Саморегулируемые организации в здравоохранении

 7751

Саморегулируемые организации в здравоохранении

Д.А.БОРИСОВ, генеральный директор ООО «Компания Реднор», к.э.н.;
С.В.ЛАЗАРЕВ, член Правления Некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.м.н., selasik@mail.ru;
С.С.МИСЮЛИН, президент Некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.м.н.,  privatmed@mail.ru

В России взят официальный курс на сокращение вмешательства государства в экономику.
Прекращение избыточного государственного регулирования предполагает, в частности, передачу ряда полномочий квалифицированным институтам профессионального и предпринимательского сообщества.

В свете проводимой в стране административной реформы федеральным законодательством допускается привлечение к регулированию в области экономики объединений общественного свойства – саморегулируемых организаций (далее СРО) как предпринимательских (профессиональных) объединений с передачей им некоторых публичных функций. Данный подход вполне оправдан, поскольку именно профессионалы, зная все «лазейки» и нюансы соответствующего бизнеса, могут осуществить эффективный контроль, используя механизм саморегулирования.

Реализация механизма саморегулирования осуществляется посредством: 

  • разработки правил и стандартов предпринимательской (профессиональной) деятельности, которые исходят не от государства, а от самих предпринимателей (профессионалов) и ими же утверждаются; 
  • обеспечения надлежащего контроля со стороны предпринимательских (профессиональных) объединений за деятельностью своих членов; 
  • представления (защиты) интересов участников СРО перед третьими лицами.

Государство в этом случае в лице уполномоченного органа осуществляет общий надзор в соответствующей сфере деятельности, причем основную контрольную нагрузку принимают на себя именно СРО, что значительно снижает степень административного давления на бизнес и сокращает расходы на содержание госрегулятора, что для российской действительности является весьма актуальным.

Медицинские услуги относятся к разряду доверительных благ, т.е., как раз к тем категориям благ, которые предполагают саморегулирование деятельности их производителей. Кроме того, сегодня саморегулирование как институциональный механизм регулирования производства общественных благ в той или иной сфере принято рассматривать как наиболее эффективное «лекарство» в борьбе с такими пороками другого институционального механизма – госрегулирования, как коррупция и взяточничество.

Позитивный эффект развития саморегулирования – так называемый «коллективный брэнд». Предприниматели объединяются для того, чтобы продвигать коллективную торговую марку. Это в ряде случаев эффективный сигнал, который обеспечивает повышение спроса на услугу, производители которой известны тем, что гарантируют качество услуги. А поскольку это означает не только увеличение прибыли членов саморегулируемых организаций, но и общий рост производимой в экономике стоимости, мы можем говорить об общественной эффективности такой формы саморегулирования.

У саморегулируемых организаций есть и такая важнейшая функция, как рассмотрение жалоб потребителей и внесудебное разрешение конфликтов, возникающих между участниками саморегулирования и потребителями. А высокая степень защищенности пациента и врача при конфликтных ситуациях достигается не столько работой судебных органов, сколько активной деятельностью различных общественных (внесудебных) институтов, обладающих широкими полномочиями в силу их легитимности. При организации саморегулирования как раз предусматривается создание третейских судов, которые будут разрешать возникающие споры.

Обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями является одним из критериев признания некоммерческой организации саморегулируемой. Условно данную функцию можно назвать «обеспечительной», поскольку ее реализация заключается в образовании компенсационного фонда, в качестве способа обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Именно поэтому в настоящее время создание саморегулируемых организаций в здравоохранении по профессиональному признаку является проблематичным. Врачи, как физические лица, в отличие от юридических лиц, не имеют достаточных финансовых средств для создания компенсационного фонда, предусмотренного законодательством. Поэтому в здравоохранении наиболее целесообразно создание СРО в виде предпринимательских, а не профессиональных объединений.

