О системе мониторинга медицинских изделий, поставляемых за счет средств Федерального бюджета

 10125

О системе мониторинга медицинских изделий, поставляемых за счет средств Федерального бюджета
В.А.КОВАЛЕВ, начальник Управления регистрации изделий медицинского назначения и медицинских технологий, д.м.н., KovalevVA@roszdravnadzor.ru;
Ю.К.ЛАРИОНОВ, генеральный директор ФГУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора, д.м.н.;
В.Я.ЗИНИЧЕНКО, заведующий отделом мониторинга медицинской техники ФГУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора, к.т.н.;
С.В.НОВИКОВ, заведующий лабораторией отдела мониторинга медицинской техники ФГУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора.

Одним из направлений деятельности Росздравнадзора является контроль мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, а одним из направлений контроля – контроль использования медицинской техники, медицинского оборудования и санитарного автотранспорта, поставляемых в рамках различных подпрограмм национального проекта. Эта задача решается с помощью автоматизированной информационной системы мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ), разработанной ФГУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора. Программа АИС ММИ передается в пользование органам управления здравоохранением субъектов РФ, что позволяет им осуществлять мониторинг самостоятельно и принимать оперативные меры помощи ЛПУ в устранении причин простоев изделий. В основу настоящей статьи положены данные мониторинга по РФ за IV квартал 2009 г.

Разработанная ФГУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора Автоматизированная информационная система мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ) в настоящее время применяется для выполнения функции Росздравнадзора по контролю использования медицинских изделий, поставленных по нацпроекту «Здоровье». Нормативно это определено постановлениями Правительства РФ, перечень которых приводится в приказе Росздравнадзора от 30 июня 2009 г. №5224-Пр/09, а также постановлениями, принятыми по подпрограммам нацпроекта в декабре 2009 г. Использование изделий оценивается по количеству применений (исследований) и длительности простоев, которые учитываются в журнале интенсивности эксплуатации в АИС ММИ. Проводится также анализ основных причин простоев, что может использоваться органами управления здравоохранением субъектов РФ для принятия мер по их сокращению. Мониторинг оснащения учреждений здравоохранения осуществляется на федеральном, региональном уровнях и непосредственно в учреждении здравоохранения. Основой мониторинга являются документированные данные первичного звена (ЛПУ), которые вносятся по мере поступления.

Сбор информации происходит путем загрузки данных АИС ММИ из учреждений здравоохранения в базу данных региона, формируя сводную базу по региону, и из регионов - в сводную базу данных по федеральным округам и Российской Федерации в целом (в ФГУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора).

Данные об отчетности субъектов

В соответствии с приказом Росздравнадзора от 30.06.2009 №5224-Пр/09 «Об организации мониторинга использования оборудования, поставленного в учреждения здравоохранения за счет средств федерального бюджета» данные об использовании оборудования и санитарного автотранспорта по приоритетному национальному проекту в сфере здравоохранения представляются ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчет формируется в виде справки, в которой представлены данные, полученные от субъектов РФ, структурированные по подпрограммам ПНП «Здоровье» и по функциональным группам изделий.
В справке за IV квартал 2009 г. представлены сведения от 78 субъектов РФ по 4 520 ЛПУ - юридическим лицам (15 250 обособленным подразделениям ЛПУ), получившим оборудование за счет (или с участием) средств федерального бюджета.

Перечень субъектов РФ, представивших информацию, приведен в таблице 1. Таблица отражает общее количество медицинских изделий, содержащихся в базе данных АИС ММИ и поставленных в учреждения здравоохранения в рамках подпрограмм ПНП «Здоровье». Также в таблице отражается полнота учета информации об эксплуатации медицинских изделий.

Как было отмечено в начале статьи, использование изделий оценивается по количеству применений и длительности простоев. Этот минимальный набор параметров позволяет получить два показателя использования: интенсивность использования и готовность. Оба показателя имеют зависимость от временного периода, поэтому их значения берутся за отчетный период (квартал).

