Оценка ценовых изменений на фармацевтическом рынке Дальнего востока

Оценка ценовых изменений на фармацевтическом рынке Дальнего востока

 5691

Оценка ценовых изменений на фармацевтическом рынке Дальнего востока

А.С.СТЕПАНОВ, Р.А.МАТВИЕНКО, А.А.САПОЖНИКОВ, Дальневосточный государственный медуниверситет, Вычислительный центр ДВО РАН

В последнее время органами власти и прессой уделяется большое внимание вопросам ценообразования на российском фармацевтическом рынке. В печати публикуются данные о росте цен на медикаменты и прочие товары аптечного ассортимента, причем средние значения ценовых изменений на рынке, приведенные в разных источниках, могут различаться весьма существенно. Этот факт может быть объяснен отсутствием единого научно обоснованного подхода к оценке ценовых изменений на фармрынке.

Так, например, маркетинговыми агентствами и Госкомстатом России ежемесячно публикуются ценовые индексы на лекарственные средства (ЛС). Для расчета классического индекса Ласпейреса Госкомстат использует цены только фиксированного набора медикаментов, включающего в себя ограниченное число МНН (только зарегистрированные ЛС).

Маркетинговые агентства обычно проводят оценку по всем товарным наименованиям, результаты продаж которых за анализируемый период поступили в базу данных, при этом рассчитываются ценовые индексы по группе ЛС, группе биологически активных добавок (БАД), а также по перечню Топ-100 фармацевтического рынка. Численные значения ценовых изменений также приводятся в виде индексов Ласпейреса. Необходимо отметить, что все вышесказанное относится к анализу розничных продаж и отражает изменение цен на розничном рынке. Зачастую недобросовестная ценовая политика розничных аптечных организаций может привести к искажению восприятия ценовых изменений, происходящих в целом на фармацевтическом рынке. Оптовый рынок в лице крупных региональных и национальных компаний, на наш взгляд, менее подвержен резким и необоснованным ценовым сдвигам.
В связи с этим нами был проведен анализ ценовых изменений на оптовом фармацевтическом рынке Дальнего Востока? в период с сентября 2008 по октябрь 2009 г. Общая схема анализа приведена на рисунке 1.

Для определения ценовых изменений на региональном рынке были выбраны пять крупных компаний, аккумулирующих в общей сложности более 80% оптового фармацевтического рынка Дальнего Востока. Были проанализированы цены на более чем 12000 товарных наименований, включающих группы ЛС, БАД, изделий медицинского назначения (ИМН), парафармацевтической продукции.

В период с сентября 2008 г. по октябрь 2009 г. систематизировались данные по ценовым предложениям региональных оптовых компаний, с учетом предоставляемых клиентам скидок определялись базовые прайс-листы. Для каждого товарного наименования из базового прайс-листа оптового предприятия рассчитывалась средняя месячная цена. На основании полученных среднемесячных цен было сформировано пять временных рядов ценовых изменений с периодом в один месяц.

На следующем этапе проводилась предварительная статистическая обработка полученных рядов: проверка нормальности распределения и однородности. В случае неоднородного распределения ряд приводился к однородному виду.

Для получения общей картины ценовых изменений на региональном рынке был проведен корреляционный анализ (табл. 1). В таблице представлены коэффициенты корреляции ценовых изменений между первым и последним месяцами исследуемого периода. Как видно из таблицы, парные коэффициенты корреляции находятся в пределах от 0,56 до 0,88, следовательно, можно говорить о связанном изменении цен на лекарственную продукцию для всех региональных компаний.

Далее помесячно рассчитывались средние значения ценовых изменений для каждой компании относительно базового месяца (сентябрь 2008) в различных товарных и ценовых категориях. Полученные результаты обрабатывались методами однофакторного дисперсионного анализа, а в случае неподтверждения гипотезы о равенстве средних значений проводилось попарное сравнение рядов соответствующими статистическими методами. В таблице 2 приведены результаты сравнения средних ценовых индексов для октября 2009 г. в товарной группе ЛС.

О правомерности применения средних арифметических значений рядов ценовых изменений для характеристики региона в целом свидетельствует построенная частотная диаграмма. Как видно из рисунка 2, наибольшее количество товарных наименований ЛС региона – более 30% - подорожало в пределах от 15 до 30% в октябре 2009 г. по отношению к сентябрю 2008 г. Более 10% номенклатуры подешевело, а стоимость 12% товарного ассортимента увеличилось на 45% и более.

В таблицах 3-4 представлены результаты расчетов средних ценовых индексов для каждой товарной категории оптового регионального фармацевтического рынка, а также индексов Ласпейреса, выраженных в процентах.

Как видно из таблицы 3, численные значения индекса Ласпейреса вполне сопоставимы со средними значениями ценового роста в каждой товарной группе. Максимальный рост цен – на уровне 24% – характерен для рейтинговых позиций, изменение цен по категории БАД в среднем не превысило 17%. Товары групп ЛС и ИМН в дальневосточном регионе за последние 13 месяцев выросли в цене на 22%. Для сравнения, по данным одного из российских маркетинговых агентств, значения индекса Ласпейреса за соответствующий период в целом по России составили: в группе ЛС – 23,4%, в группе БАД – 15,1%, в Топ-100 – 22,2%. Согласно данным Государственного комитета по статистике ценовой индекс в группе лекарственные препараты в соответствующий период находился на уровне 21,7%.

Далее были рассчитаны ценовые индексы для каждого из четырех условных ценовых сегментов (табл. 4). Средний рост цен в «дешевом» ценовом сегменте составил около 29%, в сегментах «от 50 до 100 рублей» и от «100 до 300 рублей» - более 23%. В «дорогом» ценовом сегменте рост цен не превысил 16%. Несоответствие индекса Ласпейреса среднему арифметическому значению ценовых изменений может свидетельствовать об изменении структуры продаж на региональном фармацевтическом рынке.

На рисунке 3 представлены ценовые индексы по группе ЛС, рассчитанные как средние значения, за период с сентября 2008 по октябрь 2009 года. За это время цены на лекарственные препараты увеличились более чем на 20%, достигнув максимальных значений в феврале-марте 2009 г. В аналогичные периоды 2007 и 2008 гг. ценовой рост составлял около 15%.
На рисунке 4 приведены ценовые индексы Ласпейреса по группе ЛС за период с сентября 2008 г. по октябрь 2009 г. в сравнении с соответствующими индексами, рассчитанными Госкомстатом и одним из российских маркетинговых агентств. Как показано на рисунке, ценовые изменения на региональном рынке в принципе соответствуют результатам оценки, произведенной маркетинговым агентством для всей России. Ценовые индексы, приводимые Госкомстатом, достоверно ниже рассчитанных для региона значений в соответствующие периоды.

Таким образом, региональные ценовые изменения в основном соответствуют тенденциям российского фармацевтического рынка. Среднее повышение цен за период с сентября 2008 по октябрь 2009 гг. на дальневосточном рынке в группе ЛС не превысило 25%. Для определения ценовых изменений возможно использование не только индекса Ласпейреса, но и, при корректной статистической обработке, среднего ценового индекса.

Подразумеваются регионы Дальнего Востока, снабжение которых медикаментами осуществляется в основном филиалами компаний, расположенными в г. Хабаровске (Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Камчатский край, Сахалинская область).

Рисунки и таблицы - в прикрепленном файле



Специалистам здравоохранения