Положения о ввозе и вывозе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в рамках и вне рамок Таможенного союза ЕврАзЭС

 11804

Положения о ввозе и вывозе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в рамках и вне рамок Таможенного союза ЕврАзЭС
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. №181 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» утвердило два Положения о ввозе/вывозе наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами – участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, и с государствами, не являющимися участниками вышеупомянутого союза. В настоящем материале излагаются результаты содержательного и сравнительного анализов нормативного контента утвержденных положений с акцентацией внимания на принципиальных различиях в регулировании ввоза и вывоза обозначенных групп товаров для являющихся и не являющихся участниками Таможенного союза государств.

В контексте излагаемого материала целесообразно кратко напомнить о Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) как регионально-интеграционной организации в современных международных экономических отношениях и Таможенном союзе как одной из форм интеграции в рамках ЕврАзЭС.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – это международная экономическая организация, созданная с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами. Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. 25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана, однако в октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС. В соответствии с уставными целями и задачами сообщества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007–2010 гг. создали Таможенный союз и планомерно формируют следующий интеграционный этап – Единое экономическое пространство ЕврАзЭС, к которым другие государства сообщества будут присоединяться по мере готовности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. №181 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» утвердило два положения:

- Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (включает 21 пункт, далее по тексту пункты данного Положения будут отмечаться автором одной звездочкой *);
- Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза, в рамках ЕврАзЭС (включает 26 пунктов, далее по тексту пункты данного Положения будут отмечаться автором двумя звездочками **).
Содержательный анализ положений о ввозе и вывозе наркотических средств (НС), психотропных веществ (ПВ) и их прекурсоров позволил выделить структурные блоки нормативной информации, а именно:
- п. 1*; п. 1** - обозначено, для каких НС, ПВ и их прекурсоров устанавливаются соответствующие порядки для ввоза и вывоза (указаны соответствующие подзаконные нормативные акты);
- п.п. 2*, 2**; п.п. 3*,3** - определены субъекты внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которым разрешено осуществлять ввоз/вывоз НС, ПВ и их прекурсоров;
- п. 4*; п.п. 4**, 5**, 6**, 7**; п.п. 5*, 8**; п.п. 6*, 9**; п.п. 7*, 10**; 8*, 11**; п.п. 9*, 12**; п.п. 10*, 13**; п.п. 11*, 14**; п.п. 12*, 15** - определены процедуры получения разрешительных документов для осуществления ввоза/вывоза обозначенной группы (указаны необходимые разрешительные документы для различных случаев, процедура их получения и сроки действия, органы, устанавливающие формы разрешения и сертификата, и др.);
- п.п. 13*, 16**; п.п. 14*, 17** - определены основания для отказа в выдаче разрешения или сертификата, сроки доведения до заявителя, а также установлена возможность обжалования в суде;
- п.п. 15*, 19** - указаны требования для заявителя касательно выданных разрешения и сертификата, разовой лицензии;
- п. 18** - установлена обязанность по обмену информацией о разрешениях и разовых лицензиях между Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков и Министерством промышленности и торговли РФ;
- п.п. 16*, 20** - установлены случаи и сроки для переоформления разрешения и сертификата, а также для выдачи дубликатов;
- п.п. 17*, 21**; п.п. 18*, 22**; п.п. 19*, 23**; п.п. 20*, 24** - определены случаи и основания для приостановления разрешения, сертификата; аннулирования разрешения, сертификата; последствия аннулирования лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом НС и ПВ либо с оборотом внесенных в Таблицу I Списка IV перечня прекурсоров;
- п. 21*; п. 25** - установлена обязанность заявителя по истечении срока действия разрешения или разовой лицензии;
- п. 26** - установлена обязанность Федеральной таможенной службы (ФТС).
Принципиальные различия в регулировании ввоза и вывоза НС, ПВ и их прекурсоров для являющихся и не являющихся участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС государств определяются п.п. 1* и 1** (указаны подзаконные нормативные акты, содержащие НС, ПВ и их прекурсоры), а также п.п. 4*, 4**, 5**, 6**, 7** (разрешительные документы для определенных случаев) и п.п. 21*, 25** (информирующая обязанность заявителя по истечение срока действия разрешения или разовой лицензии) (табл.).
  
