Обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 25212

Обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Р.А.КУЗНЕЦОВА, заместитель начальника Отдела контроля качества организации социальной помощи населению Росздравнадзора, kra@roszdravnadzor.ru

Система социального обслуживания населения имеет основополагающее значение в реализации государственной социальной политики по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По статистическим данным на учете в органах социальной защиты населения состоит более 275 тыс. семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитывается около 490 тыс. детей; учтено более 712 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, ежегодно составляет около 70 тыс. человек.

В 2008 г. удельный вес сирот в детском населении сократился всего на 0,04% по сравнению с предыдущим годом (с 2,86 до 2,82%). В то же время каждый пятый ребенок воспитывается в интернатном учреждении. Ежегодно свыше 100 тыс. детей остаются без попечения родителей.
Число лишений родительских прав в России в несколько раз превышает такую меру, как ограничение родителей в правах. Более 80% детей получают статус сироты по решению суда. В 2008 г. только 5154 граждан ограничены в родительских правах, а лишены их более 63 тыс. человек, из них 1645 – в связи с жестоким обращением с детьми.

В стране развита мощная сеть специализированных детских учреждений социального обслуживания и домов ребенка, услуги которой предоставляют более 3,5 тыс. учреждений в структуре органов управления государственной системой социального обслуживания и здравоохранения.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» «социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания».

В соответствии с п. 2 ст. 6 указанного закона «установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Деятельность учреждений и предприятий социального обслуживания, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, должна соответствовать государственным стандартам социального обслуживания. В настоящее время в отрасли «Социальное обслуживание населения» введены в действие 15 Национальных стандартов социального обслуживания. С 01.01.2010 вводятся вновь в действие 7 национальных стандартов социального обслуживания.

В соответствии с компетенцией Росздравнадзор (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №323) осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания. В связи с этим в рамках реализации государственных стандартов социального обслуживания и согласно своим полномочиям Федеральная служба и ее территориальные управления осуществляют контроль и надзор за деятельностью учреждений здравоохранения и социальной защиты населения по соблюдению государственных гарантий, обеспечивающих социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Только специалистами центрального аппарата в течение 2005-2009 гг. по данному направлению проверено 68 субъектов Российской Федерации (82,0% от общего числа субъектов Российской Федерации).

Управлениями Росздравнадзора проведены проверки реализации государственных стандартов социального обслуживания, в том числе в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, во всех субъектах Российской Федерации. В 2009 г. специалистами центрального аппарата и территориальных управлений Росздравнадзора проверено свыше 700 специализированных учреждений для несовершеннолетних.

Во всех субъектах Российской Федерации разработана и продолжает формироваться нормативная правовая база, способствующая реализации государственных стандартов социального обслуживания, определяющая формы предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан, нормы и нормативы на территории субъекта, регулирующая правоотношения в области социального обслуживания населения.

Порядок организации деятельности детских учреждений здравоохранения и социальной защиты в субъектах Российской Федерации, где проведены проверки, в основном соответствует утвержденным в рамках государственных стандартов социального обслуживания нормативным правовым документам.

Так, в рамках реализации государственных стандартов социального обслуживания Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области реализуется региональная целевая программа «Развитие системы социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010 гг.», утвержденная областным законом от 01.06.2007 №90. В 2008 г. на реализацию программы израсходовано 33,6 млн. руб., в 2009 г. - 20,2 млн. руб. В результате проведенной работы численность семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и состоящих на учете в органах социальной защиты населения, снизилась с 41,2 тыс. семей в 2006 г. до 30,2 тыс. семей в 2008 г., семей в социально опасном положении – с 3,1 тыс. до 1,8 тыс.

Во Владимирской области в соответствии с Законом области от 03.12.2004 №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» на ребенка школьного возраста, воспитывающегося в семье опекуна (попечителя), в приемной семье, детском доме семейного типа, ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и другие нужды в размере от 4881 до 6691 руб.

Однако в большинстве субъектов Российской Федерации до настоящего времени отсутствует системный подход к реализации государственных стандартов социального обслуживания, работа по стандартизации не завершена и активизировалась только в результате предписаний органов Росздравнадзора.

