Теоретические и практические основы модернизации системы обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в военном здравоохранении

 19894

Теоретические и практические основы модернизации системы обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в военном здравоохранении

Авторы: А.Б.БЕЛЕВИТИН, начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации – начальник медицинской службы Вооруженных сил Российской Федерации, д.м.н., проф.;
Ю.В.МИРОШНИЧЕНКО, заместитель начальника 3-го управления Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации, д.ф.н., проф.; miryv61@gmail.com;
А.Б.ГОРЯЧЕВ, начальник Центра фармации и медицинской техники Министерства обороны Российской Федерации, к.ф.н.

Резюме. В статье представлен краткий анализ причин, послуживших основанием для разработки теоретического обоснования и практических мероприятий по совершенствованию существующей системы обеспечения Вооруженных Сил лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. С позиции теории управления и системного подхода изложены научные взгляды на методологию модернизации и стратегию развития современной системы медицинского снабжения войск (сил), раскрыты базовые принципы ее построения и иерархической структуризации при формировании нового облика медицинской службы Вооруженных Сил.

Повышение уровня обеспеченности лекарственными средствами (ЛС) и изделиями медицинского назначения (ИМН) прикрепленных контингентов и военных лечебно-профилактических учреждений в настоящее время рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности медицинской службы Вооруженных сил Российской Федерации (ВС), от которого во многом зависит степень удовлетворенности военнослужащих, военных пенсионеров, членов их семей, а также гражданского персонала ВС ходом реализации Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 г.* [2,3].

В военном здравоохранении комплекс организационно-плановых, производственных, контрольных и иных мероприятий, направленных на своевременное, полное и качественное обеспечение ЛС и ИМН, а также на поддержание материальной компоненты готовности медицинской службы ВС к деятельности в военное время, вооруженных конфликтах или чрезвычайных ситуациях мирного времени, осуществляется в рамках системы медицинского снабжения* [1,4,5,7].

Действующая система медицинского снабжения войск (сил) формировалась в сложных политических и социально-экономических условиях начала 90-х гг. прошлого века на фоне распада СССР, нарастания социальной напряженности в обществе, раздела прежде единых Вооруженных сил, их масштабного сокращения и резкого уменьшения государственного финансирования. В то время главные усилия руководства и специалистов медицинской службы ВС были сосредоточены на поддержании минимально приемлемого уровня обеспеченности ЛС и ИМН, позволяющего не допустить срывов оказания медицинской помощи, а также на сохранении экономических, организационных и материальных компонентов боевой готовности.

В настоящее время, как отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.**, «Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность…». В этой связи при складывающихся социально-экономических и организационно-практических предпосылках возникла объективная потребность в модернизации системы медицинского снабжения войск (сил), методология построения и функционирования которой вошла в противоречие с реалиями реформ в военном здравоохранении [4,5].

При модернизации системы медицинского снабжения должны учитываться требования по обеспечению ее адекватности структуре и задачам медицинской службы ВС. На практике это предусматривает достижение соответствия совокупности субъектов, объектов и элементов системы медицинского снабжения войск (сил) формируемому комплекту сил и средств медицинской службы ВС на каждом уровне с учетом обоснованных показателей необходимости и достаточности [1,5].

Обеспечение ЛС и ИМН войск (сил) в новых условиях необходимо организовывать с учетом объективно обусловленных базисных принципов, соответствующих современной управленческой парадигме военного здравоохранения (рис. 1).

Придание системе медицинского снабжения войск (сил) новых качественных свойств и характеристик
Принцип главенства закона является фундаментальным, т.к. обеспечение ЛС и ИМН осуществляется в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов, что определяет легитимность функционирования системы медицинского снабжения войск (сил). В ее рамках выполняются следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию:
– фармацевтическая деятельность;
– деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
– деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
– техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд).

