Организация внутреннего контроля качества медицинской помощи в ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России

 3549

Организация внутреннего контроля качества медицинской помощи в ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России
Т.В.БЕЛИКОВА, к.м.н., Н.Т.ТИМОШКИНА, к.м.н.
ФГБУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России


Разработанная в ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России система внутреннего контроля качества медицинской помощи (КМП) обеспечивает получение пациентами высококачественной медицинской помощи. Разработанные организационные и методические принципы контроля и управления КМП могут быть полезны в практике ЛПУ офтальмологического профиля и других профильных направлений медицины.



Система контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из факторов обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению.

Статьей 87 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены 3 формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности: государственный контроль, ведомственный контроль и внутренний контроль. Особая роль отведена внутреннему контролю, осуществляемому на уровне медицинской организации. Порядок проведения внутреннего контроля качества является исключительно сферой ответственности медицинской организации и устанавливается руководителем медицинской организации.

Система организации контроля и управления качеством медицинской помощи в ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России (далее — Учреждение) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 21.05.02 №154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ», методическими рекомендациями Минздрава России №2002/140 от 20.12.2002 «Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности ЛПУ», приказом Минздрава России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» и другими нормативными актами, документами и методическими рекомендациями, регламентирующими организацию управления качеством медицинской помощи в медицинской организации.
 
Упомянутой выше ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ предусмотрено определение показателей качества деятельности медицинских организаций и создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг. В условиях отсутствия принятой на федеральном уровне системы оценки качества медицинских услуг и методики единого подхода к оценке удовлетворенности граждан уровнем оказания медицинской помощи в ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России разработана собственная система контроля КМП. Целью внутреннего контроля и управления качеством медицинской помощи является обеспечение пациентов высококачественной медицинской помощью, которая выполнена по передовым технологиям на основе современных достижений науки и техники, в объеме и на условиях в соответствии c порядками оказания медицинской помощи населению, установленными Минздравом России. Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, осуществляемых по определенным технологиям, с целью достижения конкретных результатов для пациента и его удовлетворенности оказанной медицинской помощью.

1.    Организация и порядок проведения контроля КМП, система управления КМП
В соответствии с действующими нормативными документами в ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России создана пятиступенчатая система контроля и управления КМП (организация самооценки) (табл. 1).

2. Методика расчета индикаторов клинического результата лечения пациентов с различными видами офтальмопатологии

С целью оценки КМП в Учреждении, а также сравнения качественных показателей в разные временные периоды необходима количественная оценка качественных показателей путем применения индикаторов качества. Основным индикатором КМП является индикатор клинического результата.

Индикатор конечного клинического результата рассчитывается ОЛК при осмотре пациентов, получивших различные виды офтальмологической помощи, путем сравнения фактически полученных результатов с принятыми эталонами качества.

С учетом последних достижений офтальмологии и возможностей клиники на определенный период времени ведущие специалисты определяют эталоны конечного клинического результата при различных видах офтальмологической помощи. Задается эталон технологии и эталон функционального результата, которые складываются из определенных целевых признаков.

Определяются величины целевых индикаторов клинического результата в зависимости от исходного состояния глаза. В случае осложненной дооперационной патологии величина целевого индикатора технологического результата принимается равной 12 баллам, при неосложненной дооперационной патологии -- 10 баллам. Величина целевого индикатора функций принимается равной 10 баллам.

Определяются критерии снижения фактического индикатора результата и величина его снижения в баллах. Индикатор результата рассчитывается посредством сравнения целевых признаков и фактически достигнутых признаков с последующим вычитанием из целевого индикатора определенного количества баллов в соответствии с критериями снижения результата. С развитием и совершенствованием медицинских технологий планка целевых показателей повышается.

Результат лечения сравнивается с принятым для каждой нозологической группы эталоном.

Алгоритм расчета индикатора клинического результата

Определяются: а) оценка технологии; б) оценка полученного функционального результата.

По каждой позиции при полном совпадении полученного результата с эталоном выставляется максимальное количество баллов, соответствующее целевому индикатору. При несовпадении полученного результата с принятыми признаками эталона максимально допустимая оценка снижается на определенное количество баллов в соответствии с критериями снижения. Таким образом, определяется значение фактически достигнутого индикатора результата в баллах дифференцированно по соблюдению технологии и полученного функционального результата.

В таблице 2 представлена схема расчета индикаторов клинического результата при микроинвазивной непроникающей хирургии глаукомы, планируемая к использованию в 2014—2015 гг.

Проводя сравнительный анализ целевых и фактически достигнутых средних индикаторов результата, можно оценить технологический уровень клиники, соблюдение технологии при выполнении тех или иных вмешательств, судить о профессиональном уровне врачей, конкретных офтальмологических отделений и ЛПУ в целом.

Поднимая планку целевых показателей результата (эталона качества) в соответствии с достижениями медицинской науки, происходит постоянная ориентация медицинского персонала на использование новейших технологий, что неизменно ведет к повышению КМП.

3. Методика расчета индикаторов ведения медицинской документации

Индикаторы качества ведения медицинской документации рассчитываются по пятибалльной системе (табл. 3).

Результаты оценки клинического результата и ведения медицинской документации заложены в систему материальной стимуляции врачей, что, наряду с принятием административных управленческих решений, способствует быстрому и эффективному внедрению новых технологий и качественному ведению медицинской документации.

Система организации внутреннего контроля КМП в ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России ориентирована на обеспечение пациентов высококачественной медицинской помощью с целью достижения конкретных клинических результатов и удовлетворенности пациентов этими результатами.

ИСТОЧНИКИ

1. Федеральный закон от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 07.02.92 №2300-I (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «О защите прав потребителей».
4. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008).
5. Методические рекомендации Минздрава России от 20.12.2002 №2002/140 «Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности ЛПУ».
6. Полубенцева Е.И., Улумбекова Г.Э., Сайткулов К.И. Методические рекомендации ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) «Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи», 2005.
7. Приказ Минздрава России от 21.05.2002 №154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ».
8. Приказ Минздрава России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
9. Приказ Минздрава России от 31.10.2013 №810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения».
10. Серегина И.Ф. Система управления качеством в здравоохранении: модный тренд или требование времени? Управление качеством в здравоохранении, 2014, 1.
11. Тахчиди Х.П., Беликова Т.В., Тимошкина Н.Т. Управление качеством медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении офтальмологического профиля. Методические рекомендации, утвержденные Ученым советом ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза», 2009.
12. Тахчиди Х.П., Беликова Т.В., Ходжаев Н.С. Методика расчета индикатора клинического результата лечения пациентов с различными видами офтальмопатологии. Методические рекомендации, утвержденные Ученым советом ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза», 2009.
13. Тахчиди Х.П., Беликова Т.В., Тимошкина Н.Т., Ходжаев Н.С. Вклад ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова Росмедтехнологии» в оказании доступной и качественной медицинской помощи. Приложение к журн. «Вестник Росздравнадзора», 2010, 1: 17-20.
14. Тахчиди Х.П., Беликова Т.В. Система организации и управления качеством медицинской помощи в ФГУ «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова Росмедтехнологии». Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития, 2009, 6: 39-44.



Специалистам здравоохранения