Работа по применению в полном объеме действующих на 01.01.2009 национальных стандартов социального обслуживания (15 стандартов) проводится в республиках Марий Эл, Чувашской, Алтайском, Красноярском, Приморском краях, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Рязанской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Томской, Ярославской областях, Ненецком и Чукотском автономных округах.
В большинстве субъектов Российской Федерации применяются от 1 до 9 из 15 действующих на 01.01.2009 национальных стандартов социального обслуживания. По результатам проверок 2009 г. такая обстановка сложилась в Республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Коми, Мордовия, Иркутской, Кировской, Магаданской, Тульской, Ульяновской и других областях.

Не принято надлежащих мер к применению действующих на 01.01.2009 национальных стандартов социального обслуживания и установлению государственных стандартов социального обслуживания субъектов Российской Федерации в Республиках Карелия и Дагестан, Камчатском крае, Москве, Калужской, Московской, Орловской, Пензенской, Псковской областях, Еврейской автономной области и некоторых других.

Государственные стандарты социального обслуживания Республик Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Карелия, Камчатского края, Калужской, Курской, Московской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской, Ярославской областей, г. Москвы, Еврейской автономной области и некоторых других субъектов Российской Федерации на момент проверки не установлены законодательным или нормативным правовым актом.

При проверках специализированных учреждений для несовершеннолетних выявлено, что как национальные стандарты социального обслуживания, так и государственные стандарты социального обслуживания субъектов Российской Федерации слабо внедрены в их работу, что свидетельствует о недостаточной информированности специалистов учреждений о стандартах и, прежде всего, недостаточной работе органов управления социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по данному вопросу.

Причиной сложившегося в субъектах Российской Федерации положения является недостаточное финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации на нужды детских учреждений социального обслуживания и здравоохранения, что не позволяет принять натуральные и финансовые нормы, обеспечивающие реализацию государственных стандартов социального обслуживания. Объем финансирования детских учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации составил от 70 до 90% от установленных государственными стандартами социального обслуживания нормативов.

В связи с этим не обеспечена в полном объеме реализация мер по укреплению материально-технической базы детских учреждений, в том числе проведению ремонтно-строительных работ, обеспечению пожарной безопасности, приобретению автотранспорта, технологического, реабилитационного, медицинского, дидактического оборудования, средств малой механизации, мебели, обуви и одежды; повышению уровня их финансирования в соответствии с требованиями национальных стандартов социального обслуживания и государственных стандартов социального обслуживания субъектов Российской Федерации. Эта ситуация имеет место в таких субъектах, как республики Мордовия и Саха (Якутия), Пермский, Приморский, Камчатский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ульяновская области и другие.

По статистическим данным до настоящего времени в 145 детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками, где на стационарном обслуживании проживает 23,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эксплуатируется 78 ветхих и аварийных зданий, что составляет 16,2% от их общего количества (481). В отдельных случаях сохранились и действуют учреждения, не имеющие всех видов коммунальных удобств, например, учреждения, в которых нет ванных комнат, туалеты размещены на улице и т.д.
Не выдерживается норматив площади спальных помещений на одного воспитанника в реабилитационных центрах Республики Мордовия, социальных приютах Псковской области, реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних Пензенской области, учреждениях республик Алтай, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская, Приморском, Камчатском и Хабаровском краях, Астраханской, Вологодской, Рязанской, Камчатской, Оренбургской областей, что привело к использованию спаренных коек, двухъярусных кроватей и нарушению санитарно-гигиенических требований в указанных учреждениях.

Практически во всех субъектах Российской Федерации крайне недостаточно помещений и оборудования для оснащения кабинетов психологов, специалистов по социальной работе, дефектологов и др., модульного ортопедического и реабилитационного оборудования, дидактических и развивающих материалов, компьютеров, не обеспечен доступный выход в Интернет, игровой и обучающий материал не позволяет применить современные технологии обучения.

Отмечается недостаток помещений для проведения лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических процедур, реабилитационных мероприятий, для размещения кабинетов психологов, специалистов по социальной работе, логопедов и др. (республики Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Чеченская, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области).

Не соблюдаются санитарно-технические нормы размещения детей в детских учреждениях социального обслуживания и домах ребенка республик Алтай, Бурятия, Карелия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Архангельской, Волгоградской, Новгородской, Псковской областей и других.

Так, санитарная норма до 4,2 кв. м. на одного ребенка в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей отмечена в г. Москве, Ивановской, Рязанской, Смоленской, Курганской, Сахалинской областях; от 3 до 3,9 кв. м. – республиках Бурятия и Кабардино-Балкария, Забайкальском крае, Волгоградской, Калужской, Липецкой, Московской, Орловской, Вологодской, Калининградской, Челябинской областях; от 2,3 до 2,7 кв. м. – Республике Якутия, Ульяновской и Иркутской областях.