Принцип транспарентности предусматривает возможность свободного доступа ко всей информации, касающейся регулирования вопросов обеспечения ЛС и ИМН, в рамках предоставленных полномочий, соблюдение гласности в действиях, имеющих отношение к общим вопросам управления системой медицинского снабжения.

Принцип централизованного обеспечения заключается в централизованном нормировании, распределении, управлении поставками и запасами ЛС и ИМН (это позволяет, в частности, эффективно распоряжаться даже их ограниченными ресурсами).

Принцип нормированного натурального довольствия предусматривает обеспечение ЛС и ИМН войск (сил) по установленным нормам (нормативам). Этот принцип, несмотря на некоторые отрицательные аспекты (принудительность и ограничение номенклатуры, устаревание норм снабжения), позволяет наиболее рационально осуществлять обеспечение ЛС и ИМН в различных условиях обстановки, особенно в ходе боевых действий и при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Принцип планового обеспечения предусматривает обеспечение ЛС и ИМН частей (учреждений) по планам вышестоящего органа (звена) медицинской службы на основании периодически представляемых отчетно-заявочных документов.

Принцип территориального обеспечения заключается в оптимизации организационных подходов к обеспечению ЛС и ИМН войск (сил), дислоцированных в установленных зонах ответственности. Реализация этого принципа предусматривает придание вышестоящим органом (звеном) медицинской службы одному из военно-медицинских учреждений организационно-управленческих и контрольных функций и полномочий по вопросам обеспечения ЛС и ИМН частей и учреждений, дислоцированных в зоне его ответственности.

Принцип готовности заключается в своевременном развертывании или переводе на штаты (организацию) военного времени учреждений и подразделений медицинского снабжения. Во многом это достигается за счет четкого планирования и содержания запасов в готовности к немедленному отпуску и к использованию по предназначению.

Принцип живучести предусматривает создание условий для быстрейшего восстановления системы медицинского снабжения в условиях современной войны или чрезвычайных ситуаций мирного времени, за счет имеющихся и (или) приданных сил и средств.

Принцип создания обоснованных запасов (резервов) подразумевает накопление и содержание различных видов запасов (резервов) ЛС и ИМН с учетом вероятных санитарных потерь и необходимости выполнения мероприятий, предусмотренных планами медицинского обеспечения боевых действий или ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Принцип обеспечения комплектно-табельным оснащением* позволяет в кратчайшие сроки выполнить отмобилизование или перевод частей (учреждений) на штаты (организацию) военного времени и оперативно обеспечивать ЛС и ИМН войска (силы) в ходе боевых действий.

Принцип автоматического «инициативного» снабжения состоит в обеспечении ЛС и ИМН частей и учреждений по инициативе вышестоящего органа (звена) медицинской службы, без представления установленных отчетно-заявочных документов. По этому принципу в ряде случаев осуществлялось обеспечение ЛС и ИМН войск (сил), принимавших участие в боевых действиях по ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике (1994-1996), при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе (1999-2002), а также в вооруженном конфликте на территории Южной Осетии по принуждению Грузии к миру (август 2008 г.) [6].

Принцип «адресного» обеспечения ЛС и ИМН заключается в оптимизации логистики их поставок от организаций-производителей непосредственно в военно-медицинские учреждения, минуя промежуточные звенья.

В современных условиях медицинское снабжение войск (сил) следует рассматривать как сложно организованную социально-экономическую систему, построенную по иерархическому принципу и имеющую в своем составе ряд сопряженных подсистем [1,4]:
– кадров (специалистов медицинского снабжения – провизоров, фармацевтов, инженерно-технического персонала и др.) и кадровой политики;
– ресурсов материальных (ЛС и ИМН) и денежных средств;
– управления деятельностью учреждений и подразделений медицинского снабжения;
– лекарственной помощи;
– предусмотренных запасов (резервов) ЛС и ИМН;
– технического обслуживания и ремонта медицинской техники;
– информационно-правового обеспечения;
– научно-исследовательской деятельности.

