государственной пошлины за внесение изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения, не требующих проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения. В случае непредставления указанных документов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проверяет факт уплаты государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.»;
г) в части 4:
пункт 3 после слов «уведомляет» дополнить словами «в электронной и (или) в»;
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4) в случае необходимости уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет заявителю запрос в электронном и (или) письменном виде о предоставлении дополнительных документов и (или) данных. Заявитель обязан в срок, не превышающий шестидесяти рабочих дней со дня получения запроса уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предоставить запрошенные документы и (или) данные либо обосновать невозможность их предоставления. Время со дня отправления запроса и до дня получения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ответа заявителя на запрос не учитывается при исчислении срока внесения изменений.»;
д) в части 5 слова «или отсутствие в представленных документах достаточных сведений, подтверждающих необходимость внесения изменений» заменить словами «и (или), предоставление документов, подтверждающих необходимость внесения изменений, не соответствующих требованиям к их содержанию и оформлению, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти»;
е) в части 7:
в абзаце первом слова «пяти» заменить словом «десяти»;
пункт 2 дополнить текстом следующего содержания:
«одновременно выдает ему новое регистрационное удостоверение в случае изменения сведений в нем содержащихся»;
ж) часть 9 изложить в следующей редакции:
«9. Допускается обращение лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в соответствии с  данными регистрационного досье  до принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о внесении изменений в регистрационное досье до и в течение 180 календарных дней после принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на такие лекарственные препараты.»;
24) в статье 31:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. С заявлением о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для ветеринарного применения, наряду с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, заявитель вправе по собственной инициативе представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за внесение изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата для ветеринарного применения. В случае непредставления указанного документа уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проверяет факт уплаты государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.»;
б) часть 8 изложить в следующей редакции:
«8. Допускается обращение лекарственных препаратов для ветеринарного применения, произведенных до и в течение 180 календарных дней после принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на такие лекарственные препараты.»;
25) в статье 32:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) подачи владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата, разработчиком, производителем или уполномоченными ими другими юридическими лицами заявления об отмене государственной регистрации лекарственного препарата;»;
б) пункт 5 дополнить словами «, отличающегося качественным составом действующих веществ;»;
в) дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8) представления соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти заключения о недостоверности результатов клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения, основанного на результатах проверки медицинской организации, проводившей указанное клиническое исследование с нарушением принципов надлежащей клинической практики, приведшее к получению недостоверных результатов.»;
26) в статье 33:
а) в пункте 1 части 1:
подпункт "а" после слов «международное непатентованное» дополнить словами «или группировочное,»;
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
«в) наименование владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата;»;
подпункт "д" изложить в следующей редакции:
«д) наименование фармакотерапевтической группы лекарственного препарата, код международной анатомо-терапевтическо-химической (АТХ) классификации;»;
дополнить подпунктами "н" - "т" следующего содержания:
«н) качественный и количественный состав действующих веществ и качественный состав вспомогательных веществ лекарственного препарата;
о) информация обо всех разрешенных видах потребительской упаковки;
п) регистрация в качестве орфанного лекарственного препарата;
р) наличие лекарственного препарата в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
с) инструкция по применению;
т) «информация о том, является ли данный лекарственный препарат оригинальным, или воспроизведённым, или препаратом сравнения»»;
б) в пункте 2 части 1;
подпункт "а" после слов «международное непатентованное» дополнить словами «или группировочное,»;
дополнить подпунктом "е" следующего содержания:
«е) дата включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств;»;
в) в части 2 слова «неиспользуемая при производстве лекарственных препаратов» заменить словами «произведенная в целях реализации»;
27) в статье 34:
а) название изложить в следующей редакции:
«Статья 34. Экспертиза качества фармацевтической субстанции, произведенной в целях реализации, при ее включении ее в государственный реестр.»;
б) в части 1:
слова «неиспользуемой при производстве лекарственных препаратов» заменить словами «произведенной в целях реализации»;
в) в части 2 цифры «4 – 7» заменить цифрами «1, 10-12»;
