Результаты контрольной деятельности Росздравнадзора по вопросам диспансеризации различных групп населения

 3416

Результаты контрольной деятельности Росздравнадзора по вопросам диспансеризации различных групп населения
В.С. ФИСЕНКО, к.ф.н., начальник Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора, Н.И. РОГИНКО, начальник отдела государственного контроля за реализацией мероприятий ПНП в сфере здравоохранения и координации деятельности территориальных органов, Г.В. ТРЕТЬЯКОВ, д.м.н., советник отдела государственного контроля за реализацией мероприятий ПНП в сфере территориальных органов Росздравнадзора

Доказано, что диспансеризация напрямую влияет на предотвращение смертности от ряда заболеваний. Качественное выполнение диспансеризации способно положительно сказаться на показателях заболеваемости и смертности и является индикатором эффективности деятельности органов исполнительной власти региона. Контрольные мероприятия Росздравнадзора показали низкий уровень подготовки к проведению диспансеризации со стороны региональных властей ряда субъектов РФ. Замечания носят системный характер и, по данным информационной системы Росздравнадзора, выявлены в 53% проверенных медицинских организациях.

В Указе  Президента  РФ  В.В.  Путина  от  7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной  политики  в  сфере  здравоохранения» определены основные целевые демографические  индикаторы,  необходимые  к  достижению  к 2018  г.,  в  т.  ч.  такие,  как  снижение  смертности  от болезней системы кровообращения, новообразований  и  туберкулеза.  Данные  заболевания  являются основными  причинами  смертности  населения  нашей страны. В июле 2013 г. территориальными органами Росздравнадзора проведены проверки в регионах, имещих наиболее высокие показатели смертности по данным  направлениям.  По  результатам  проведенных контрольных мероприятий значительное количество регионов отмечает, что высокая смертность связана в т. ч. с низким качеством проведения диспансеризации.

Диспансеризации  и  профилактические  осмотры играют ключевую роль в раннем выявлении заболеваний.  Они  являются  одной  из  основ  своевременного
начала лечения, которое можно осуществлять на амбулаторном этапе без использования резервов скорой помощи и стационарного звена здравоохранения.

К сожалению, в регионах диспансеризация иногда воспринимается как отдельный, не связанный с лечением  вид  медицинской  помощи.  Между  тем
диспансеризация  напрямую  влияет  на  предотвращение  смертности  от  ряда  заболеваний,  и  качественное выполнение в полном объеме плана диспансеризации способно положительно сказаться на показателях заболеваемости и смертности в регионе, а данные индикаторы являются показателями оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти региона.
 
Территориальными органами Росздравнадзора в июле  2013  г.  проведены  внеплановые  проверки органов  управления  здравоохранением  субъектов РФ по вопросам контроля и надзора за соблюдением  прав  граждан  в  сфере  охраны  здоровья  при проведении медицинских осмотров и диспансеризации.

Проведенные  проверки  подтвердили  состояние организационной  готовности  регионов  для  исполнения  в  полном  объеме  плана  диспансеризации,  а
также  доказали  необходимость  коррекции  плановых показателей на второе полугодие 2013 г.

Контрольные мероприятия показали низкий уровень подготовительных мероприятий со стороны региональных властей по ряду субъектов РФ, начиная с отсутствия лицензий у медицинских организаций.

Так,  по  состоянию  на  26.07.2013  в  регионах  РФ имеют лицензию в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
06.05.2013  №121н  на  работу  (услугу)  —  медицинские осмотры профилактические 1 906 медицинских организаций  (50%).  По  состоянию  на  13  сентября
2013 г. лицензии предоставлены или переоформлены  3  855  организациям.  Завершена  процедура  лицензирования  в  47  субъектах  РФ  (57%).  Наиболее
низкие показатели в Ямало-Ненецком АО (8%).

Показатели  ниже  50%  от  необходимого  количества  медицинских  организаций,  которым  следует получить/переоформить  лицензию  в  8  субъектах
РФ: Оренбургской, Магаданской областях, республиках  Чеченской,  Саха  (Якутия),  Северная  Осетия  — Алания, Камчатском и Приморском краях.

В 43 региона РФ были направлены правительственные телеграммы на имя глав республик и губернаторов с целью ускорения проведения лицензирования медицинских организаций, оказывающих услуги  по  диспансеризации  и  профилактическим  осмотрам. Данный факт говорит о том, что на уровне региона не была своевременно проведена подготовительная работа, не были учтены требования нормативной документации, не была проведена оценка условий  выполнения  поставленных  задач  в части диспансеризации.

На середину сентября 2013 г. фактическое количество  граждан,  прошедших  диспансеризацию,  составило 8 млн 300 тыс. человек, что составило всего 36% от запланированного объема, фактическое количество  участвующих  медицинских  организаций составило 94% от запланированного. При этом процент выполнения плана по диспансеризации крайне разнороден и колеблется от 1,5 до 89%. К примеру,в пределах Центрального федерального округа разброс составляет от 5 до 89%, что еще раз подтверждает разный уровень организационной готовности в регионах.