При дальнейшем структурном реформировании системы медицинского снабжения в ее состав могут включаться новые и исключаться подсистемы, потерявшие свою значимость. Модернизованная система медицинского снабжения войск (сил), соответствующая перспективному облику медицинской службы ВС, должна иметь трехуровневую структуру (рис. 2).

I уровень – центр. В состав сил и средств медицинского снабжения на этом уровне включаются Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации (ГВМУ МО РФ) и учреждения (подразделения) медицинского снабжения центрального подчинения. На этом уровне осуществляются:
– формирование предложений по номенклатуре и количеству закупаемых ЛС и ИМН;
– обоснование потребности в денежных средствах для закупок ЛС и ИМН;
– обеспечение военных округов (флотов) ЛС и ИМН по номенклатуре жизненно необходимых и важнейших средств, уникальной и дорогостоящей медицинской техникой;
– обеспечение финансирования децентрализованных закупок ЛС и ИМН в военных округах (флотах) в пределах лимитов бюджетных средств, выделенных на эти цели;
– контроль за законностью и рациональностью использования денежных средств, выделенных военным округам (флотам) на децентрализованные закупки.

Реализация указанных мероприятий позволит:
– централизованно закупать в основном ЛС и ИМН главным образом, по т.н. «защищенной» номенклатуре.

Это гарантирует обеспечение прикрепленных контингентов и военных лечебно-профилактических учреждений ЛС и ИМН в необходимых объемах даже при самых неблагоприятных условиях финансирования военного здравоохранения;
– существенно сократить номенклатуру централизованно поставляемых ЛС и ИМН;
– активировать организационно-правовые механизмы «адресных» поставок ЛС и ИМН.

II уровень – военный округ (флот). Окружной (флотский) комплект сил и средств медицинского снабжения состоит из отделения медицинского снабжения медицинской службы военного округа (флота) и подчиненных учреждений медицинского снабжения. На этом уровне осуществляется:
– формирование потребности в ЛС и ИМН, а также денежных средствах за военный округ (флот) и их истребование в ГВМУ МО РФ;
– прием ЛС и ИМН, поступающих по планам централизованного снабжения, учет, распределение и отпуск частям (учреждениям) военного округа (флота);
– проведение децентрализованных закупок ЛС и ИМН для нужд медицинской службы военного округа (флота) в пределах лимитов бюджетных средств, выделенных на эти цели.

На учреждения медицинского снабжения возлагаются следующие организационно-управленческие и контрольные функции:
– планирование мероприятий по обеспечению ЛС и ИМН войск (сил);
– проведение торгов (конкурсов) по децентрализованным закупкам;
– выполнение контрольно-ревизионных мероприятий.

Перераспределение функций и полномочий обеспечит органу управления медицинской службы военного округа (флота) оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

III уровень – территориальная зона ответственности (гарнизон). В состав сил и средств медицинского снабжения на этом уровне включаются: отделы медицинского снабжения и аптеки военных госпиталей, аптеки медицинских рот соединений и медицинских пунктов частей, прикрепленных к военным госпиталям на медицинское снабжение и дислоцированных в установленных территориальных зонах ответственности.

На этом уровне осуществляется:
– проведение комплекса мероприятий по своевременному и полному обеспечению ЛС и ИМН госпиталя, а также частей (учреждений), прикрепленных на медицинское снабжение;
– методическое руководство деятельностью специалистов медицинского снабжения частей (учреждений), прикрепленных на медицинское снабжение;
– проведение контрольно-ревизионных мероприятий по вопросам обеспечения ЛС и ИМН частей (учреждений).

Придание военным госпиталям в их зонах ответственности функций органа управления позволяет:
– оперативно планировать и управлять процессами обеспечения ЛС и ИМН частей (учреждений);
– своевременно реагировать на возникающую потребность и обеспечивать ЛС и ИМН части (учреждения), в том числе и за счет децентрализованных закупок.