В детских домах-интернатах для умственно отсталых детей размещают тяжелобольных и нуждающихся в уходе детей в многонаселенных комнатах от 6 до 30 человек, что является нарушением санитарно-технических и санитарно-гигиенических требований, а также государственных стандартов социального обслуживания.

Социальные нормативы обеспеченности учреждениями для детей-сирот недостаточны в республиках Карелия, Коми, Хакасия, Красноярском, Хабаровском краях, Санкт-Петербурге, Амурской, Костромской, Омской, Орловской, Ростовской областях, Ханты-Мансийском АО.
В целях обеспечения надлежащего качества предоставления воспитанникам медицинских, психологических, реабилитационных, психолого-педагогических услуг необходимы экстренные меры по оптимизации сети домов ребенка Владимирской области.

В трети из проверенных субъектов Российской Федерации имеется очередность на устройство в детские стационарные учреждения социального обслуживания, которая на 01.01.2009 составляет 766 детей (республики: Саха (Якутия) – 46, Ингушетия – 37, Хакасия – 36, края: Краснодарский – 70, Хабаровский – 54; области: Иркутская – 171, Московская - 121, Челябинская – 69, Кемеровская – 44 и др.).

Результативность реабилитационной работы недостаточна в связи с низкой обеспеченностью учреждений помещениями для этой работы, реабилитационным оборудованием, техническими средствами по уходу за детьми, детьми-инвалидами, индивидуальными средствами реабилитации. Как правило, в отделениях милосердия домов-интернатов для умственно отсталых дети из-за отсутствия индивидуальных реабилитационных средств, в основном, находятся в «лежачем» положении. Такая ситуация сложилась практически во всех детских стационарных учреждениях субъектов Российской Федерации.

В связи с низким финансированием мебель, одежда и обувь, игрушки, развивающее оборудование специализированными учреждениями, в основном, приобретаются на внебюджетные и спонсорские средства. Суммы этих средств крайне недостаточны и не могут обеспечить потребность учреждений в соответствии с требованиями государственных стандартов социального обслуживания. Средств на эти цели, особенно в детских специализированных учреждениях, в расчете на гуманитарную и спонсорскую помощь выделяется от 20 до 50% от нормативной потребности.

Такие факты установлены в учреждениях республик Коми, Бурятия, Северная Осетия-Алания, Архангельской, Вологодской, Мурманской, Пензенской, Пермской и др. областях. Недостаток современного оборудования и мебели отмечен в Рязанской, Псковской, Томской, Ярославской и др. областях. Недостаточно современных технических средств в республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Томской области. Подобные факты установлены практически во всех проверенных субъектах Российской Федерации.

Только в результате проверок Росздравнадзора в отдельных субъектах Российской Федерации приняты меры по соблюдению натуральных норм питания.

Так, в детских учреждениях Кировской области отсутствует контроль за качеством питания детей. В Яранском доме ребенка средняя стоимость питания в день на 1 человека в 2008 г. составила 72,88 руб., в январе-феврале 2009 г. – 71,76 руб. В рационе питания детей по итогам 2008 г. выявлен недостаток фруктов (только 15,2%), соков (54,2%), рыбы (31,7%), мяса (75%), творога (53,8%) при перерасходе макаронных изделий (161%), картофеля (112%), ржаного хлеба (148,7%). Меры по обеспечению сбалансированного питания, контролю за качеством питания детей не обеспечены и в учреждениях социальной сферы, в частности, в Сунском социальном приюте для детей и подростков.

В Свердловской области не утверждены в установленном порядке нормативные документы, определяющие финансовые нормативы стоимости содержания, питания и медикаментов на одного ребенка в день. Финансирование осуществляется по текущим расходам без учета требований стандартизации в системе социального обслуживания и домах ребенка.

Представители центрального аппарата Росздравнадзора во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 07.02.2009 №Пр-255 приняли участие в проведенной в феврале 2009 г. Контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с МЧС России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Минздравсоцразвитием России, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, МВД России комплексной проверке противопожарного состояния объектов социальной защиты населения с круглосуточным пребыванием людей во всех федеральных округах Российской Федерации.

