Управление фармацевтическим персоналом. Изучение возможности инновационных преобразований в системе подготовки фармацевтических кадров в Республике Северная Осетия – Алания

Управление фармацевтическим персоналом. Изучение возможности инновационных преобразований в системе подготовки фармацевтических кадров в Республике Северная Осетия – Алания

 15118

Управление фармацевтическим персоналом. Изучение возможности инновационных преобразований в системе подготовки фармацевтических кадров в Республике Северная Осетия – Алания
Левкова И.Н., Царахова Л.Н.

Статья посвящена вопросам образования и подготовки фармацевтического персонала в условиях современного фармацевтического рынка. В качестве инновационного подхода рассматривается возможность осуществления образовательного процесса в соответствии с принципами Болонской декларации.

Levkova I.N., Tsarachova L.N. Pharmaceutical management personnel. Explore the possibility of innovation in training of pharmaceutical personnel in the Republic of North Ossetia-Alania
The article is dedicated to the education and training of pharmaceutical personnel in today's pharmaceutical market. As an innovative approach, a possibility of the educational process in accordance with the principles of the Bologna Declaration.

Keywords: especially management of pharmaceutical personnel, economic efficiency, professional training, two-tier system of training.

Фармацевтический рынок России на современном этапе характеризуется высоким уровнем конкуренции. Повысилась зависимость эффективной деятельности аптечной организации от ее внутреннего потенциала, основу которого составляет фармацевтический персонал. Происходящие в здравоохранении и фармацевтической отрасли изменения, в частности реализация региональных программ модернизации здравоохранения, масштабные изменения законодательства, активное внедрение рыночных механизмов в фармацевтический бизнес, вызвали необходимость формирования новой кадровой политики, которая позволила бы активизировать и эффективно использовать трудовой потенциал фармацевтических специалистов.

Управление персоналом является одной из наиболее значимых составляющих жизни фармацевтического предприятия, особо влияющих на ее эффективность. Само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономического, статистического до философского и психологического. Важность оказания фармацевтической помощи населению диктует особые требования к подготовке специалистов, занятых в процессе обеспечения лекарственными средствами. От того, как фармацевтические работники осуществляют свои должностные обязанности, зависит жизнь и здоровье граждан. Сотрудники Росздравнадзора, осуществляющие контроль за государственными, муниципальными и частными организациями, работающими в сфере оборота лекарственных средств, производя объективную и всестороннюю оценку ситуации, имеют уникальную возможность при осуществлении контрольно-надзорной деятельности оценивать уровень профессиональной подготовки сотрудников аптечных учреждений.
Результаты контрольно-надзорных мероприятий обсуждаются в профессиональных кругах, на медицинских и фармацевтических конференциях и форумах, на которых, к сожалению, не так часто присутствуют представители медицинского и фармацевтического образования.

Надо признать, что ценные высокопрофессиональные наблюдения специалистов Росздравнадзора были бы очень полезными для учащихся фармацевтических факультетов, особенно для интернов и слушателей факультета последипломного образования. Живое общение и опыт практиков сегодня очень востребованы и активно используются в различных вузах мира, т. к. проблема отставания академической науки от практики очевидна. Бурный темп развития фармацевтического бизнеса и, как следствие, интенсивно меняющееся законодательство в этой области только увеличили это отставание. Хотя верно и обратное: без фундаментальных базовых академических знаний развитие бизнеса невозможно. И все же осознание того, что бизнес-образование отстает от самого бизнеса, заставляет ведущие высшие учебные заведения активно привлекать к обучающему процессу высокопрофессиональных практиков, которых, по мнению специалистов образования, должно быть не менее 10% от профессорско-преподавательского состава. Все это в равной степени касается и фармацевтического бизнеса, и фармацевтического образования.

Привлечение директоров, ведущих менеджеров фармацевтических фирм, специалистов контрольно-надзорных органов, несомненно, сделает современную вузовскую подготовку максимально приближенной к реалиям рынка. Немалые просветительские функции специалистов Росздравнадзора (выступления на многочисленных фармацевтических конференциях и форумах, работа горячих линий по разным направлениям фармацевтической деятельности, разъяснительная работа со специалистами и руководителями аптечных организаций во время контрольно-надзорных мероприятий) говорят в пользу возможности привлечения их к процессу подготовки фармацевтических кадров. Конечно, не стоит ожидать резкого увеличения практиков в преподавательском процессе. Ведь согласие с их стороны на преподавание – это в большей степени благотворительность в виде затраченного времени и усилий на подготовку к лекциям, т. к. материальная мотивация здесь минимальна. В качестве альтернативного решения этого вопроса можно рассматривать современную практику гостевых лекций.