В результате модернизации структуры и состава система медицинского снабжения должна стать:
– многовариантной, дифференцированной по уровням управления и периодам деятельности войск (сил);
– взаимосвязанной с системой материально-технического обеспечения ВС;
– интегрированной в систему государственного здравоохранения;
– способной в максимально короткие сроки адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям;
– динамично развивающейся на основе прогресса научных знаний и достижений в практической деятельности.

ВЫВОДЫ:
1. Использование научных принципов построения и управления позволит модернизировать систему медицинского снабжения войск (сил) с минимальными издержками и в максимально короткие сроки.
2. Иерархическая структуризация системы повысит управляемость, надежность и гибкость мероприятий по обеспечению ЛС и ИМН войск (сил) за счет оптимизации распределения сил и средств по различным уровням, создания и обоснованного эшелонирования всех видов запасов (резервов), оперативности маневра ресурсами.
3. Модернизация системы медицинского снабжения войск (сил) будет способствовать повышению эффективности и качества медицинской помощи в военном здравоохранении и достижению генеральной цели Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2020 г. – удовлетворению социальных потребностей военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

Литература
1. Белевитин А.Б., Мирошниченко Ю.В., Бунин С.А., Горячев А.Б., Красавин К.Д. Концептуальные подходы к построению современной системы медицинского снабжения Вооруженных сил. // Воен.-мед. журн.- 2009. - № 9.- С. 4-9.
2. Белевитин А.Б., Мирошниченко Ю.В., Горячев А.Б. Организационные аспекты оказания лекарственной помощи в военном здравоохранении. // Вестник Росздравнадзора.- 2010. - № 1. - С. 69-74.
3. Белевитин А.Б., Шелепов А.М., Кульнев С.В., Миронкин Н.А. Медицинская служба Вооруженных сил Российской Федерации на страже здоровья военнослужащих в мирное время.- СПб.: Изд-во «Ъ», 2009. - 240 с.
4. Бунин С.А., Мирошниченко Ю.В., Горячев А.Б., Умаров С.З. Обоснование методологии стратегии развития системы медицинского снабжения в рамках формирования нового облика медицинской службы Вооруженных сил Российской Федерации // Вестник Российской Военно-медицинской академии. - 2009.- № 3 (27).- С. 182-188.
5. Гущенко В.А., Мирошниченко Ю.В., Горячев А.Б., Умаров С.З., Ступников А.В. Методологические аспекты совершенствования системы медицинского снабжения Вооруженных сил. // Воен.-мед. журн.- 2006. - № 3. - С. 4-6.
6. Мирошниченко Ю.В., Беня Ф.М., Горячев А.Б. Опыт медицинского снабжения войск в вооруженном конфликте на территории Южной Осетии. // Воен.-мед. журн. - 2009.- № 1.- С. 69-71.
7. Мирошниченко Ю.В., Умаров С.З., Бабенко О.В., Бунин С.А. Основы обеспечения частей и соединений медицинской техникой и имуществом в наземных войсках. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 159 с.


*Стратегия… представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития ВС. Она является составной частью системы национальной безопасности и социально-экономического развития страны и ориентирована на реализацию преобразований, осуществляемых в Российской Федерации на период до 2020 г.
*Медицинское снабжение - отрасль военной медицины, в рамках которой осуществляется деятельность по всестороннему специфическому материально-техническому обеспечению комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных, реабилитационных и других медицинских мероприятий, проводимых медицинской службой ВС [7].
**Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
* С 22 июля 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 г. №177-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» в рамках системы медицинского снабжения войск (сил) будет подлежать лицензированию деятельность, связанная с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I Списка IV в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
* К комплектно-табельному оснащению относятся: индивидуальные средства медицинской защиты; аптечки, сумки, комплекты медицинского имущества и наборы медицинские; медицинская техника (медицинские приборы, аппараты и т.д.); типовое оборудование; санитарно-хозяйственное имущество и т.д.

Рисунки находятся в прикрепленном файле



Специалистам здравоохранения