Особенности получения конфиденциальной информации территориальными управлениями Росздравнадзора

 6630

Особенности получения конфиденциальной информации территориальными управлениями Росздравнадзора
Н.Н.ГРАЧЁВА, руководитель Управления Росздравнадзора по Орловской области;
И.Е.МИХЛИНА, юрист, orel@reg57.roszdravnadzor.ru

В статье рассмотрены проблемы, возникающие при исполнении территориальными управлениями Росздравнадзора государственных функций и услуг, связанных с предоставлением конфиденциальной информации. Авторы проанализировали действующее законодательство с целью получения ответа на вопрос: обязаны ли должностные лица предоставлять специалистам территориальных управлений Росздравнадзора информацию, составляющую врачебную тайну, а также персональные данные без согласия их субъектов.

Одним из актуальных вопросов деятельности территориальных управлений Росздравнадзора является правовая неурегулированность порядка получения ими сведений, составляющих врачебную тайну, и персональных данных, содержащихся в материалах проверки.

Контрольно-надзорные мероприятия, проводимые территориальными управлениями, непосредственно связаны с запросом и получением таких сведений. Такое право предоставлено им п. 7.2. Положения о территориальном органе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 №205.

Однако праву запрашивать такого рода информацию не всегда корреспондирует обязанность должностных лиц ее предоставлять.

Порядок разглашения информации, составляющей врачебную тайну, установлен ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Предусмотренный в ней перечень случаев предоставления таких сведений является исчерпывающим, и среди субъектов, имеющих право на их получение без согласия гражданина, Росздравнадзор и его территориальные управления не значатся.

Предоставление информации о работниках проверяемых организаций и индивидуальных предпринимателях без согласия самих работников регулируется положениями ФЗ «О персональных данных». Но и в этом нормативном правовом акте отсутствует четкая норма, предусматривающая обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлять персональные данные на своих работников должностным лицам органов, осуществляющих государственный (муниципальный) надзор и контроль.

С одной стороны, очевидно, что без получения персональных данных и сведений, составляющих врачебную тайну, деятельность территориальных управлений Росздравнадзора невозможна.

С другой стороны, в законодательстве отсутствуют конкретные нормы, обязывающие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлять контрольно-надзорным органам конфиденциальную информацию, необходимую им для проведения проверки.

Управлением Росздравнадзора по Орловской области проведен анализ действующего законодательства с целью обосновать с правовой точки зрения обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлять управлениям Росздравнадзора сведения, составляющие врачебную тайну, и персональные данные без согласия их субъектов.

Предметом анализа в первую очередь стали положения Федерального закона «О персональных данных».
В соответствии с ч. 2 ст. 2 этого закона государственный орган, муниципальный орган, юридическое и физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных, являются операторами.

Согласно ч. 5 той же статьи под использованием персональных данных понимаются действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятий решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающие права и свободы субъекта персональных данных или других лиц.

При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий органы государственного и муниципального контроля на основании данных, полученных в ходе этих мероприятий (анализ и исследование представленных документов, включая персональные данные граждан), принимают решения в отношении субъектов проверки.
То есть эти органы совершают действия по обработке персональных данных и являются по смыслу ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О персональных данных» операторами.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона «О защите персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 6 ФЗ «О защите персональных данных» предусмотрено, что согласие субъекта персональных данных не требуется в случае, когда обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно, а также если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Здесь следует обратиться к положениям Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В частности, к ст. 5 этого нормативного правового акта, которая определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.

К ним относятся:
- организация и осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, качества лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, качества донорской крови и ее компонентов установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения;
- лицензирование отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения;
- ведение федеральных баз данных и иных информационных ресурсов в области охраны здоровья граждан.

Реализация территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития указанных полномочий направлена на защиту жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов граждан - субъектов персональных данных.

В соответствии со ст. 5.1. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

К переданным полномочиям, в частности, относятся:
- осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения);
- лицензирование следующих видов деятельности:
-- медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);
-- фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);
-- деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).

Очевидно, что и эта функция территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития направлена на защиту жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов граждан - субъектов персональных данных.

Осуществление функции контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения возможно только при анализе медицинской документации граждан, то есть посредством использования их персональных данных, содержащихся в этих документах.

Таким образом, обработка персональных данных граждан осуществляется территориальными управлениями Федеральной службы по контролю в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с федеральным законом, определяющим цели такой обработки, и получение в ходе проведения проверок согласия каждого из субъектов персональных данных невозможно.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития контролируют также осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 настоящего федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Осуществление этой функции тоже предполагает работу с персональными данными граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Без персональных данных этих граждан реализация этой функции невозможна. Получение же согласия от каждого лица, включенного в этот регистр, на работу с его персональными данными невозможно.

Поэтому представляется логичным и обоснованным с точки зрения закона предоставление территориальным управлениям Росздравнадзора при исполнении ими государственных функций и услуг сведений, составляющих врачебную тайну, и персональных данных без согласия граждан-субъектов этой информации.
Несмотря на вышеизложенное, Управление Росздравнадзора по Орловской области полагает, что Закон «О персональных данных» и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан необходимо дополнить положениями, которые не допускали бы двоякого толкования и прямо обязывали юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлять территориальным управлениям Росздравнадзора любые сведения, имеющие непосредственное отношение к исполнению ими своих государственных функций и услуг.



Специалистам здравоохранения