О перспективах повышения качества профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в 2011–2015 гг.

 15337

О перспективах повышения качества профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в 2011–2015 гг.
В статье рассматриваются перспективы повышения качества профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в Российской Федерации по материалам выступлений министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой, региональных программ модернизации здравоохранения, вновь принятого Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также разработанного Минздравсоцразвития России проекта Федерального закона от 28.02.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В докладе «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2010 г. и задачах на 2011 г.» на коллегии 25 марта 2011 г. министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голикова в качестве главной задачи в области здравоохранения обозначила принятие и реализацию региональных программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Программы включают в себя три основных направления:
1) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;
2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
3) внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Внедрение порядков и федеральных стандартов оказания медицинской помощи требует соответствующей квалификации медицинского персонала.

С 2011/2012 учебного года будут введены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям здравоохранения. Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения является существенное увеличение объема клинической подготовки и приобретение в процессе обучения необходимых профессиональных компетенций – знаний и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений в учреждениях первичного звена здравоохранения непосредственно после окончания учебного заведения. К этому времени будут также внесены изменения в программы обучения в соответствии с принятыми порядками и утвержденными стандартами оказания медицинской помощи.

Одним из разделов программы модернизации является обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, снижение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами и увеличение укомплектованности должностей врачей различных специальностей.

По данным Минздравсоцразвития России, в настоящее время дефицит врачебных кадров в отрасли составляет около 30% (рис. 1). Нехватку кадровых ресурсов испытывают учреждения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую и скорую медицинскую помощь. Сохраняется высокая потребность в анестезиологах-реаниматологах, фтизиатрах, врачах скорой медицинской помощи, врачах клинической лабораторной диагностики, психиатрах и психиатрах-наркологах.

Планируемые в рамках программ модернизации объемы подготовки и переподготовки врачей отражают потребность в дополнительном профессиональном образовании и формируются с учетом количества специалистов, работающих в отрасли, и периодичности обучения один раз в 5 лет. Планы нацелены на снижение дефицита врачей и повышение укомплектованности первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи.

В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения одними из центральных вопросов являются вопросы качества подготовки медицинских и фармацевтических специалистов и вопросы сертификации профессиональной медицинской трудовой деятельности.
Согласно действующему законодательству лица, получившие высшее профессиональное образование, для допуска к осуществлению медицинской деятельности должны пройти соответствующую профессиональную подготовку. Профессиональная подготовка организуется в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 №415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».

Однако случаи трудоустройства специалистов, профессиональная подготовка которых не соответствует требованиям действующего законодательства, не являются редкостью. Так, наиболее часто встречающимися причинами грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, выявленных Росздравнадзором в 2010 г., являлись: несоблюдение срока (не реже одного раза в 5 лет) повышения квалификации специалистов, осуществляющих разрешенные лицензией на медицинскую деятельность работы (услуги), и отсутствие документов, подтверждающих наличие послевузовского образования (интернатура, диплом о профессиональной переподготовке) у состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлекаемых им на законном основании для осуществления медицинской деятельности по соответствующим услугам специалистов (рис. 2).

Кроме того, выявлены факты нарушений процедуры допуска лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, к профессиональной деятельности в Российской Федерации. В ряде случаев специалисты, получившие медицинское и фармацевтическое образование за рубежом, принимаются на работу без прохождения вышеуказанной процедуры допуска, что не исключает оказание населению медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами неквалифицированными специалистами.

Так, по результатам экспертизы документов, представленных в Росздравнадзор соискателями для допуска к медицинской и фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации в 2010 г., в 98 случаях (4% от общего количества заявителей) было выявлено несоответствие реального уровня подготовки заявленным квалификационным характеристикам, отсутствие последипломной подготовки и первичной специализации, что послужило причиной отказа в допуске к профессиональной деятельности.