Разрешительные документы на право ввоза/вывоза для определенных случаев
4*. Для осуществления ввоза (вывоза) НС, ПВ или прекурсоров юридическим лицом (далее - заявитель) должны быть получены:
а) разрешение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров (далее - разрешение);
б) сертификат Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, если они являются лекарственными средствами (далее - сертификат)   

4**. Для осуществления ввоза (вывоза) НС, ПВ или прекурсоров, внесенных в единый перечень, юридическим лицом (далее - заявитель) должна быть получена разовая лицензия Министерства промышленности и торговли РФ (далее - разовая лицензия) в порядке, установленном ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г.

5**. Для получения разовой лицензии на ввоз (вывоз) НС, ПВ или прекурсоров, внесенных одновременно в перечень и единый перечень, заявителем должны быть получены:
а) разрешение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на право ввоза (вывоза) НС, ПВ или прекурсоров (далее - разрешение);
б) сертификат Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, если они являются лекарственными средствами (далее - сертификат).

6**. Ввоз (вывоз) НС, ПВ или прекурсоров, включенных в единый перечень и не внесенных в перечень, осуществляется на основании разовой лицензии на ввоз (вывоз) НС, ПВ или прекурсоров без получения разрешения и сертификата.
7**. Ввоз (вывоз) НС, ПВ или прекурсоров, внесенных в перечень и не включенных в единый перечень, осуществляется при наличии разрешения и сертификата

Информирующая обязанность заявителя по истечении срока действия разрешения или разовой лицензии
21*. Заявитель не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока действия разрешения направляет в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков сведения о количестве ввезенных (вывезенных) НС, ПВ или прекурсоров, виде транспорта, который использовался для их ввоза (вывоза), а также о месте и времени пересечения государственной границы РФ    25**. Заявитель в течение 15 дней со дня истечения срока действия разовой лицензии представляет в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков копию справки об исполнении лицензии, выдаваемой соответствующими таможенными органами по форме, установленной комиссией Таможенного союза.

Не требуется представлять указанную копию в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков в случае осуществления ввоза (вывоза) НС, ПВ или прекурсоров, включенных в единый перечень и не внесенных в перечень
       
Таким образом, основными принципиальными различиями в регулировании ввоза и вывоза НС, ПВ и их прекурсоров для участников внешнеэкономической деятельности из государств, не являющихся участниками Таможенного союза, являются наличие двух перечней (перечень и единый перечень), содержащих НС, ПВ и их прекурсоры, и, соответственно, вытекающая в рамках нетарифного регулирования необходимость получения определенных разрешительных документов в зависимости от включения позиций в упомянутый (е) перечень (перечни).

Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 №681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» является национальным нормативным документом, устанавливающим перечень НС, психотропных веществ и прекурсоров, а также действует для регулирования ввоза и вывоза государствами, являющимися и не являющимися участниками Таможенного союза.

Утвержденный перечень включает списки I–IV, а именно:
Список I – список НС и ПВ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;
Список II - список НС и ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;
Список III - список ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;
Список IV - список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (в редакции Постановления Правительства РФ от 3 июня 2010 г. №398 – три таблицы прекурсоров с различным набором мер контроля для каждой).

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Раздел 2.12 «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии» первоначально содержал 314 международных незарегистрированных или других ненаучных наименований с указанием химического названия или краткого описания и кода Единой товарной номенклатуры ВЭД (ЕТН ВЭД) для каждого наименования.

Следует обратить внимание, что решение комиссии Таможенного союза от 18 ноября №514 «О внесении изменений в раздел 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами» утвердило дополнения в указанный раздел следующими позициями (дата вступления изменений в силу 18 февраля 2011 г.): «315 Синтетические каннабиноиды» (27 позиций); «316 Трамадол»; «317 Параметилэфедрон».
Получение разовой лицензии осуществляется в порядке, установленном ст. 3 «Условия и порядок выдачи лицензий» Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г. Данная статья устанавливает следующее: виды лицензий, случаи их выдачи, периоды и сроки их действия, представляемые заявителем документы, порядок и сроки выдачи лицензии, основания для отказа, случаи приостановления, возобновления или прекращения действия лицензии, оформление дубликата, обязанности владельца лицензии. В частности, установлено, что для разовой лицензии период действия не может превышать 1 года с даты начала ее действия, а также срок действия может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Также для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

Нормативные требования по другим процедурам являются в основном аналогичными в положениях о ввозе и вывозе НС ПВ и их прекурсоров в рамках и вне рамок Таможенного союза ЕврАзЭС.
Касательно субъектов ВЭД определено, что ввоз и вывоз НС, ПВ, а также прекурсоров НС и ПВ, внесенных в Таблицу I Списка IV перечня, осуществляется только государственными унитарными предприятиями (ГУП), имеющими соответствующую лицензию на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом НС и ПВ либо с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV перечня. При этом ввоз (вывоз) НС и ПВ, внесенных в Список I перечня, допускается только для их использования в научных и учебных целях, а также в экспертной деятельности (п.п. 2*, 2**). Ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы II и III Списка IV перечня, осуществляется юридическими лицами (п.п. 3*, 3**).

