Взаимодействие с органами исполнительной власти, общественными организациями как фактор повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности

 8073

Взаимодействие с органами исполнительной власти, общественными организациями как фактор повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности
В статье дается оценка эффективности контрольно-надзорной деятельности территориального Управления Росздравнадзора по Пензенской области в процессе взаимодействия с органами исполнительной власти региона, представительствами государственных внебюджетных фондов, общественными организациями и объединениями, подводятся итоги работы территориального Управления Росздравнадзора в 2010 г., сформулированы достигнутые положительные результаты.

Результативность контрольно-надзорных мероприятий территориального Управления Росздравнадзора во многом зависит от налаженного механизма взаимодействия с органами исполнительной власти в регионе, а также с представительствами государственных внебюджетных фондов, общественными организациями и объединениями. Осуществление постоянного взаимодействия позволяет своевременно выявить проблемы в организации предоставления медицинского, лекарственного и социального обеспечения граждан, а также выработать наиболее действенные пути решения выявленных проблем.

Осуществление взаимодействия Управления Росздравнадзора с органами исполнительной власти Пензенской области происходит по таким направлениям, как:
- проведение контроля органов исполнительной власти по вопросам осуществления переданных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №258-ФЗ;
- направление органам исполнительной власти информации о результатах контрольно-надзорных мероприятий, проводимых управлением на территории региона, а также рекомендаций по устранению выявленных нарушений;
- предоставление органами исполнительной власти Пензенской области в управление статистических сведений по основным курируемым направлениям;
- участие специалистов Управления Росздравнадзора в составах рабочих групп, совещательных и координационных советах при правительстве Пензенской области.

За период 2010 г. управлением проведены 5 проверок Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области по вопросам осуществления переданных полномочий по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, лицензированию деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, расходованию субвенций, выделенных из бюджета Российской Федерации.

В результате проведенных контрольных мероприятий и взаимодействия с органами исполнительной власти области (правительством Пензенской области, Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, главами администраций муниципальных районов) достигнуты следующие результаты.

1. Усилен контроль качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях, в результате чего уменьшилось количество обоснованных обращений граждан по вопросу качества оказания медицинской помощи – всего 12% от общего числа обращений, по вопросу проведения медицинской экспертизы – только 8% (таблица 1).
     
2. Усилен контроль качества социальной помощи населению: на 25% сократилось количество учреждений социального обслуживания, осуществляющих безлицензионную медицинскую деятельность. В области осталось 1 учреждение социального обслуживания, осуществляющее медицинскую деятельность без лицензии, что связано с проблемами оформления права собственности на земельный участок.

Отмечается динамика снижения общего количества нарушений в проверенных управлением учреждениях социального обслуживания (таблица 2). По результатам контрольных проверок по исполнению выданных предписаний в 98% учреждений выявленные нарушения устранены полностью. В 2010 г. значительно увеличилось количество проверок деятельности органов опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами. Всего их было проведено 18 (в 2009 г. – 4).
         
В результате исполнения выданных предписаний в 100% органов опеки и попечительства устранены выявленные нарушения, что способствовало улучшению организации деятельности по опеке и попечительству на территории региона в части увеличения количества проверок условий жизни подопечных, организации ведения учета и контроля расходования денежных средств подопечных, завершения процедуры формирования личных дел на недееспособных или не полностью дееспособных граждан, документы которых отсутствовали.

Одним из показателей, на основании которого можно провести оценку полноты и качества осуществления органами исполнительной власти Пензенской области переданных полномочий по льготному лекарственному обеспечению, является динамика обращений граждан (таблица 3).

