Влияние государственного регулирования на качество фармацевтической помощи

 4224

Влияние государственного регулирования на качество фармацевтической помощи

Как следует из Указа Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», стратегическими целями национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. Поэтому останавливаю Ваше внимание на осуществлении контрольно-надзорных мероприятий за фармацевтической деятельностью по основным критериям, к которым относятся мониторинг эффективности и безопасности применения товаров аптечного ассортимента, а также контроль за доступностью лекарственных препаратов по цене.

В настоящее время проблема безопасности и контроля качества ЛС на отечественном фармацевтическом рынке является одной из актуальнейших проблем, решение которой обеспечивается Концепцией развития государственного контроля. Органы государственного управления вырабатывают механизмы регулирования контроля качества лекарственных средств в системе выявления и изъятия из обращения лекарственных средств, качество которых не соответствует установленным требованиям. В соответствии с этим, основными элементами реформирования системы государственного контроля качества лекарственных средств в Российской Федерации являются: создание современных лабораторных комплексов в каждом федеральном округе; внедрение неразрушающих эспресс-методов контроля качества лекарственных средств; организация передвижных экспресс-лабораторий на базе лабораторных комплексов.

В результате эффективных контрольно-надзорных мероприятий, с 2008 года отмечается устойчивая тенденция снижения изъятых из оборота на фармацевтическом рынке России фальсифицированных лекарственных средств. Так, согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития за период 2005-2011 г.г., в Российской Федерации количество серий изъятых фальсифицированных препаратов уменьшилось более, чем в 7 раз, а количество торговых наименований сократилось почти в 3 раза.

Необходимо отметить, что актуальность сохранения надлежащего качества лекарственных средств подтверждается соглашением о сотрудничестве стран Юго-Восточной Азии, что является важной вехой в общей цели улучшения качества лекарственных средств в целом во всем мире.

Наличие в лекарственном обращении фальсифицированных ЛП нередко связан с высоким уровнем цен. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации № Пр-66 от 9 января 2012 г., полномочными представителями Президента в федеральных округах организованы мониторинги цен, в том числе за наличием в аптечной сети жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в необходимом для обеспечения населения количестве и ассортименте, обоснованностью установления цен на эти лекарственные средства.

Наиболее эффективным механизмом регулирования доступности ЖНВЛП является мониторинг цен на региональном уровне, который осуществляет Территориальное управление Росздравнадзора. По итогам 2011 года средняя стоимость препаратов амбулаторного сегмента выросла в Республике Татарстан на 1,62% при уровне инфляции 6,1%, по России выросла на 2,17%, в ПФО – на 2,27%. В госпитальном сегменте в среднем по России рост составил 1,3%, в ПФО – 0,54%, в РТ – 2,09%.

Основываясь, на вышесказанном, мы считаем, что приоритетными направлениями для приложения механизмов государственного регулирования являются региональные системы контроля качества лекарственных средств и ценообразования ЖНВЛП, функционирование которых определяет качество фармацевтической помощи на территории Российской Федерации. Хотелось, чтобы органы государственного регулирования для повышения качества фармацевтической помощи и в дальнейшем учитывали эти действенные инструменты для обеспечения контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.



Специалистам здравоохранения