В этой связи возрастает необходимость жесткого регулирования допуска к медицинской и фармацевтической деятельности и весьма актуальными становятся изменения, предлагаемые Минздравсоцразвития России в проекте Федерального закона от 28.02.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Это базовый правовой акт для всей сферы здравоохранения, который устанавливает правовые основы ее регулирования, конкретизирует конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 65 указанного проекта Федерального закона устанавливает следующие основные положения, регулирующие право граждан на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью:
1. Право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и свидетельство об аккредитации специалиста, а также лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах и допущенные к медицинской деятельности в порядке, установленном частью 8 настоящей статьи.

2. Право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и свидетельство об аккредитации специалиста, лица, имеющие право на занятие медицинской деятельностью и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, а также лица, получившие фармацевтическое образование в иностранных государствах и допущенные к фармацевтической деятельности в порядке, установленном частью 8 настоящей статьи.

3. Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности определенного вида и профиля в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи либо к осуществлению фармацевтической деятельности в установленном порядке. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в 5 лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица с высшим медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности по профилю полученной специальности после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и аккредитации.

5. Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью на должностях среднего медицинского или фармацевтического персонала в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Лица со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности по профилю полученной специальности после подтверждения своей квалификации в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и аккредитации.

7. Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после признания и установления в Российской Федерации эквивалентности имеющихся у них документов об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании, сдачи специального экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и прохождения аккредитации.

8. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 69 проекта Федерального закона предусматривается, что медицинские и фармацевтические работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Особенности подготовки медицинских и фармацевтических работников изложены в статье 72.
Практическая подготовка медицинских и фармацевтических работников при получении ими среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, дополнительного профессионального образования обеспечивается путем участия обучающихся в осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами.

Практическая подготовка в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами организуется:
1) на базе структурных подразделений образовательных и научных организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность (клиник);
2) на базе медицинских организаций, в которых располагаются структурные подразделения образовательных организаций (клинической базе);
3) на базе организаций-производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, в которых располагаются структурные подразделения образовательных организаций.

Организация практической подготовки медицинских и фармацевтических работников осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и медицинской организацией либо организацией-производителем лекарственных средств и медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением и иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья граждан. Данный договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся и работников образовательных организаций в медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, участия работников медицинских организаций, организаций-производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, в образовательном процессе.

Практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, организуется для государственной или муниципальной образовательной и научной организации на безвозмездной основе.

Участие обучающихся по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам в оказании медицинской помощи гражданам и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с образовательными программами под контролем работников образовательных и научных организаций, несущих ответственность за проведение практической подготовки и состоящих в трудовых отношениях с организациями, на базе которых осуществляется практическая подготовка, в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования определяется Минздравсоцразвития России.
При оказании медицинской помощи в рамках практической подготовки медицинских работников пациент должен быть предварительно проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от оказания ему медицинской помощи с участием обучающихся. Медицинская организация не вправе отказать такому пациенту в оказании ему медицинской помощи в установленном порядке без участия обучающихся.

До вступления в силу положений статьи 65 проекта Федерального закона, предусматривающих прохождение медицинскими и фармацевтическими работниками процедуры аккредитации:
1) право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и сертификат специалиста, а также лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах и допущенные к медицинской деятельности в порядке, установленном подпунктом 5 настоящей части;
2) право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и сертификат специалиста, а также лица, имеющие право на занятие медицинской деятельностью и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, а также лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах и допущенные к фармацевтической деятельности в порядке, установленном подпунктом 5 настоящей части;
3) лица с высшим медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности по профилю полученной специальности после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и при наличии сертификата специалиста;
4) лица со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности по профилю полученной специальности после подтверждения своей квалификации в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и при наличии сертификата специалиста;
5) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после признания и установления в Российской Федерации эквивалентности имеющихся у них документов об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования, сдачи специального экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и при наличии сертификата специалиста.