Также  Росздравнадзором  в  соответствии  с  планом первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации  важнейших  положений  Национальной стратегии  действий  в  интересах  детей  на  2012 — 2017 г., постановлением Правительства Российской Федерации  от  14.02.2013  №116  осуществляется контроль за проведением диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,в т. ч. усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронажную семью.

В первом полугодии 2013 г. было запланировано проведение  диспансеризации  детей-сирот  и  детей,находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях в отношении  287 тыс.  детей,  фактическое  выполнение  составило  278 тыс.  детей  (97%).  На  конец  октября исполнение составило почти 100%.

По результатам проверок хода диспансеризации различных  групп  населения  в  регионах  выявлены следующие замечания:

  • отсутствует утвержденный план проведения диспансеризации;
  • не приняты меры по привлечению населения к прохождению диспансеризации и, следовательно,обеспечению достижения плановых показателей ох-вата населения мероприятиями по диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2013 г.;
  • фактическое количество медицинских организаций, участвующих в диспансеризации, меньше запланированного;
  • не завершен процесс лицензирования медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим» в медицинских организациях, участвующих в диспансеризации определенных групп взрослого населения;
  • неправильно рассчитан плановый объем диспансеризации. Так, например, в Кемеровской области в список лиц, подлежащих диспансеризации, были включены группы лиц, состоящих на диспансерном учете по хроническому заболеванию, работающие во вредных и опасных условиях, а также государственные гражданские служащие;
  • отсутствует ведомственный контроль за диспансеризацией определенных групп взрослого населения;
  • штаты кабинетов и отделений медицинской профилактики не укомплектованы врачами и необходимым оборудованием;
  • имеет место неправильная оценка результатов анкетирования пациентов и трактовки результатов анализов;
  • проведение неполного объема диагностического и лабораторного обследования;
  • отмечены случаи неправильного определения групп и, следовательно, необоснованного направления на второй этап диспансеризации.
Таким образом, имеющиеся проблемы можно условно разделить на объективные (штатная численность, оборудование) и субъективные, которые проявились вследствие организационных недоработок и недостаточного планирования со стороны органов власти регионов.

Указанные выше замечания носят системный характер и отмечаются в большинстве регионов. Так, по данным информационной системы Росздравнадзора, нарушения выявлены в 53% проверенных медицинских организаций. При этом органы исполнительной власти регионов не предпринимают должных мер для их устранения, что говорит о необходимости более эффективной работы с ними со стороны территориальных управлений Росздравнадзора.

По  итогам  прошедшего  периода  2013  г.  следует обозначить  проблемы  и  недостатки  деятельности территориальных  органов  Росздравнадзора  по
субъектам РФ.

1. Нарушение сроков предоставления данных.
2. Внесение данных, поступивших из органов исполнительной  власти  субъектов,  без  предварительной оценки и выверки.
3. Внесение данных по показателям без учета данных предыдущих периодов.
4. Невнимательность при внесении данных, низкое качество  представления  данных:  несовпадение сумм чисел, некорректный ввод чисел.
5. Необходимо обратить внимание и на крайне разнородные результаты контрольных мероприятий по итогам проверок, что, возможно, является результатом недостаточного методического сопровождения.

Анализ  проведенных  в  2013  г.  контрольных  мероприятий  и  результатов  проверок  показал  недостатки в работе территориальных органов Росздравнадзора по субъектам РФ. Сотрудниками территориальных органов Росздравнадзора при подготовке к контрольным  мероприятиям  не  анализируются  результаты  проверок,  проведенных  ранее,  результаты мониторингов  Росздравнадзора,  медико-демографические показатели по смертности и заболеваемости.

Учитывая  вышеизложенное,  считаем  необходимым усилить контроль за качеством и полнотой реализации органами власти регионов и медицинскими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья в части прохождения диспансеризации и предлагаем следующее:

  • продолжить методическую поддержку работы территориальных органов Росздравнадзора по субъектам РФ по вопросам осуществления контрольной (надзорной) деятельности, в части контроля за проведением диспансеризации различных групп населения;
  • предусмотреть территориальными органами Росздравнадзора по субъектам РФ проведение действенных и эффективных контрольных мероприятий по соблюдению органами исполнительной власти регионов и медицинскими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья в получении медицинской помощи в части прохождения диспансеризации и в особенности — по отношению к гражданам, проживающим в сельской местности;
  • организовать систематическое информирование органов управления здравоохранением субъектов РФ о нарушениях, выявленных при осуществлении контрольной деятельности в целях повышения качества проведения диспансеризации в регионе и соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при реализации мероприятий территориальных программ государственных гарантий.



Специалистам здравоохранения