В результате указанной проверки установлено, что общее количество объектов социальной защиты населения и домов ребенка, эксплуатирующихся с нарушениями требований пожарной безопасности, составляет 55%, в том числе с отсутствием систем автоматической пожарной сигнализации - на 14% объектов, неудовлетворительным состоянием путей эвакуации - на 20%, за пределом радиуса выезда пожарных подразделений расположено 39% объектов.

По итогам указанной проверки руководителям управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации направлено письмо от 07.04.2009 №01И-191/09 «О мерах обеспечения комплексной безопасности объектов социальной защиты населения с круглосуточным пребыванием людей» с поручением рассмотреть результаты комплексной проверки противопожарного состояния объектов социальной защиты населения с круглосуточным пребыванием людей с участием заинтересованных органов и организаций, принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона в деятельности органов и учреждений системы здравоохранения и социальной защиты населения, обратив особое внимание на вопросы реализации соответствующих целевых программ субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации указанных мер органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведена определенная работа.

В Московской области с учетом выявленных нарушений требований пожарной безопасности разработан и утвержден план их устранения с общим объемом финансирования 90,0 млн. руб.
По состоянию на 25.06.2009 в Амурской области устранено 155 из 167 нарушений пожарной безопасности в учреждениях, не устранены нарушения, требующие значительных финансовых затрат, в частности проектирование и монтаж пожарной сигнализации и др. Общая потребность в средствах на противопожарные мероприятия в учреждениях социального обслуживания составляет 31,6 млн. руб.

Постановлением Правительства Нижегородской области «О мерах по устранению замечаний, выявленных в ходе проверки противопожарной безопасности учреждений социального обслуживания населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием пожилых людей и детей» предусмотрено выделение на эти цели дополнительных средств в объеме 30,0 млн. руб.

Из бюджета Санкт-Петербурга на модернизацию и установку автоматизированных систем оповещения и пожаротушения учреждениям социального обслуживания населения в 2008 г. выделено более 78,0 млн. руб., на 2009 г. предусмотрены 58 млн. руб.

В рамках краевой целевой программы «Пожарная безопасность в Краснодарском крае на период до 2012 г.» с объемом финансирования 1116,0 млн. руб. в строгом соответствии с критериями программы осуществляются меры по обеспечению безопасности учреждений социального обслуживания. На 24.11.2009 г. заключены контракты по реализации программных мероприятий на сумму 55,2 млн. руб., освоено 33,7 млн. руб. Такая работа проведена во всех субъектах Российской Федерации.

В результате предписаний Росздравнадзора за последние годы проведена значительная работа по лицензированию медицинской деятельности детских учреждений социального обслуживания и домов ребенка.

Во всех субъектах Российской Федерации установлены факты безлицензионной медицинской деятельности, как правило, в детских учреждениях муниципальной формы собственности, в государственных – частично (республики Адыгея, Бурятия, Коми, Татарстан, Чеченская, Краснодарский, Красноярский, Камчатский, Пермский, Ставропольский края, Белгородская, Брянская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Волгоградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Мурманская, Оренбургская, Орловская, Свердловская, Тверская, Тульская, Ярославская области, Ямало-Ненецкий АО).

Проверки Росздравнадзора способствовали решению вопросов обеспечения инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и домах ребенка, набором социальных услуг и, прежде всего, реализации прав на дополнительное лекарственное обеспечение.

В Республике Хакасия, Томской области после проверки комиссии центрального аппарата Росздравнадзора вопрос дополнительного лекарственного обеспечения решен в соответствии с действующим законодательством через поликлиники общей лечебной сети.

При этом до настоящего времени в большинстве субъектов Российской Федерации не реализовано в полном объеме право детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и домах ребенка, отнесенных в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 07.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно: право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), техническими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения и санаторно-курортным лечением.

В то же время недостаточное финансирование из средств субъектов Российской Федерации не позволяет в полном объеме решить проблему лекарственного обеспечения детских учреждений, что сказывается на качестве медикаментозной терапии, особенно в стационарных детских учреждениях у детей-инвалидов, нуждающихся в постоянной коррекции состояния здоровья.
Во многих субъектах Российской Федерации выявлены нарушения условий хранения лекарственных препаратов, просроченные лекарственные препараты (Республики Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Приморский край, Магаданская область и др.).

