Роль ментальной профилактики в охране здоровья населения

 3937

 Роль ментальной профилактики в охране здоровья населения

А.Л. ЛИНДЕНБРАТЕН, д.м.н., проф., заместитель директора ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», Москва


В условиях политических, демографических и социально-экономических вызовов, стоящих перед Россией, а также учитывая неудовлетворительное состояние здоровья населения, необходимо уделить особое внимание развитию системы охраны здоровья, основанной не только на медицинской, но и на социальной профилактике, важнейшей частью которой должна стать мотивация поведенческих установок, направленных на ведение здорового образа жизни.

 
Перед Российской Федерацией на данном этапе и в ближайшей перспективе стоят серьезные политические, демографические и социально-экономические вызовы. Обострение политической обстановки в мире и связанные с этим экономические санкции, предпринимаемые в отношении нашей страны, могут не только повлиять на уровень жизни населения, но и создать стрессогенную ситуацию, приводящую зачастую, как известно, к ухудшению состояния здоровья населения. Все это происходит на фоне продолжающегося постарения населения, что естественно приводит к увеличению заболеваемости и росту потребности в оказании медицинской и социальной помощи.

К этому надо добавить и общую неблагоприятную ситуацию уже сложившуюся с состоянием здоровья населения в России [1--4]. Ожидаемая продолжительность жизни в РФ в 2013 г. достигла 70,3 года, что на 5 лет ниже, чем в «новых» странах ЕС и на 10,7 года ниже, чем в «старых» странах ЕС.

Следует также отметить, что официальная медицинская статистика не отражает истинного положения дел с заболеваемостью населения. Так, например, результаты исследования Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, проведенного в рамках проекта ВОЗ, показали, что реальная распространенность артериальной гипертензии в 3 раза превышает показатель официальной статистики. Средняя длительность жизни в нашей стране после выявления ИБС и цереброваскулярных заболеваний у мужчин не выше 10 лет, у женщин – около 12 лет, а 18,4% больных, т.е. почти каждый пятый, у кого возникло заболевание системы кровообращения, умирает в течение года от начала заболевания.

Наблюдающиеся негативные тенденции в определенной мере позволяют говорить о том, что государственная политика, направленная на снижение влияния неблагоприятных факторов на здоровье населения, так же как и система оказания медицинской помощи, недостаточно эффективны. Последнее, кстати, находит свое отражение и во все нарастающей неудовлетворенности населения и, в частности, пациентов.

Справедливости ради надо сказать, что за последние годы в стране принимаются самые серьезные меры для исправления сложившейся ситуации. Был разработан и утвержден ряд федеральных законов, в том числе столь значимые, как Федеральный Закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Осуществлялся приоритетный национальный проект «Здоровье», в рамках которого с 2008 г. начаты целевые программы, направленные на снижение смертности от болезней системы кровообращения, новообразований и внешних причин. В начале 2008 г. отраслевое министерство приступило к разработке нового проекта «Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г.», правда, документ так и не был утвержден. На программу модернизации здравоохранения было выделено 629 млрд. руб., в том числе 460 млрд. на 2 года (2011--2012). Минздравом России была разработана «Государственная программа развития здравоохранения до 2020 г.», утвержденная затем Правительством РФ.

При этом, правда, надо отметить, что большинство перечисленных документов направлены, прежде всего, на развитие здравоохранения. Но ведь хорошо известно, что деятельность системы здравоохранения является лишь одним из факторов, определяющих уровень состояния здоровья населения.

Более того, если посмотреть на многие удручающие факты, характеризующие положение дел, то приходится признать, что здравоохранение, отечественная медицина тут ни при чем.

Ежегодно в стране происходит 30 тыс. убийств, 36 тыс. самоубийств, в том числе среди детей и подростков, что говорит об имеющихся серьезных социальных проблемах. Российская Федерация занимает первое место в мире по аварийности на дорогах, причиной которой зачастую являются нетрезвые водители. Распространенность табакокурения среди взрослого населения РФ составляет примерно 40%, что намного выше, чем в большинстве стран. Потребление алкоголя на душу населения в пересчете на чистый спирт в РФ почти в 2 раза выше, чем в развитых странах.