Частная медицина в России представлена в основном малым и средним бизнесом, которому жизненно необходимы прозрачные правила игры и нормальная конкурентная среда. К сожалению, их голос звучит слишком тихо, в том числе потому, что, хотя их число и велико, влияние и переговорная сила малого и среднего бизнеса сравнительно незначительны. Объединение в СРО – это один из способов создания цивилизованного рынка медицинских услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона «О саморегулируемых организациях» №315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. (далее Закон о СРО) под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В соответствии с пп. 96) п. 1 ст. 17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 8 августа 2001 г. (далее Закон о лицензировании) для осуществления медицинской деятельности требуется лицензия. В соответствии со ст. 2 Закона о лицензировании «лицензиат» – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что саморегулирование в медицине в соответствии с Законом о СРО и Законом о лицензировании осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о СРО стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской деятельности определенного вида.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о СРО под стандартами и правилами понимаются требования к осуществлению предпринимательской деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

В соответствии со ст. 2 Закона о лицензировании «лицензия» – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработка и установление стандартов и правил медицинской деятельности должна осуществляться СРО с учетом лицензионных требований и условий, которые, по сути, являются правилами осуществления медицинской деятельности, обязательными на территории Российской Федерации.

Юридические лица и предприниматели имеют стимулы для вступления в СРО.
1. В соответствии с п. 10 ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем 10% общего числа членов саморегулируемой организации.
2. В соответствии со ст. 6 Закона о СРО саморегулируемая организация имеет право: 

  • п. 1 пп. 5) представлять интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; 
  • п. 3 пп. 2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской

Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения.

Меры по содействию развитию саморегулирования в медицине можно разделить на 3 этапа.

Этап 1. Длительность этапа 1 год.

1. В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о СРО ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности.

Таким образом, необходимо определить орган власти, осуществляющий ведение реестра СРО всех видов или реестра СРО в медицине, а также функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в медицине.

2. В соответствии с пп. 1) п. 3 ст. 3 Закона о СРО обязательным требованием к СРО является объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о СРО, СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями: 

  • создание системы личного и (или) коллективного страхования; 
  • формирование компенсационного фонда.

Поскольку система страхования имущественной ответственности перед пациентами в медицинской сфере в настоящее время отсутствует, то остается только формирование компенсационного фонда в размере не менее чем 3000 руб. в отношении каждого члена. Таким образом, минимальный компенсационный фонд составляет 75 000 руб. В связи с размером указанной суммы невозможно выполнить требование п. 5 ст. 13 Закона о СРО: «Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании». Необходимо определить государственный орган (фонд), на счетах которого СРО могли бы формировать компенсационный фонд.

Этап 2. Длительность этапа 2 года.

В соответствии с п. 6. ст. 9 Закона о лицензировании: «По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам».

Данный пункт Закона о лицензировании необходимо дополнить фразой: «либо при участии в СРО с дополнительной имущественной ответственностью в виде компенсационного фонда в размере не менее ___* тысяч рублей в отношении каждого члена». Данная мера позволит участникам СРО использовать упрощенный порядок лицензирования.

В соответствии с п. 6. ст. 9 Закона о лицензировании в случае применения упрощенного порядка лицензирования: 1) соискатель лицензии не представляет документы, определенные положением о лицензировании конкретного вида деятельности; 2) срок принятия решения о выдаче лицензий составляет 15 дней (обычный порядок – 60 дней на заключение СЭС и 45 дней на выдачу лицензии, итого 105 дней); 3) плановые проверки не проводятся.

Этап 3. Длительность этапа 5 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о СРО: «Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях».

При достижении участия в СРО в медицине уровня ___ ** процентов от общего числа организаций и предпринимателей в медицине можно предусмотреть обязательное членство в СРО для медицинских организаций с одновременным исключением медицинской деятельности из числа лицензируемых видов деятельности.

* Размер предстоит уточнить совместно с законодателями.
** Критическая масса, достаточная для установления обязательного членства в СРО, зависит от результатов внедрения СРО на добровольных началах.



Специалистам здравоохранения