г) в части 3:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
 «2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за включение фармацевтической субстанции, произведенной в целях реализации, в государственный реестр лекарственных средств – по собственной инициативе заявителя. В случае непредставления указанного документа уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проверяет факт уплаты государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;»;
в пункте 3 цифры «4 – 7» заменить цифрами «1, 10-12»;
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
 «4) заявление о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии незарегистрированного лекарственного средства, предназначенного для экспертизы лекарственных средств.»;
д) в части 4:
в абзаце первом слово «пяти» заменить словом «десяти»;
пункт 3 после слов «уведомляет в» дополнить словами «электронном виде и (или) в»;
е) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. Основанием для отказа в направлении в экспертное учреждение задания на проведение экспертизы качества указанной в части 1 настоящей статьи фармацевтической субстанции является непредставление документов, указанных в части 2 настоящей статьи, а также отсутствие информации, подтверждающей факт уплаты государственной пошлины за проведение экспертизы качества фармацевтической субстанции, произведенной в целях реализации.»; 
з) часть 6 после слов «уведомляет в» дополнить словами «электронном виде и (или) в»;
и) пункт 3 части 8 после слов «уведомляет об этом в» дополнить словами «электронном виде и (или)»;
к) дополнить частью 9 следующего содержания:
« Основанием для отказа во включении фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о том, что качество фармацевтической субстанции не подтверждено полученными данными.»;
 28) статью 36 дополнить абзацем следующего содержания:
«При обжаловании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, заключения комиссии экспертного учреждения, заключения совета по этике владелец регистрационного удостоверения или уполномоченное им лицо вправе представлять результаты экспертизы лекарственного препарата, протоколы результатов исследований (испытаний), полученных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).»;
29) в статье 38:
абзац первый части 1 после слова «правилами» дополнить словом «надлежащей»;
30) в статье 39:
а) в части 2:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины  за проведение этической экспертизы, экспертизы документов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение международного многоцентрового клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения или за проведение этической экспертизы, экспертизы документов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение пострегистрационного клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения – по собственной инициативе заявителя. В случае непредставления указанных документов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проверяет факт уплаты государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;»;
пункт 2 дополнить пунктами 11, 12 следующего содержания:
«11) документ, содержащий сведения о фармацевтических свойствах лекарственного препарата для получения разрешения на проведение международного многоцентрового клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения;
12) документ, переведенный на русский язык, подтверждающий соответствие производителя лекарственного препарата  требованиям надлежащей производственной практики, выданный компетентным органом страны производителя лекарственного препарата и заверенный в установленном порядке.»
б) в части 3:
в абзаце первом слово «пяти» заменить словом «десяти»;
пункт 3 после слов «уведомляет в» дополнить словами «электронном виде и (или) в»;
г) часть 4 дополнить текстом следующего содержания:
 «, а также отсутствие информации, подтверждающей факт уплаты государственной пошлины за проведение этической экспертизы, экспертизы документов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение международного многоцентрового клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения или отсутствие информации, подтверждающей факт уплаты государственной пошлины за проведение этической экспертизы, экспертизы документов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение пострегистрационного клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения»;
31) в статье 40:
а) часть 5 дополнить следующим предложением:
«При рассмотрении сообщения о необходимости внесения изменений в протокол клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения в целях оценки обоснованности вносимых изменений и определения степени риска для пациентов, принимающих участие в клинических исследованиях, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут привлекаться члены совета по этике.»;
б) часть 6 после слов первого предложения «здоровья пациентов» дополнить совами «или по представлению соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти заключения о проведении клинического исследования с грубыми и (или) систематическими нарушениями правил надлежащей клинической практики, основанного на результатах проверки деятельности медицинской организации (медицинских организаций)»;
б) часть 12 после слова «правил» дополнить словом «надлежащей»;
в) в части 13 слова «изучения на территории» заменить словами «изучения в», а слово «территории» после слов «за пределами» исключить;
г) в части 14 слова «на территорию Российской Федерации» заменить словами «в Российскую Федерацию», а слово «территории» после слов «за пределами» исключить;
32) изложить статью 44 в следующей редакции:

«Статья 44. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного препарата для медицинского применения.
    1. Организация, планирующая проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения, обязана страховать свою гражданскую ответственность, а также гражданскую ответственность лиц, осуществляющих проведение клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения, за вред, причиненный жизни, здоровью пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного препарата, за свой счет в качестве страхователя путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью данного пациента в результате проведения клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения (далее – договор обязательного страхования).
    2. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы страхователя, а также лиц, осуществляющих проведение клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения, связанные с их обязанностью возместить вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате проведения клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения.
    3. Страховым случаем по договору обязательного страхования является наступление гражданской ответственности страхователя и/или лиц, осуществляющих проведение клинического исследования по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни или здоровью пациентов, принимающих участие в клинических исследованиях лекарственного препарата, и при наличии причинно-следственной связи между наступившими событиями и участием пациента в клиническом исследовании лекарственного препарата.
    4. Размер страховой выплаты по договору обязательного страхования составляет:
    1) в случае смерти пациента – два миллиона рублей на каждого пациента, участвовавшего в клиническом исследовании лекарственного препарата;
    2) при ухудшении здоровья пациента:
    а) повлекшего за собой установление инвалидности I группы – не более одного миллиона пятисот тысяч рублей на каждого пациента, участвовавшего в клиническом исследовании лекарственного препарата;
    б) повлекшего за собой установление инвалидности II группы – не более одного миллиона рублей на каждого пациента, участвовавшего в клиническом исследовании лекарственного препарата;
в) повлекшего за собой установление инвалидности III группы – не более пятисот тысяч рублей на каждого пациента, участвовавшего в клиническом исследовании лекарственного препарата;
г) не повлекшего за собой установления инвалидности или изменения причины инвалидности – в размере возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, включая понесенные пациентом расходы на лечение, но не более чем триста тысяч рублей на каждого пациента, участвовавшего в клиническом исследовании лекарственного препарата.
5. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пациента вследствие его участия в клиническом исследовании лекарственного препарата превышает указанный размер страховой выплаты, ответственность за возмещение такого вреда в части, превышающей сумму произведенной страховой выплаты несет организация, по вине которой причинен вред.
6. Срок договора обязательного страхования не может быть менее чем срок проведения  клинического исследования лекарственного препарата.
7. Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного препарата, перечень необходимых документов для осуществления страховой выплаты, порядок уплаты страховой премии, порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливаются типовыми правилами обязательного страхования гражданской ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного препарата, утвержденными Правительством Российской Федерации.
8. В случае причинения вреда жизни пациента, участвовавшего в клиническом исследовании лекарственного препарата, выгодоприобретателями по договору обязательного страхования являются граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, в отношении возмещения расходов на погребение пациента, участвовавшего в клинических исследованиях лекарственного препарата, - лицо, понесшее такие расходы.
9. Страховая выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни пациента, участвовавшего в клинических исследованиях лекарственного препарата, распределяется между выгодоприобретателями пропорционально их количеству в равных долях.
10. При наступлении страхового случая пациент, участвовавший в клинических исследованиях лекарственного препарата, выгодоприобретатель вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении причиненного вреда.

