Трансакционные издержки: учитываем все

 12491

Трансакционные издержки: учитываем все
О.В.БАЗАРКИНА, к.ф.н., доцент кафедры управления и экономики фармации РУДН
А.Н.ИБРАГИМОВА, аспирант кафедры управления и экономики фармации РУДН

Аптека - это не только учреждением системы здравоохранения, но и экономический агент рынка, к которому применимы теории рыночной экономики, институциональной экономики и трансакционных издержек. При реализации этих функций у аптеки возникают разного рода проблемы, из которых формируются определенные трансакционные издержки, оказывающие существенное влияние на общую структуру ТИ аптечной организации. Рассмотрим данный аспект работы аптеки на примере обеспечения населения антацидными и противоязвенными ЛС.

Для осуществления сделки (трансакции) от экономического агента требуется совершение множества самых различных операций, каждая из которых может обходиться ему весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Издержки, которые сопровождают любую трансакцию, называются трансакционными издержками (ТИ). Выявление и последующее снижение ТИ – основа не только повышения конкурентоспособности аптечной организации, но и обеспечения населения высококачественной и доступной фармацевтической помощью, возрождения профилактического направления в здравоохранении и как результат – укрепление здоровья граждан.

Какие же проблемы могут возникнуть у аптеки? По нашему мнению, в основе всей деятельности любой организации лежат две ведущие проблемы - выбора и контроля, каждая из которых сопряжена с действием информационной среды, т.е. поиском информации по данным проблемам.

Взаимосвязь выявленных проблем рынка данной группы ЛС с определенными ТИ представлена на рисунке 1.

Рассмотрим проблему выбора с учетом поиска информации с целью минимизации затрат по их решению, что является залогом успешной и эффективной работы аптечной организации.

Главное звено - информационная база


В рамках нашего исследования проблема выбора может складываться из двух важных составляющих: «что реализовывать?» (выбор оптимальных антацидных и противоязвенных ЛС) и «у кого купить качественный товар?» (выбор поставщика данной группы препаратов). На начальном этапе каждой из составляющих возникает необходимость учета издержек, связанных с поиском информации по ним.

Поиск информации в современном обществе связан с возникновением основных ТИ. При осуществлении фармацевтической деятельности в аптечной организации поиск информации постоянен и регулярен. Он включает в себя, в первую очередь, поиск информации о ЛС, поставщиках (производителях и дистрибьюторах), конкурентной среде, конечных потребителях и т.д. Чтобы уменьшить эти издержки любая организация должна обладать информацией с высоким уровнем качества (быть достоверной, доступной и достаточной), а также иметь все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. При этом стоимость пользования информационными услугами должна быть невысокой, чтобы они были доступны каждому.

Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации. В современном мире компьютеризации меньшие издержки будет нести та организация, которая стремиться к следующим информационным требованиям:
-  любой пользователь (работник) в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях, следовательно, аптека должна быть оснащена всеми необходимыми техническими средствами;
-  работник имеет необходимые навыки работы с компьютером (знает и работает с текстовыми редакторами, электронными таблицами, программами и др.);
-  создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы для решения задач аптечной организации.

Первый этап: данные о препарате и его наличие у дистрибьютора

Прежде всего, следует остановиться на источниках информации о лекарственных препаратах, к которым можно отнести как внешние, так и внутренние (рис. 2).

Начнем анализ с внешних источников информации, в частности с расчета ТИ в зависимости от достаточности и достоверности информации о ЛС.

Проведен обобщенный анализ информации по официальным источникам, которые были обозначены фармацевтическими работниками в качестве основных источников справочной информации - это Госреестр ЛС, справочник «Видаль», Регистр ЛС. На основе полноты информации о ЛС данной фармакологической группы (наличие препарата в данном источнике; описание, наличие побочных эффектов, совместимость с другими ЛС и др.), нами проведен расчет ТИ по коэффициенту ТСici, показывающему уровень ТИ поиска информации о ЛП по данной справочной литературе. На рисунке 3 представлены результаты анализа.

Таким образом, наименьшее значение ТИ поиска информации о ЛП принадлежит Госреестру ЛС (электронная версия 2010 г.).