Касательно формы разрешения и сертификата, а также срока их действия установлено следующее:
- форма разрешения устанавливается Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков; форма сертификата устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (п.п. 5*, 8**);
- срок действия разрешения и сертификата не может превышать наименьший срок действия одного из документов, предусмотренных пп. «а» – «г» (п.п. 9*, 12** положений), но не должен быть более 1 года со дня выдачи разрешения и сертификата; в случае если в отношении НС и ПВ установлены квоты, срок действия разрешений и сертификатов заканчивается 1 января года, следующего за годом их выдачи (п.п. 6*, 9**).

Для получения разрешения и сертификата заявитель представляет в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее - уполномоченные органы) заявления, которые должны содержать следующие сведения (п.п. 7*, 10**):
а) цель ввоза (вывоза) НС, ПВ или прекурсоров;
б) наименования и адреса мест нахождения заявителя, производителя и грузополучателя, а также импортера (в случае осуществления вывоза);
в) название НС, ПВ или прекурсора, указанное в перечне, название, под которым они выпускаются, международное непатентованное название НС или ПВ, если такое имеется, либо первое название, под которым оно было выпущено;
г) лекарственная форма НС, ПВ или прекурсора (если они являются лекарственными средствами);
д) количество НС, ПВ или прекурсоров в конкретной партии;
е) сроки ввоза (вывоза) НС, ПВ или прекурсоров;
ж) страна, из которой (в которую) осуществляется ввоз (вывоз) НС, ПВ или прекурсоров;
з) вид транспорта, который предполагается использовать для ввоза (вывоза) НС, ПВ или прекурсоров, или способ их отправки;
и) предполагаемое место и время пересечения государственной границы РФ (таможенной границы Таможенного союза**) конкретной партией НС, ПВ или прекурсоров.

Заявление подписывается руководителем заявителя (далее - руководитель) или иным уполномоченным лицом с указанием его должности. Подпись расшифровывается указанием фамилии и инициалов подписывающего лица и скрепляется печатью заявителя (п.п. 8*, 11**).
К заявлению прилагаются заверенные печатью заявителя копии следующих документов (п.п. 9*, 12**):
а) разрешение компетентного органа государства-импортера на ввоз на его территорию конкретной партии НС, ПВ или прекурсоров, если это предусмотрено законодательством соответствующего государства, либо официальное уведомление от этого органа о том, что указанное разрешение не требуется;
б) лицензия на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом НС и ПВ либо с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV перечня;
в) внешнеторговый контракт (договор) в отношении НС, ПВ или прекурсоров;
г) договор комиссии (если заявителем является юридическое лицо - комиссионер);
д) документ, подтверждающий полномочия руководителя или другого лица, подписавшего заявление, действовать от имени заявителя, - решение о назначении или об избрании руководителя или другого лица на должность и выписка из учредительных документов заявителя, в соответствии с которыми руководитель или другое лицо обладают правом действовать от имени заявителя без доверенности; в случае если от имени заявителя действует иное лицо, представляется также доверенность на право совершения действий от имени заявителя, подписанная руководителем или уполномоченным им лицом; если такая доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, представляется также документ, подтверждающий полномочия указанного лица ее подписывать.

В случае ввоза (вывоза) НС, ПВ или прекурсоров, являющихся лекарственными средствами, заявитель помимо документов, указанных в п.п. 9*, 12* соответствующих положений, дополнительно представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество НС, ПВ или прекурсора (п.п. 10*, 13**). Если планируемые к ввозу НС, ПВ или прекурсоры, являющиеся лекарственными средствами, на день подачи заявления не произведены (не изготовлены), то эта копия представляется в указанную службу в течение 10 рабочих дней со дня осуществления ввоза.