Интенсивность использования характеризуется количеством применений изделия за период. Готовность – процентное отношение времени, в течение которого изделие было физически готово для работы, к календарной длительности периода. Это показатель, который в общем виде характеризует как свойства надежности самого изделия (его безотказность и ремонтопригодность), так и качество работы административных и технических служб. Это значение может свидетельствовать также о том, насколько правильно и аккуратно используют оборудование.

В то же время для некоторых изделий показатель интенсивности использования неприменим и готовность является единственно возможным показателем. Например, работу дефибриллятора невозможно оценивать в количестве применений. Но его главная задача – постоянная готовность к работе.

Следует отметить, что готовность практически не может достигать 100%-ного значения. Это связано с необходимостью проведения технического обслуживания, поверки, иных регламентных работ с изделием в процессе его эксплуатации. Хотя для отдельно взятого изделия может быть найден период 100%-ной готовности, но чем больше количество изделий в выборке, тем более распределены во времени их простои, сглаживая выбросы показателя готовности.

Анализ данных об использовании медицинских изделий в учреждениях здравоохранения (табл. 5 - 6) показал в целом высокий уровень готовности: более 90% (рис. 3, 8).

Основными причинами простоя (около 59%) для автомобилей, поставленных в рамках подпрограммы «Обеспечение санитарным автотранспортом» (рис. 4-7), являются причины, связанные с техническим состоянием изделий (неисправности, ремонты, обслуживание и т.д.).

Около 17% простоев связано с отсутствием персонала (отпуск, болезнь, аттестация и т.д.), а 11% - с отсутствием пациентов или показаний к применению. Надо отметить, что простои, связанные с отсутствием персонала, относятся к автомобилям класса А и В. Автомобили класса С и специализированные автомобили в большей степени простаивали из-за отсутствия пациентов или показаний к применению.

Для медицинских изделий, поставленных в рамках подпрограммы «Оснащение диагностическим оборудованием первичного звена медицинской помощи» (рис. 9-13), обращает на себя внимание значительное число простоев (22%), связанных с отсутствием пациентов или показаний к применению: эндоскопическое оборудование (30%), оборудование для ЭКГ (28%), УЗИ (18%), лабораторное оборудование (17%), рентгеновское оборудование (12%). Традиционно основными причинами простоев являются отсутствие персонала (22%) и технические неисправности (23%), однако положительной тенденцией является существенное сокращение числа простоев лабораторного оборудования по причине отсутствия расходных материалов (менее 6%).

На конец IV квартала простаивало менее 1% автомобилей, поставленных в рамках подпрограммы «Обеспечение санитарным автотранспортом», и 1,2% медицинских изделий, поставленных в рамках подпрограммы «Оснащение диагностическим оборудованием первичного звена медицинской помощи», что является хорошим показателем работы учреждений здравоохранения.

Особое внимание обращают на себя изделия, простой которых продолжается с 2006, 2007, 2008 гг. до сих пор. Таких изделий 195 по всем 78 отчитавшимся субъектам. Преимущественно это лабораторное оборудование (50%) и эндоскопическое оборудование (25%).

Оценка использования изделий, безусловно, может быть более углубленной, однако это потребует большего количества собираемых параметров. Так, например, расчет коэффициента загрузки и коэффициента использования требует данных об оказанных с помощью данного изделия услугах и их трудоемкости, а оценка эффективности в различных ее аспектах (организационной, технической, экономической и пр.) должна строиться на сравнительных данных о том, какие изменения произошли с вводом в эксплуатацию данного изделия по сравнению с использовавшимся ранее. Для этого необходимо проведение системного мониторинга всего оснащения ЛПУ на постоянной основе, подкрепленного соответствующей нормативной базой.

Значение мониторинга для обеспечения и поддержания качества и эффективности медицинских изделий должно найти свое отражение в Законе об изделиях медицинского назначения, необходимость которого давно назрела.

Рисунок - в приложении


Специалистам здравоохранения