На рисунке 4 показана модель изменения ТИ поиска информации во времени, в которой заложены данные по поиску информации о ЛС по справочной литературе и по основным изученным дистрибьюторам. По оси «х» расположены 7 основных дистрибьюторов (1-Протек, 2-СИА Интернейшнл, 3-Морон, 4- Арал плюс, 5-НПК Катрен, 6-Аптека-Холдинг, 7-Роста), по оси «у» - значения ТИ с учетом внесенных рассчитанных показателей и начального значения времени (t=1 час). Данная модель наглядно показывает, что минимальные ТИ при осуществлении поиска информации будут соответствовать Госреестру ЛС и тройке лидеров дистрибьюторов препаратов данной группы: Протек, СИА Интернейшнл и НПК Катрен.

Второй этап: официальные перечни и списки

Опосредованно на величину ТИ поиска информации и выбора препарата при реализации антацидных и противоязвенных ЛС будет влиять включение их в различные перечни и списки. Внесение препарата в них может как увеличивать, так и снижать уровень ТИ. Нами проанализированы перечни и списки наиболее сильно влияющие на уровень ТИ аптек: Минимальный ассортимент ЛС, Список ЖНВЛС, Перечень ЛС, отпускаемых без рецепта врача в трех редакциях – 2000г., 2005г., 2010г. (табл. 1). Так, снижение количества позиций ЛП в «Минимальном ассортименте ЛС» снижает ТИ аптек (необходимость постоянного контроля за наличием данного препарата в ассортименте аптеки), но увеличивает ТИ для конечного потребителя. Увеличение количества препаратов в списке ЖНВЛС наоборот, увеличивает ТИ для аптечных организаций (необходимо соблюдать фиксированные торговые надбавки на препараты) и уменьшает ТИ конечных потребителей. Однако, только увеличение позиций в перечне ЛС, отпускаемых без рецепта врача, снижает ТИ для аптеки (нет издержек по экспертизе рецепта, возможность рекомендовать эти препараты потребителям), но для пациента издержки могут либо увеличиваться (когда необходимо обращение к врачу за лечением), либо снижаться (нет необходимости дополнительно визита к врачу).

Этап третий: экспертная оценка ЛС

Следующим этапом анализа явилась экспертная оценка антацидных и противоязвенных препаратов специалистами, в основе которой лежит информационная достоверность и достаточность, путем проведения позиционирования. В качестве экспертов для оценки важности параметров позиционирования (эффективность, безопасность применения, удобство приема, быстрота действия, широта фармакологического действия, цена) выступили 250 врачей Москвы и Московской области (терапевты, гастроэнтерологи, хирурги), назначающие ЛС данной нозологической группы.
Для исследования были отобраны 12 противоязвенных ЛС, которые входят в две стандартные схемы лечения язвенной болезни, базирующиеся на двух основных подходах: эрадикационной антихеликобактерной терапии в случае обнаружения инфекции Н.pylori и эффективном подавлении желудочной кислотной продукции современными антисекреторными препаратами.

В результате проведенного позиционирования антацидных и противоязвенных ЛС построены 5 матриц позиционирования:
-  эффективность/безопасность применения;
-  эффективность/удобство применения;
-  эффективность/быстрота действия;
-  эффективность/широта фармакологического действия;
-  эффективность/цена.

На наш взгляд, наиболее актуальными являются две матрицы: эффективность/безопасность применения и эффективность/цена (табл. 2,3).

На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод, что наиболее безопасные и высокоэффективные препараты, по мнению экспертов - это Париет и Де-Нол. Но следует отметить, что к препаратам с сильными позициями также относятся: Метронидазол, Омепразол и Ранитидин, со средними позициями – Амоксициллин и Кларитромицин, со слабыми – Тетрациклин

Анализ данных таблицы 4 показал, что наиболее высокоэффективные препараты данной группы Де-Нол и Париет, также являются и самыми дорогостоящими препаратами среди ЛС для лечения язвенной болезни желудка. Метронидазол и Ранитидин, являясь высокоэффективными ЛС, имеют самую низкую цену.

Результаты, полученные в ходе построения матриц позиционирования, нами были сведены в карту восприятия ЛС для лечения язвенной болезни желудка. Сильные позиции по всем шести изученным нами параметрам позиционирования занимают – Париет, Омепразол, Ранитидин, а также Де-Нол. Выявлено, что большинство препаратов данной группы занимают средние позиции. А Тетрациклин – препарат, который обладает слабыми позициями по параметрам эффективность/безопасность применения.

Для расчета информационных издержек по всем пяти матрицам позиционирования нами введена величина издержкомодуляции ассортимента (Im). Данный показатель характеризует информационную насыщенность уровня ТИ по пяти матрицам позиционирования. Величина издержкомодуляции ассортимента имеет интервал от 0 до 1. Интервал от 0 до 0,3 характеризует минимальные издержки (min), от 0,3 до 0,6 –средние издержки (medium), от 0,6 до 0,9 – максимальные издержки (max). Чем больше значение величины издержкомодуляции, тем больше ТИ по данной ассортиментной единице.