Копии документов, составленных на иностранном языке, прилагаются к заявлению с переводом на русский язык и заверяются печатью заявителя (п.п. 11*, 14**).
Уполномоченные органы принимают решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения или сертификата в течение 30 дней со дня представления заявления и копий документов, указанных в п.п. 7*,10**; 9*,12**; и 10*13** соответствующих положений (п.п. 12*, 15**).
Уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения или сертификата по следующим основаниям (п.п. 13*, 16**):
а) наличие недостоверной информации в заявлении и копиях документов, представленных заявителем согласно п.п. 7*,10**, п.п. 9*,12**, п.п. 10*,13**, п.п.11*,14** соответствующих положений;
б) исчерпание квоты (в случае введения временных количественных ограничений на ввоз (вывоз) НС, ПВ или прекурсоров);
в) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом НС и ПВ либо с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV перечня, вынесенного в отношении заявителя;
г) административное приостановление деятельности заявителя за нарушение законодательства РФ в сфере оборота НС, ПВ и прекурсоров;
д) наличие в письменной форме информации из компетентного органа государства-импортера о том, что разрешение, представленное заявителем в соответствии с пп. «а» п.п. 9*, 12** соответствующих положений, не выдавалось или аннулировано.

Решение об отказе в выдаче разрешения или сертификата с обоснованием причин отказа доводится до заявителя в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения. При этом установлено, что решение об отказе в выдаче разрешения или сертификата может быть обжаловано в соответствии с законодательством РФ (п.п. 14*, 17**).
Касательно переоформления разрешения и сертификата, а также выдачи дубликатов установлено следующее (п.п. 16*, 20**):
- в случае изменения организационно-правовой формы, наименования или адреса места нахождения заявителя разрешение и сертификат переоформляются после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц при представлении в уполномоченные органы заявлений о переоформлении разрешения и сертификата, а также заверенных копий документов, подтверждающих указанные изменения;
- при обнаружении заявителем ошибки в разрешении и (или) сертификате указанные документы переоформляются по его соответствующему заявлению;
- в случае утраты разрешения и (или) сертификата заявителю выдаются по его соответствующему заявлению дубликаты указанных документов;
- выдача переоформленных разрешения или сертификата, а также их дубликатов осуществляется в течение 15 дней со дня регистрации соответствующего заявления, представленного в уполномоченные органы заявителем.

Разрешение и сертификат, разовая лицензия не могут быть переданы заявителем другому юридическому лицу, а также не допускается внесение изменений в выданные документы (п.п. 15*, 19**).
Административное приостановление деятельности заявителя за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере оборота НС, ПВ или прекурсоров влечет приостановление разрешения и сертификата на срок административного приостановления деятельности заявителя (п.п. 17*, 21**).
Основаниями для аннулирования уполномоченными органами разрешения и сертификата являются (п.п. 18*, 22**):
а) представление заявителем соответствующего заявления;
б) наличие в письменной форме информации из компетентного органа государства-импортера о том, что разрешение, представленное заявителем в соответствии с пп. «а» п.п. 9*, 12** соответствующих положений, не выдавалось, аннулировано или содержит недостоверные сведения.

Аннулирование лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом НС и ПВ либо с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV перечня, влечет аннулирование разрешения и сертификата со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании такой лицензии (п.п. 19*, 23**).
Решение уполномоченного органа об аннулировании разрешения или сертификата доводится до сведения заявителя (и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации – п. 24**) в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (п.п. 20*, 24**).

Для государственных органов в Положении о ввозе и вывозе НС ПВ и их прекурсоров вне рамок Таможенного союза ЕврАзЭС установлены следующие информационные обязанности (п.п. 18**, 26**):
- Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и Министерство промышленности и торговли РФ осуществляют обмен информацией о выданных, приостановленных или аннулированных разрешениях и разовых лицензиях в установленном указанными федеральными органами исполнительной власти порядке (п. 18**);
- Федеральная таможенная служба представляет в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения, содержащиеся в таможенных декларациях, о наименованиях и количестве ввезенных (вывезенных) НС, ПВ и прекурсоров, месте и времени пересечения таможенной границы Таможенного союза, стране, с территории (на территорию) которой произведен их ввоз (вывоз), а также адресах мест нахождения экспортера и получателя, за исключением случаев ввоза (вывоза) НС, ПВ или прекурсоров, включенных в единый перечень и не внесенных в перечень (п. 26**).

Список нормативных документов и информационных источников:
1. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. №181 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
2. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
3. Решение комиссии Таможенного союза от 18 ноября №514 «О внесении изменений в раздел 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами».
4. Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г.
5. Материалы официального сайта комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru.

Таблица - в приложении


Специалистам здравоохранения