Действие сертификата специалиста сохраняется в течение 5 лет со дня его выдачи. Форма и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливается Минздравсоцразвития России.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
1) совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
2) развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
3) наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. предусматривает повышение качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров за счет:
1) разработки комплекса мероприятий для подготовки специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием согласно государственным приоритетам;
2) совершенствования целевой формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и администрацией субъекта Российской Федерации с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных социальных гарантий;
3) создания учебно-научно-клинических комплексов, объединяющих образовательные учреждения (медицинский вуз, училище), профильные научно-исследовательские институты и клинические базы;
4) оптимизации правовых и экономических взаимоотношений между медицинскими образовательными учреждениями и лечебно-профилактическими учреждениями в рамках создания единой клинической базы;
5) развития информатизации обучения в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях: формирование электронных библиотек и справочно-информационных баз данных, внедрение информационных технологий и систем менеджмента качества в образовательный процесс;
6) совершенствования системы непрерывного медицинского образования:
- пересмотра образовательных стандартов высшего профессионального образования (5–6 лет обучения с выдачей диплома и предоставлением права профессиональной деятельности по специальностям общего профиля);
- ранжирования длительности ординатуры (1–2 года – для врачей терапевтических специальностей, 3–5 лет – для врачей хирургических специальностей) в учреждениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, с выдачей документа государственного образца и предоставлением права профессиональной деятельности по одной из специальностей);
- формирования и внедрения системы персональных допусков к отдельным видам медицинской деятельности;
- развития государственных программ международного обмена в рамках профессионального совершенствования медицинских работников; государственная поддержка перекрестных стажировок студентов и специалистов в ведущих клиниках мира и иностранных учащихся – в ведущих клиниках Российской Федерации;
- совершенствования подготовки управленческих кадров в здравоохранении и специалистов кадровых служб медицинских организаций, основанных на современных принципах управления качеством и стандартизации, многопрофильных профессиональных знаниях (юридических, экономических, психологических, социологических и др.) и навыках управления кадрами;
- разработки системы страхования ответственности медицинских работников на случай ошибки и при наличии степени риска медицинского вмешательства, а также личного страхования в случае, когда исполнение служебных обязанностей сопряжено с угрозой для жизни и здоровья;
- разработки единых критериев формирования профессионального сообщества по медицинским специальностям (группам специальностей), развитие механизмов их участия в разработке стандартов оказания медицинской помощи, клинических протоколов, в лицензировании медицинской деятельности и сертификации специалистов;
- совершенствования работы аппарата главных внештатных специалистов с участием специалистов субъектов Российской Федерации, руководителей профильных научных организаций, ведущих ученых, представителей профессиональных обществ и ассоциаций и др.;
- повышения роли научных, экспертных и консультативных органов; развитие медицинских профессиональных обществ и ассоциаций.

Уже в 2010–2015 гг. планируется достичь:
- подготовки медицинских специалистов, соответствующих новым требованиям к профессиональной медицинской деятельности; соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1:3–5;
- внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение» и федеральных государственных требований к последипломному медицинскому образованию (в том числе интернатура, ординатура и др.);
- разработки и внедрения реестра образовательных медицинских учреждений, осуществляющих послевузовское и дополнительное профессиональное образование, включающего перечень медицинских специальностей и персональных допусков к видам медицинской деятельности;
- апробации системы допуска к осуществлению медицинской деятельности;
- оптимизации системы непрерывного медицинского образования;
- формирования системы профессионального роста;
- разработки и введения в действие механизмов реализации прав работников системы здравоохранения на страхование в случаях, когда исполнение обязанностей связано с угрозой их жизни и здоровью;
- создания системы страхования профессиональной ответственности на случай ошибки и при наличии риска в связи с медицинским вмешательством;
- создания условий для развития профильных секций аппарата главных внештатных специалистов, научных, экспертных и консультативных органов, профессиональных обществ и ассоциаций, повышения их роли и ответственности за состояние и развитие системы здравоохранения.

Рисунки см. в приложении


Специалистам здравоохранения