Далее была определена величина издержкомодуляции с учетом наличия каждого из исследуемых препаратов в списке ЖНВЛС; списке изъятых препаратов из оборота оптовой и розничной торговли; минимальном ассортименте ЛС; перечне ЛС, отпускаемых без рецепта врача (Im*) (табл. 4).

В результате выявлено, что величина издержкомодуляции ассортимента Im* осталась неизменна у следующих препаратов – Де-Нол, Метронидазол, Париет, Пилорид и Тетрациклин. Для всех остальных ЛС наличие их в перечнях и списках изменило значение данного показателя, что свидетельствует об увеличении ТИ. Рассчитанная величина издержкомодуляции ассортимента способствует определению ЛС с max, medium, и min издержками, что может использоваться в дальнейшем для корректировки ТИ в аптеке при формировании ассортиментного портфеля противоязвенных ЛС, а также быть дополнительной информацией для усиления позиций данной группы препаратов на фармрынке.

Таким образом, при формировании аптекой ассортиментного портфеля противоязвенных препаратов в первую очередь целесообразно включать ЛС с сильными позициями, такие как Париет, Омепразол, Де-Нол, Пилорид, а также антибактериальные препараты Амоксициллин и Кларитромицин. Включению в ассортимент ЛС со средними позициями должно предшествовать дополнительное маркетинговое исследование.

Потребительские предпочтения: учитываем и корректируем

Анализируя внутренние источники информации, в частности, статистические данные по опросу конечных потребителей антацидных и противоязвенных ЛС, были выявлены следующие предпочтения: в качестве антацидных средств большинство потребителей применяют Маалокс, Алмагель А и Релцер (рис. 5), а среди противоязвенных препаратов – Омез, Париет, Ультоп (рис. 6).

Из диаграммы видно, что большинство препаратов, выбранных конечными потребителями, имеют максимальные издержки по значению рассчитанной величины издержкомодуляции ассортимента для данных препаратов. В сравнении с ЛС, имеющие минимальные издержки, препараты, выбранные потребителями, могут привести к нерациональному, неэффективному лечению. Поэтому, задачей провизора (фармацевта) может являться оказание консультационной услуги в форме рекомендации более эффективных и безопасных безрецептурных препаратов данной группы, при условии владения им необходимой информацией, а также оказание профилактической услуги в виде оформления санитарно-просветительских бюллетеней в аптеке.

Проблема выбора поставщика

Для решения проблемы выбора поставщика мы также использовали теории институциональной экономики и рассчитанные нами коэффициенты. Выбор поставщика антацидных и противоязвенных ЛП базируется на поиске информации по двум источникам – внешним и внутренним (рис. 7).


В качестве поставщика нами изучались – дистрибьюторы, как наиболее оптимальные поставщики ЛС по сравнению с поставщиками-производителями. Для того чтобы выявить оптимального дистрибьютора использовался количественный анализ в виде многоэтапной математической обработки следующих данных: о популярности поставщика (опрос около 350 аптечных организаций), информации аналитических агенств (ТОР-10), информации о широте ассортимента данной группы препаратов у изучаемых поставщиков и др.

В результате анализа рассчитан коэффициент оптимальности (Kod) дистрибьютора, который позволил выявить наиболее оптимальную комбинацию дистрибьюторов для аптек – это ЦВ Протек, СИА Интернейшнл, НПК Катрен и ЗАО Роста (рис. 8).

Выявление проблемы выбора поставщика и расчет ТИ, позволил определить оптимальное сочетание дистрибьюторов в аптеке, включение которых позволит аптеке снизить ТИ. На рисунке 9 представлена модель изменения уровня ТИ во времени (t=1 час), в которой заложена информация по выбору оптимального дистрибьютора по изученным 7 дистрибьюторам и ТИ поиска информации по конкретному дистрибьютору. Наименьшие ТИ по выбору поставщика при заданных условиях соответствуют Протек и СИА Интернейшнл.

Проведенный анализ формирования ассортиментного портфеля на примере конкретной нозологической группы позволяет сделать вывод, что продвижение товара с учетом минимизации ТИ становится важным условием выживания на современном фармацевтическом рынке.

Рисунки - в приложении



Специалистам здравоохранения