Все это проблемы, не связанные напрямую с деятельностью системы здравоохранения и требующие разработки стратегии охраны здоровья населения, как одного из важнейших направлений государственной политики, основанного на межведомственном подходе к его реализации.

Основными принципами такой стратегии должны быть векторы движения от оказания медицинской помощи к системе охраны здоровья; от отраслевой ответственности за охрану здоровья -- к государственной и от акцента на лечении болезней -- к профилактике, причем не только медицинской, но и в первую очередь социальной.

При этом важнейшая роль в охране здоровья принадлежит самому населению, его ответственному отношению к своему здоровью, как части здоровья государства.

В Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в статье 27, касающейся обязанностей граждан в сфере охраны здоровья, говорится, что «граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья; граждане … обязаны проходить медицинские осмотры, … а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний; граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях».

Однако никакой ответственности граждан за соблюдение своих обязанностей этим законом не предусмотрено, также как и ответственности застрахованных в ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В сложившихся условиях надо, очевидно, акцентировать внимание не только на медицинской, но и на социальной профилактике, не только на привычных и хорошо известных факторах риска (алкоголь, табакокурение, гиподинамия, холестеринемия и т. д.), но и на многих других, как внешних, так и внутренних факторах, регулярно воздействующих на состояние здоровья человека (питание, отдых, образование и культура, условия труда, жилищные условия, здравоохранение, экологические, экономические, род деятельности, наличие вредных привычек и т. д.). При этом практически каждый фактор, за исключением разве что вредных привычек, может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на здоровье.

И тут очень многое зависит от самого человека, от его внутренних установок, от сложившегося менталитета. К сожалению, следует признать, что в менталитете нашего населения быть здоровым не очень престижно. То ли мы пытаемся вызвать к себе жалость и сочувствие, то ли рассчитываем на какие-то льготы, но с удовольствием говорим о своих «болячках» и «за здоровье» предпочитаем выпить. Поэтому на наш взгляд, важнейшей частью профилактики является социальная профилактика, а ее важнейшей частью, в свою очередь, является ментальная профилактика, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на мотивацию поведенческих установок, связанных с сохранением здоровья.

Мотивация здорового образа жизни важнее, чем просто борьба с вредными привычками. Простор для творческого отношения к этой проблеме безграничен. Это могут быть и экономические стимулы, связанные с созданием определенных льгот, бонусных программ для ведущих здоровый образ жизни, которые в то же время не ущемляют права остальных, так как право выбора есть у каждого. Не менее важен и соревновательный момент, который особенно эффективен среди детей и подростков, то есть именно в той среде, где во многом и формируется образ жизни. И если сегодня для подростка закурить является символом взрослой жизни, то завтра он должен начать гордиться, что достаточно умен (может быть, даже умнее, чем некоторые взрослые), чтобы не курить. Способствовать этой мотивации во многом могли бы средства массовой информации и медийные личности (политические деятели, артисты, спортсмены, музыканты и т. д.). Конечно, мы видим теперь перед началом очередного телесериала титры на экране, предупреждающие о вреде курения, кадры с которым будут в фильме, но когда обаятельный герой в исполнении популярного артиста, задумчиво закурив, находит способ обезвредить очередного злодея, а потом отмечает это событие за бутылкой со своими не менее симпатичными коллегами, о титрах как-то не вспоминаешь.

Можем ли мы решить эту проблему? История нашей страны убеждает, что мы можем все… если, конечно, захотим. Вот это и должно стать одной из наших главных задач: понять, что здоровыми быть престижно или, говоря молодежным сленгом, «круто», захотеть и добиться этого.

Литература

1.    Основные положения Стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013--2020 гг. и последующие годы. М., 2013, 112.
2.    Стародубов В.И. Тенденции в состоянии здоровья населения и перспективы развития здравоохранения в России: Актовая речь. М., 2012.
3.    Хабриев Р.У., Линденбратен А.Л., Комаров Ю.М. Стратегия охраны здоровья населения как основа социальной политики государств. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. 3. 3--5.
4.    Щепин О.П., Коротких Р.В., Щепин В.О., Медик В.А. Здоровье населения -- основа развития здравоохранения. М.: НИИ общественного здоровья РАМН, 2009. 376.



Специалистам здравоохранения