В большинстве субъектов Российской Федерации не обеспечен надлежащий контроль качества оказания медицинской помощи, не выполняются федеральные стандарты обследования и лечения детей-сирот и детей-инвалидов (не обеспечено полноценное обследование, индивидуальные программы реабилитации имеются не у всех инвалидов, имеют место недостатки в проведении диспансеризации) (Республика Мордовия, Камчатский, Приморский, Пермский края, Амурская, Кировская, Магаданская, Пензенская, Ульяновская области и др.).

Выявлены нарушения при проведении медицинских осмотров, диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях; несоблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности (отсутствие у медицинских работников действующих сертификатов специалистов, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); отсутствие в установленном порядке регистрации права оперативного управления на помещения, в которых осуществляется деятельность; использование лекарственных препаратов с истекшим сроком годности).

В соответствии с политикой государства и субъектов Российской Федерации, направленной на создание и развитие института семьи, приоритетными стали семейные формы жизнеустройства детей.

Так, в Санкт-Петербурге в 2008 г. принято на воспитание в семьи 2474 ребенка, в том числе под опеку – 1 711, в приемные семьи – 200, усыновлены – 224. Количество приемных семей по сравнению с 2005 г. увеличилось в 10,6 раза, а количество детей, которые воспитываются в этих семьях, - в 9,7 раз (на 01.01.2006 - 35 приемных семей; на 01.01.2009 – 373 приемных семьи, в которых воспитываются 469 детей).

В целях совершенствования работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних необходимо повысить координирующую роль комиссий по делам несовершеннолетних по защите прав и законных интересов детей.

Органами опеки и попечительства недостаточно контролируется работа опекунских комиссий детских учреждений Республики Мордовия, Псковской области и других. В Кабардино-Балкарской и Чувашской республиках необходимо обеспечить межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики.

Далеко не во всех детских учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения созданы попечительские советы.

Во всех субъектах Российской Федерации в связи с низкой заработной платой имеют место трудности в комплектовании детских учреждений штатами специалистов, младшим медицинским персоналом, техническими работниками.

Так, укомплектованность детских домов-интернатов системы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации составляет 86,6% от утвержденных штатных расписаний указанных учреждений. При формировании штатных расписаний детских учреждений в связи с недостаточным финансированием не в полном объеме учитываются требования государственных стандартов и федеральных методических рекомендаций по введению таких должностей, как психологи, логопеды, социальные педагоги, их количество исчисляется единицами (соответственно 14, 15, 13 ед.). Врачебные ставки с учетом совместительства укомплектованы на 69,5% (767 – 533), только 79% воспитателей имеют педагогическое образование (3966 – 5008). Слабо внедряются должности учителей, их всего 720 ед., социальных работников – 371.
Такая же ситуация сложилась в детских специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

Как правило, не принимается мер по повышению квалификации специалистов учреждений на постоянно действующих курсах, семинарах, конференциях, очно-заочных и дистанционных формах обучения.

Финансовые средства, предусмотренные в региональных целевых программах на укрепление материально-технической базы детских учреждений и другие цели, не используются для решения комплексных проблем нуждающихся в этом учреждений, а распределяются в недостаточных объемах между всеми учреждениями субъекта Российской Федерации, что приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств и не способствует улучшению положения в учреждениях в целом.

Несмотря на то что ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг» и ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» введены в действие с 01.01.2005 и 01.01.2007 соответственно, до настоящего времени в рамках стандартизации деятельности в сфере социального обслуживания населения в большинстве учреждений не работает внутренняя система качества учреждений, не проведена надлежащая работа по документальному оформлению собственной системы контроля за деятельностью подразделений.

Не уделяется должного внимания контролю за соблюдением конституционных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содействия в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов, способствующих решению вопросов пенсионного обеспечения, получения других социальных выплат и алиментов.

Администрация учреждений не должным образом выполняет возложенные ст. 155.1, 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 36 ГК РФ обязанности опекунов и попечителей: не инициируются вопросы возбуждения судебных дел в отношении родителей, не уплачивающих алименты на содержание детей. Такие недостатки отмечены в большинстве детских учреждений социального обслуживания и домах ребенка.

Во многих субъектах Российской Федерации не отработан вопрос своевременного устройства детей в детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками, хотя указанная потребность может быть удовлетворена путем перевода в учреждения других субъектов Российской Федерации (такие учреждения имеются в Орловской, Пензенской, Московской областях). По этой причине имеют место случаи задержки детей в домах ребенка до пяти лет или перевода детей в детские дома-интернаты для умственно отсталых детей.