Тема образования в области подготовки фармацевтических кадров очень актуальна. Специалисты фармотрасли сходятся во мнении, что реформа фармацевтического образования необходима: разрыв между классическим набором знаний выпускника фармацевтического вуза и требованиями современного аптечного рынка увеличивается. Этот вопрос стал еще более актуальным в связи с присоединением России к Болонскому процессу.

Болонским процессом стали именовать движение, цель которого заключается в гармонизации систем образования стран Европы, прежде всего высшего, с целью создания единого европейского пространства. Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров, за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т. д. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке [1].

Что касается медицинского образования, то следует отметить единство мнений большинства ученых различных вузов Европы и России о недопустимости бакалавриата в медицине, впрочем, как и в подготовке летчиков, инженеров-атомщиков и некоторых других специальностей, сокращение образовательных процессов которых может оказаться опасным для общества. Эта тема широко обсуждается в медицинских кругах, на различных конференциях и совещаниях.

Однако для фармацевтической отрасли, имеющей свои особенности, бакалавриат и магистратуру можно рассматривать как востребованную инновацию в системе фармацевтического образования, которое может быть преобразовано в соответствии с принципами Болонской декларации.

Динамика развития фармацевтического рынка в последние годы стремительна и многообразна. Появление новых специальностей и направлений на фармацевтическом рынке требует новых подходов к процессу обучения будущих специалистов. Фармацевтический рынок западных стран осваивает российское пространство, активно привлекая российских специалистов. Многие выпускники российских вузов трудятся за рубежом. Россия вступила во Всемирную торговую организацию, что, конечно, отразится на фармацевтическом рынке России, который в огромной степени зависит от рынка импортных лекарственных препаратов. Эксперты рынка ожидают снижения административных барьеров и, как закономерность, расширения сотрудничества, привлечения большего количества российских специалистов для работы с иностранными компаниями, в т. ч. в секторе фармации. В современных условиях введение двухступенчатого образования с признанием российского диплома в странах Европы было бы весьма своевременным.

Нам было интересно проанализировать ситуацию возможности перехода на двухуровневую систему фармацевтического образования в Республике Северная Осетия – Алания (РСО – Алания), что и явилось целью исследования данной работы.

Подготовку фармацевтических кадров в РСО – Алания осуществляют три учебных заведения – ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» и ГБОУ СПО «Северо-Осетинский медицинский колледж». Особенностью данного образовательного процесса является тот факт, что, несмотря на всю широкомасштабность подготовки фармацевтических кадров, перепроизводства специалистов в республике в настоящее время пока не ощущается. Это объясняется требованиями фармрынка, сравнительно большим количеством аптек в г. Владикавказе, высокой миграцией специалистов в крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, а также нехваткой специалистов в отдаленных горных районах сельской местности.

Фармацевтический рынок РСО – Алания, востребованность фармацевтических кадров и территориальные особенности населения тесно взаимосвязаны. Республика является одним из самых густонаселенных субъектов Российской Федерации. Плотность населения в местах проживания составляет более 140 человек на 1 км2. Если соотношения городского и сельского населения в Российской Федерации в среднем составляет 70% к 30%, то население РСО – Алания наполовину состоит из сельского населения [2], что обусловливает некоторые особенности лекарственного обеспечения.

Несмотря на стремительный рост фармацевтического рынка и большое количество вновь открываемых аптечных учреждений, Россия не достигла того уровня обеспеченности лекарственными средствами, которое наблюдается в развитых странах Европы. Потенциал развития фармацевтического рынка России пока не достиг своего максимума. Определенной нормы обеспеченности лекарственными средствами на сегодняшний день не существует. Однако ориентировочно считается, что в норме должна быть 1 аптека на 4 000 человек населения. В России есть регионы, где 1 аптека приходится на 6, 10, 20 и более тысяч жителей. Во многих городах Европы этот показатель близок к 1 700 жителям на 1 аптеку.

Наши расчеты показали, что на сегодняшний день в г. Владикавказе на 1 аптеку приходится 1 400 жителей, в сельской местности республики на 1 аптеку – 3 000 жителей, что говорит о довольно высоком уровне обеспеченности населения РСО – Алания лекарственными средствами. При такой особенности фармацевтического рынка, относительно высокой потребности в фармацевтических специалистах, сравнительно большом количестве учебных заведений в географически небольшом субъекте Российской Федерации как одну из возможностей преобразования процесса подготовки фармацевтических кадров можно рассматривать переход на двухуровневую систему, принятую в Европе.