Страховая выплата осуществляется страховщиком в течение тридцати дней со дня представления необходимых документов. Пациент, участвовавший в клинических исследованиях лекарственного препарата, или выгодоприобретатель в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязан сообщить страховщику определенные указанными в части 8 настоящей статьи типовыми правилами страхования жизни, здоровья и необходимые для осуществления страховой выплаты свои персональные данные.
11. До полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик по заявлению пациента, участвовавшего в клинических исследованиях лекарственного препарата, или заявлению выгодоприобретателя вправе осуществить часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части причиненного вреда.
12. Страховая выплата в соответствии с договором обязательного страхования осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования.
13. Контроль за исполнением организацией, получившей разрешение на организацию проведения клинических исследований лекарственного препарата, установленной настоящей статьей обязанности по обязательному страхованию жизни, здоровья пациента, участвовавшего в клинических исследованиях лекарственного препарата, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который выдает разрешения на проведение клинических исследований лекарственных препаратов.»;

33)  в части 2 статьи 45 слова «на территории Российской Федерации» заменить словами «в Российской Федерации»;
34) в статье 46:
а) пункты 1 и 2 после слов «международное непатентованное» дополнить словами «или группировочное,»;
б) часть 2 после слов «международное непатентованное» дополнить словами «или группировочное,»;
в) часть 8 изложить в следующей редакции:
«8. На первичную упаковку (если для этого существует техническая возможность) и вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных препаратов, предназначенных для клинических исследований, должна наноситься надпись: «Для клинических исследований».;
35) часть 8 статьи 47 изложить в следующей редакции:
«8. Вывоз лекарственных средств из Российской Федерации осуществляется без применения ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Вывоз лекарственных препаратов, предназначенных для гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, из Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
36) в частях 1 и 2 статьи 59 слова «из гражданского оборота» заменить словами «из обращения»;
37) пункт 1 статьи 60 после слов «международными непатентованными» дополнить словами «, или группировочными»;
38) в статье 61:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Предельная отпускная цена на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежит государственной регистрации или перерегистрации в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, методикой регистрации (перерегистрации) лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Перерегистрация зарегистрированных предельных отпускных цен на лекарственные препараты осуществляется на основании поданного до 1 октября каждого года заявления производителя лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов , но не чаще 1 раза в календарном году.»;
б) части 2.1. и 2.2. признать утратившими силу;
39) в части 2 статьи 62:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1) наименование владельца (держателя) регистрационного удостоверения, наименования производственных площадок, участвующих в  
процессе производства лекарственного препарата, с указанием процесса       
производства»;
б) пункт 4 дополнить словами «, а также комплектность»;
в) пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6) дата и номер приказа о государственной регистрации (перерегистрации) предельной отпускной цены на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;»;
г) дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:
«7) штриховой код, нанесенный на вторичную (потребительскую) упаковку лекарственного препарата;
8) код лекарственного препарата по анатомо-терапевтическо-химической классификации».
40) в названии главы 13 слова «на территории Российской Федерации» заменить словами «в Российской Федерации»;
41) в статье 64;
а) в части 1 слова «на территории Российской Федерации» заменить
словами «в Российской Федерации»;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Мониторинг безопасности лекарственных препаратов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в порядке, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, владельцами регистрационных удостоверений лекарственных препаратов, юридическими лицами, на имя которых выданы разрешения на проведение клинических исследований в Российской Федерации, уполномоченными ими другими юридическими лицами, пациентскими, медицинскими и фармацевтическими организациями на всех этапах обращения лекарственных препаратов в Российской Федерации.»;
42) в статье 65:
а) названии статьи изложить в следующей редакции:
«Приостановление применения и гражданского оборота лекарственных препаратов»;
б) в первом предложении после слов «возможности приостановления применения» добавить слова «и/или возможности приостановления гражданского оборота»;
43) в статье 66 слова «на территории Российской Федерации» заменить словами «в Российской Федерации»;

Статья 2
Статью 333.32.1. части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2000,
№ 32, ст. 3340; 2010, № 15, ст. 1737) изложить в следующей редакции:
«Статья 333.32.1. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов.
За совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, связанных с осуществлением государственной регистрации лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств", государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (в зависимости от видов осуществляемых действий):
1) за проведение этической экспертизы, экспертизы документов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения при обращении за государственной регистрацией лекарственного препарата – 85 000 руб.;
2) за проведение экспертизы документов лекарственного препарата, представленного в качестве орфанного лекарственного препарата, для определения возможности рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата - 25 000 руб.;
3) за проведение этической экспертизы, экспертизы документов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение международного многоцентрового клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения - 210 000 рублей;
4) за проведение этической экспертизы, экспертизы документов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение пострегистрационного клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения - 60 000 рублей;
5) за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого в результате экспертизы признано возможным рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата и прошедшего международные клинические исследования – 225 000 рублей;
6) за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения при его государственной регистрации - 225 000 рублей;
7) за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата, разрешенного для медицинского применения в Российской Федерации более двадцати лет, при государственной регистрации лекарственного препарата - 30 000 рублей;
8) за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого проведены международные многоцентровые клинические исследования, часть из которых проведена в Российской Федерации, при государственной регистрации лекарственного препарата – 225 000 рублей;
9) за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для ветеринарного применения при его государственной регистрации - 150 000 рублей;
10) за подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения - 100 000 рублей;
11) за подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для ветеринарного применения – 50 000 рублей;
12) за внесение в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения, изменений, требующих проведения экспертизы лекарственных средств в части экспертизы качества лекарственного средства и (или) экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения лекарственного препарата для медицинского применения- 75 000 рублей;
13) за внесение в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения изменений, не требующих проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения- 5 000 рублей;
14) за внесение в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для ветеринарного применения, изменений, требующих проведения экспертизы лекарственных средств для ветеринарного применения- 50 000 рублей;
15) за внесение в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для ветеринарного применения изменений, не требующих проведения экспертизы лекарственного средства для ветеринарного применения- 2 600 рублей;
16) за включение фармацевтической субстанции, произведенной в целях реализации, в государственный реестр - 100 000 рублей;
17) за выдачу дубликата регистрационного удостоверения лекарственного препарата – 2 000 рублей.

Статья 3 
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования:


Президент Российской Федерации В.В. Путин




Специалистам здравоохранения