Работа с пациентами с тяжелыми заболеваниями: некоторые психологические аспекты

Работа с пациентами с тяжелыми заболеваниями: некоторые психологические аспекты

 3838

Работа с пациентами с тяжелыми заболеваниями: некоторые психологические аспекты
А.Е. Радус, юрист, консультант Всероссийской горячей линии помощи онкологическим пациентам и их близким (АНО «Проект СО-действие») radus.a@cliff.ru

Консультирование пациентов по юридическим вопросам требует применения в работе знаний и навыков из области психологии. Это значительно увеличивает эффективность работы и позволяет, отвечая на правовой запрос, учитывать также психологическое состояние пациента; помогает легче проникать в суть конфликта и искать причины в действиях обеих сторон, а не воспринимать ситуацию лишь с точки зрения пациента. Статья содержит рекомендации по работе с тяжелыми пациентами с точки зрения соблюдения их законных прав.

Работа с пациентами, имеющими тяжелое заболевание, представляет особую сложность, т. к. такие пациенты имеют ряд особенностей, касающихся как психологического состояния, так и их социального положения. Учитывать подобные обстоятельства крайне важно для достижения наиболее благоприятного результата лечения и формирования терапевтического альянса между врачом и пациентом. Кроме того, это поможет предотвратить конфликты между пациентом и медицинской организацией.

Работа с обращениями онкологических больных во Всероссийскую горячую линию помощи онкологическим пациентам и их близким показала, что большая часть обращений касается следующих вопросов: проблемы в получении лекарств, нарушение прав пациента, получение инвалидности, выдача листков нетрудоспособности, разрешение конфликтов с врачами.

Собственный опыт показывает также, что консультирование пациентов по юридическим вопросам требует применения в работе знаний и навыков из области психологии. Это значительно увеличивает эффективность работы и позволяет, отвечая на правовой запрос, учитывать также психологическое состояние пациента; помогает легче проникать в суть конфликта и искать причины в действиях обеих сторон, а не воспринимать ситуацию лишь с точки зрения пациента.

Несомненно, что умение создать психологический портрет пациента способно оказать неоценимую помощь врачу в процессе его работы.

Как правило, человек, впервые узнавший о своем диагнозе, испытывает тяжелейший стресс .
Специалисты выделяют пять стадий переживания горя:

1) фаза шока и отрицания заболевания, когда пациент только узнает о своем диагнозе. На этой стадии возможны паника, слезы, различные физиологические реакции. Часто пациент ставит под сомнение поставленный диагноз. Врачу важно понимать, что такая реакция является естественной и пациент не имеет цели оскорбить врача как специалиста, поставить под сомнение его компетентность;
2) фаза протеста или гнева. Данная фаза особенно болезненна как для пациента, так и для окружающих его людей. Пациент испытывает гнев, который может быть обращен на общество, родственников, а также врачей. Врачу важно понимать, что эмоция обращена не на него как на личность и специалиста, и учитывать это в общении с пациентом;
3) фаза осмысления или торга. На этой фазе пациент пытается заключить «сделку с судьбой», например: «Я выздоровлю, если буду примерным пациентом». Условием такой сделки может быть соблюдение всех предписаний врача, что, безусловно, может помочь лечению;
4) фаза депрессии. Это один из самых тяжелых этапов, т. к. человек окончательно осознает сложность своей ситуации. Он может чувствовать усталость, уныние, отгородиться от своего привычного круга общения, не являться на прием к врачу;
5) фаза принятия. На этом этапе пациент мобилизует свои внутренние ресурсы для будущей жизни, ставит новые цели, находит новые смыслы и примиряется со своим положением. Далеко не каждый пациент проходит эту фазу.

Из данных сведений можно сделать определенные выводы. Так, конфликты пациента и врача наиболее характерны во второй фазе, когда пациент может неосознанно выместить на враче свои негативные переживания. На четвертой фазе пациент может отказаться от лечения даже в том случае, если у такого лечения есть шансы на успех. Пятая фаза наиболее благоприятна для конструктивного диалога.

Помимо указанных стадий, которые характерны для многих пациентов, имеющих тяжелый диагноз, стоит учитывать также индивидуальный психологический портрет пациента. Существуют отдельные исследования по ряду нозологий, выявляющие характерные личностные качества пациентов. Так, у онкологических пациентов нередко проявляются черты личностного инфантилизма, трудности восприятия новой для него информации и реагирования на психотравмирующие ситуации . Одна из наиболее существенных черт личностного инфантилизма -- склонность перекладывания всей ответственности за свое здоровье на лечащего врача. Это препятствует формированию между врачом и пациентом партнерских отношений, в которых и врач, и пациент должны быть равными субъектами, имеющими как права, так и обязанности.

Учитывать подобные особенности важно как для создания наиболее благоприятных условий для лечения, так и для предотвращения возможных конфликтов между врачом и пациентом.

Большое значение также имеет создание условий для реализации предусмотренных законом прав и обязанностей пациентов, потому что даже неосознанное нарушение законных прав и интересов пациента может привести к конфликту, вплоть до судебного разбирательства.

Права пациентов указаны в ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ (далее -- ФЗ «Об основах…»).

Наибольшую важность в контексте настоящей статьи представляют права:

•    на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым может быть передана такая информация;
•    на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства.

Ключевую роль играет право на информацию, гарантированное ст. 22 ФЗ «Об основах…». При этом его реализация связана с определенными сложностями, т. к. в каждом индивидуальном случае необходимо решить, как сообщать пациенту о тяжелом диагнозе. Важно учесть, что такая информация не может сообщаться пациенту против его воли, но можно согласовать вопрос о сообщении информации одному из близких родственников или иному лицу, выбранному пациентом.

Тем не менее именно получение полной и достоверной информации от врача является необходимым условием для того, чтобы дать пациенту возможность принять осознанное решение относительно своего лечения, воспользоваться другими законными правами. Это также помогает «вернуть» пациенту часть ответственности за процесс лечения и снять эту ответственность с врача.

Право на информированное добровольное согласие также играет очень важную роль как для пациента, так и для врача. Очень важно, чтобы такое согласие всегда оформлялось в письменной форме и содержало всю необходимую информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ст. 20 ФЗ «Об основах…»). Недостаточное информирование пациента может повлечь за собой правовые санкции для врача и медицинской организации, даже если медицинское вмешательство было проведено успешно (например, если врач не сообщил пациенту об осложнениях, являющихся обычными при конкретном медицинском вмешательстве).

Кроме того, важно отметить, что у пациента есть и обязанности (ст. 27 ФЗ «Об основах…»): заботиться о состоянии своего здоровья, в установленных случаях проходить медицинские осмотры, соблюдать режим лечения и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Санкций за нарушения пациентом своих обязанностей законом не предусмотрено, тем не менее нарушение пациентом режима лечения может иметь значение при определении наличия или отсутствия вины врача в случае наступления неблагоприятного исхода лечения. Однако лишь в том случае, если медицинской организацией были созданы все условия для реализации пациентом своих прав и обязанностей.


Специалистам здравоохранения