Особенно хочется выделить бакалавриат. Как один из вариантов можно рассматривать обучение на базе действующего среднего фармацевтического образования, естественно, с преобразованиями обучающей программы и материально-технического оснащения.
Северо-Осетинский медицинский колледж, недавно отметивший свое 90-летие, каждый год выпускает в среднем 35 фармацевтов. Средняя фармацевтическая школа готовит специалистов по программам и учебным планам, которые после незначительных доработок могут соответствовать уровню подготовки фармацевтов-бакалавров при 4-летнем сроке обучения. Программа подготовки бакалавров будет обеспечивать возможность интеграции в структуру вузов. Как одну из возможностей перехода на новую систему образования можно рассматривать объединение фармацевтического факультета Северо-Осетинского медицинского колледжа с фармацевтическим факультетом Северо-Осетинской государственной медицинской академии.

Нами проведен социологический опрос выпускников фармацевтического факультета Северо-Осетинского медицинского колледжа методом анкетирования. В опросе приняли участие 50 выпускников 2011 и 2012 гг. Анкета содержала в себе как вопросы управленческой тематики, так и вопросы образования, в т. ч.:

- высшее образование на данном этапе жизни вам необходимо для того, чтобы:
1)    связать свое будущее с научно-преподавательской деятельностью;
2)    работать в крупных фармацевтических фирмах;
3)    иметь возможность работать за рубежом;
4)    заведовать аптекой;
5)    быть владельцем аптеки.

Вопрос о перспективе работы первостольника преднамеренно не рассматривался, т. к. наши исследования показали, что востребованность в специалистах-первостольниках с высшим и средним образованием в РСО – Алания равнозначная (1:1).

Вопрос о заведовании аптекой, напротив, рассматривался, несмотря на изменение нормативно-правовой базы (с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» заведующий аптечным учреждением может иметь как высшее, так и среднее фармацевтическое образование), т. к. вопрос затрагивает понятия и субординации, и компетенции – уровень подготовки специалиста с высшим образованием глубже и шире по всем специальным предметам, что актуально для заведования аптекой.

Так как все части анкеты в той или иной степени содержат вопросы карьерного роста, мы предложили выпускникам отвечать на вопросы не однозначно, а в зависимости от степени их желания на данном жизненном этапе, например: «возможно», «возможно в отдаленном будущем», «нет», «да». Все выпускники, желающие получить высшее образование, отметили сразу несколько позиций ответов. На вопрос о заведовании аптекой 100% опрошенных ответили утвердительно, 50% этих же опрошенных заявили о желании стать владельцем аптеки в отдаленном будущем, 25% считают возможным работать в крупных фармацевтических фирмах, 6% рассчитывают иметь возможность работать за рубежом, 4% – связать свое будущее с научно-преподавательской деятельностью (рис.). Причем те 6% выпускников, которые изъявили желание работать за рубежом, подтвердили свое желание реальными обстоятельствами: их ближайшие родственники жили и работали на тот момент за рубежом (Греция, Италия, Германия). Однако сложная процедура подтверждения российского диплома в странах Европы – существенное препятствие для трудоустройства наших выпускников. Российский диплом, выданный по европейскому стандарту, согласно Болонской декларации, будет служить гарантом трудоустройства [3].

Анкетирование и личные беседы со студентами обозначили также существенную проблему, которая препятствует получению высшего образования: после окончания фармацевтического факультета медицинского колледжа начинать обучение в институтах и академиях приходится с первого курса, несмотря на пройденный курс специальных дисциплин. Бакалавриат решает эту проблему. Обучение вместо 2 лет 10 месяцев в фармколледже в бакалавриате составит всего 4 года. На вопрос: «Согласны ли вы проучиться на 1 год и два месяца больше, получив при этом диплом о высшем образовании?» – 90% студентов ответили утвердительно. Хотелось бы добавить, что 100% наших респондентов – девушки в возрасте от 20 до 25 лет, и, как отметили многие из них, выбор высшего образования после приобретенного среднего специального – это в большей степени выбор между личной жизнью и карьерой. Желание вовремя выйти замуж перевешивает желание учиться еще шесть лет.

Еще один психологический аспект: при обсуждении темы управления кадрами заведующие аптечными учреждениями РСО – Алания отметили, что зачастую предпочитают брать на должность первостольника специалиста со средним фармацевтическим образованием, нежели провизора. У фармацевтов меньше амбиций, они более послушны и исполнительны, текучесть кадров гораздо ниже провизорской [3]. Вместе с тем, учитывая реалии современного аптечного рынка, фармацевтам уже не хватает набора классических знаний: необходимы новые знания по технологиям продаж, психологии покупателей; стремительно расширяющийся ассортимент лекарственных средств и медицинских изделий требует больших знаний в области фармакологии, технологии изготовления лекарств, медицинского товароведения и др. Бакалавриат стал бы буферным пространством в высшем фармацевтическом образовании, примиряющим многие противоречия. Бакалавр будет иметь более глубокую профессиональную подготовку, нежели фармацевт, вместе с тем, ориентированный на определенный уровень профессиональных компетенций, он будет более лоялен и менее амбициозен, нежели магистр.