По итогам 2010 г. в Управление Росздравнадзора по Пензенской области поступило 54 обращения граждан по вопросам неудовлетворительного лекарственного обеспечения (33% от общего количества обращений), что превышает аналогичный показатель 2009 г. на 24%. Вместе с тем снижено количество обращений на отсутствие лекарственных средств на 8,5% и количество обращений по показателю «Длительное время отсроченного обслуживания» на 10,8%. Выросло количество жалоб граждан на работу ЛПУ на 20%, что связано с недостаточным финансированием по программе ОНЛС, а также случаями выписки лекарственных препаратов, не входящих в заявку, или лекарственных препаратов в количестве, превышающем утвержденную Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области заявку ЛПУ.
     
По состоянию на 31 декабря 2010 г. на отсроченном обслуживании рецептов нет. В течение 2010 г. оставалась высокой средняя цена рецепта на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.

Максимальная средняя стоимость рецепта по Пензенской области составляла 1307,2 руб., что связано с выпиской на одном рецептурном бланке лекарственных препаратов (по МНН) в количестве 3 и более, недостаточностью финансирования, а также обращением в течение календарного года вновь зарегистрированных граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными средствами.

С начала 2011 г. данная ошибка в ЛПУ региона устранена, на 1 рецептурном бланке указывается 1 лекарственный препарат (по МНН). Также Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области принято предложение Управления Росздравнадзора о включении в критерий оценки деятельности главных врачей лечебных учреждений такого показателя, как качество составления заявок по программе ОНЛС.

В целях оптимизации принятия управленческих решений для наиболее значимых проблем региона, а также координации взаимодействия территориальных органов федеральной и региональной исполнительной власти в регионе создан Высший координационный совет при губернаторе Пензенской области, членом которого является руководитель Управления Росздравнадзора.

Одной из тем, обсуждаемых членами Высшего координационного совета, стала лекарственная безопасность. На территории области открыто предприятие ООО «МедПром», предоставляющее услуги по уничтожению лекарственных средств с истекшим сроком годности и недоброкачественных лекарственных средств. Благодаря взаимодействию Управления Росздравнадзора и Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области во всех ЛПУ региона заключены договоры на предоставление услуг с данным предприятием.
В 2010 г. Управлением Росздравнадзора по Пензенской области, Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области и Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования РФ подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве по вопросам обеспечения проведения ведомственного и вневедомственного контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности и соблюдением установленного порядка выдачи листков нетрудоспособности в учреждениях здравоохранения. Согласно данному соглашению стороны организовали совместную работу по исполнению вопросов соглашения, утвержден план-график проведения ведомственного и вневедомственного контроля на 2011 г.

В целях обеспечения информационной открытости управление также активно взаимодействует со средствами массовой информации, общественными организациями и объединениями.

В 2010 г. проведено 4 заседания Общественного совета по вопросам изменения законодательства о лекарственном обеспечении, медицинском страховании. Результаты обсуждений доводились до широкой общественности путем размещения информации в прессе, интернет-изданиях, на официальном сайте Росздравнадзора, освещения в телевизионном эфире и средствах массовой информации Пензенской области.

Члены Общественного совета при Управлении Росздравнадзора принимали активное участие в мероприятиях по соблюдению правил информирования населения о максимальных розничных ценах на лекарственные средства, входящие в перечень ЖНВЛС. С помощью членов Общественного совета был проведен мониторинг наличия наглядной информации в торговых залах аптечных учреждений, ее доступности и актуальности.

В 2010 г. взаимодействие Управления Росздравнадзора по Пензенской области со СМИ осуществлялось по таким темам, как лекарственное обеспечение населения, вопросы ценообразования на жизненно важные и необходимые лекарственные средства, использование медицинского оборудования, совершенствование медицинской помощи (таблица 4).
   
В заключение отметим, что организация деятельности Управления Росздравнадзора в определенной степени зависит от налаженного механизма взаимодействия с органами исполнительной власти в регионе, с представительствами государственных внебюджетных фондов, общественными организациями и объединениями.

В этом отношении на территории региона достигнуты определенные результаты по реализации прав граждан на получение качественного медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения и социального обслуживания.

Таблицы см. в приложении


Специалистам здравоохранения