Не обеспечен своевременный перевод воспитанников, достигших 18-летнего возраста, из детских домов-интернатов для умственно отсталых детей. Во всех проверенных субъектах Российской Федерации установлены факты необоснованного проживания в указанных учреждениях воспитанников старше 18 лет в количестве от 10 до 70 человек.

С целью реализации конституционных прав детей на социальную защиту, образование, медицинскую помощь по рекомендациям проверок Росздравнадзора в состав областных (республиканских) психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) включены представители системы социальной защиты населения, что позволило скорректировать вопросы направления детей в детские учреждения социального обслуживания и ежегодное консультирование на предмет пребывания их в указанных учреждениях. Такая работа проведена в Кабардино-Балкарской Республике, Амурской, Рязанской, Ярославской областях, Хабаровском крае, Чукотском АО.

До настоящего времени не внедрены в практику работы инновационные формы постинтернатной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В отдельных субъектах Российской Федерации частично такая поддержка практикуется на нестационарной основе с предоставлением детям-сиротам, не имеющим собственного жилья, мест в муниципальных общежитиях, что далеко не всегда дает положительный результат.

С целью внедрения форм постинтернатной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также подготовки их к самостоятельному проживанию вне стационарных детских домов и домов-интернатов в Санкт-Петербурге открываются тренировочные квартиры. Молодые люди обучаются навыкам самообслуживания, составления домашнего бюджета, ведения домашнего хозяйства, организации собственного досуга.

Анализ деятельности учреждений показал, что одной из основных причин нарушения жилищных прав ребенка остается невыполнение в должной мере органами опеки и попечительства функции контроля за соблюдением законных интересов детей при оформлении сделок купли-продажи жилья.

Потребность в обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительно превышает удовлетворенный спрос на него.

Так, в Рязанской области на 10.07.2009 в муниципальных образованиях области состоят на учете на предоставление жилого помещения 740 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 1 до 23 лет. Из них в 2009 г. – 131 человек имеет право на предоставление жилья, денежные средства выделены для 68 (52% от потребности).
В Республике Калмыкия право на получение жилья имеют 647 человек (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в том числе старше 23-х лет).

В результате проведенных проверок территориальными управлениями Росздравнадзора были составлены протоколы об административном правонарушении, выписаны предписания об устранении недостатков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и прокурорского надзора направлены информации.

Так, только в 2008 г. составлено 473 протокола, выдано 626 предписаний, за 9 месяцев 2009 г. выдано 957 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 382 протокола об административном правонарушении, в органы прокуратуры направлено 197 писем, органы исполнительной власти – 453 письма.

Подводя итоги, Росздравнадзор отмечает следующее:

  • требует завершения работа по установлению государственных стандартов социального обслуживания в субъектах Российской Федерации с целью формирования создания единого правового поля в части предоставления социальных услуг, совершенствования нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации по вопросам социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • остается актуальной проблема оказания специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и домам ребенка финансовой поддержки из федеральных источников;
  • получая в детских учреждениях временный (свыше 70% детей) или постоянный (свыше 20% детей) приют, дети должны быть обеспечены достойными условиями проживания, находиться в отвечающих санитарным требованиям помещениях, обеспечены качественными продуктами питания в соответствии с возрастными нормативами, одеждой и обувью;
  • кроме материальных проблем, актуальны вопросы качественного воспитания и развития с применением современных методик и дидактического оборудования;
    требуется обеспечение учреждений современными средствами по уходу за детьми,
  • техническими и реабилитационными средствами, компьютеризация;
    актуальны вопросы интеграции детей в общество, особенно на этапе взросления, когда необходимо решение вопросов о жилье, помощь в становлении в обществе, устройстве на учебу и работу и отрыве, если это необходимо, от неблагоприятной среды, в которой находился ребенок;
  • особое внимание необходимо уделить вопросам развития семейных форм жизнеустройства детей, обеспечению опеки и попечительства над детьми и защите их конституционных прав и гарантий.

Результаты проведенной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития работы свидетельствуют о том, что контрольно-надзорные мероприятия за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных стандартов социального обслуживания носят целенаправленный и системный характер и способствуют повышению уровня объемов и качества предоставляемых в системе социальной защиты населения и здравоохранения социальных и медицинских услуг.



Специалистам здравоохранения