Общеизвестно, что на фармацевтическом рынке наиболее востребован работник первого стола, большая часть выпускников высших и средних фармацевтических учебных заведений работает первостольниками. Современный работодатель практически уравнивает на должности первостольника провизора и фармацевта как по выполняемым функциям, так и по заработной плате. Закономерен вопрос: стоит ли шесть лет учить специалиста, если он будет работать первостольником?

По нашему мнению, двухуровневая система образования дает гораздо больше возможностей, поскольку бакалавр как специалист, имеющий высшее образование, после четырех лет учебы сможет устроиться на работу и далее по своему желанию продолжить учебу в магистратуре, которая продлится всего 2 года.

Бакалавриат, являясь первой ступенью высшего образования, возможно, позволит в большей степени отвечать современным требованиям фармацевтического рынка. Уровень подготовки бакалавра в высших учебных заведениях будет, несомненно, гораздо выше, чем в колледжах и училищах. Возможно, появится еще одно преимущество — отпадет необходимость в интернатуре [4].

Таким образом, обозначились объективные выводы и заключения в изучении возможности освоения бакалавриата применительно к фармацевтическому образованию:
1.    Финансово-экономическая выгода для государства и учащихся бакалавриата ряда фармацевтических специальностей налицо. Большая часть выпускников фармацевтических вузов работают первостольниками. Зачем учить специалиста шесть лет, если он будет работать первостольником?
2.    Появление альтернативного выбора в высшем образовании: выпускник может остановиться на уровне бакалавриата, начав работать по специальности, либо, разумно распорядившись своим временем и возможностями, поступить в магистратуру, возможно, через несколько лет практической работы. Магистратура даст возможность в будущем заниматься наукой, работать руководителем фармацевтической организации, менеджером крупной компании и т. д.
3.     Освоение двухуровневой системы обучения следует производить поэтапно, в отдельно взятых учебных заведениях, сохраняя при этом подготовку специалистов со средним фармацевтическим образованием. Это позволит грамотно адаптировать европейскую систему к российскому менталитету, даст возможность сравнить, выявить все плюсы и минусы и, главное, понять, как и в каком масштабе предлагаемая система образования востребована на российском фармацевтическом рынке.

При этом считаем необходимым отметить, что переход на двухуровневую систему образования потребует серьезного пересмотра действующей нормативной правовой базы по изменению номенклатуры специальностей и должностей в фармацевтических организациях и др. Но более всего реформа образования затронет работу профессорско-преподавательского состава вузов России, именно им предстоит нести основной груз преобразований всего учебного процесса. Конечно, этот вопрос решится не так быстро, потому что всем понятно: появится много юридических, организационных и финансовых проблем. Важно, чтобы предлагаемая реформа была обдумана и подготовлена со всех сторон с учетом мнений профессорско-преподавательского состава фармацевтических вузов России.

Освоение новой системы обучения для фармацевтических вузов факультетов не обязательно проводить радикально и с активным продвижением. Более рационально осваивать европейскую систему обучения продуманно, на примере отдельных высших профессиональных учебных заведений, учитывая российский менталитет и не отвергая вековые традиции российского образования. Несомненно, вступая в Болонский процесс, Россия внесет свою немалую положительную лепту в европейское образование, ибо российское образование всегда отличалось своей фундаментальностью. С другой стороны, нужно сохранить вузы, выпускающие провизора по традиционной пятилетней программе обучения, и специалиста, прошедшего годичную интернатуру. Время покажет, что для российского фармацевтического рынка окажется более востребованным.

Литература

1. Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. http://www.science-education.ru/104-6548.
2. Северо-Осетинский информационный интернет-портал «15 регион»: http://region15.ru/docs/osseta-naselenie/.
3. Левкова И.Н., Царахова Л.Н. Сравнительная характеристика востребованности аптечного персонала с высшим и средним фармацевтическим образованием на примере аптечных учреждений Республики Северная Осетия – Алания // Человек и лекарство: Тез. док. XVII Рос. нац. конгр. 12–16 апр. 2010. – М., 2010. – С. 739–740.
4. Левкова И.Н., Царахова Л.Н. Оценка возможности перехода на двухуровневую систему образования, принятую Болонским процессом, для фармацевтического образования в Республике Северная Осетия – Алания. «Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции»: сб. науч. тр. Выпуск 66. / Под ред. М.В. Гаврилина. – Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2011. – С. 876.

Рисунок - в  приложении




Специалистам здравоохранения