О нормативно-правовых основах проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований

 3818

О нормативно-правовых основах проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований
Н.А. Веселова, А.Н. Шаронов, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Управление организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению

.
С 25.11.2012 вступило в силу Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152. Данным Положением на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения возложено осуществление государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в т. ч. путем проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

В статье представлена информация о нормативно-правовых основах проведения данных проверок, приведены перечни основных нормативных правовых документов, устанавливающих порядок проведения соответствующего вида медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.



О нормативно-правовых основах проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований

Вступившим в силу с 25.11.2012 Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152, установлено, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем проведения проверок, в т. ч. соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. Осуществление данной функции нормативными правовыми документами возложено на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

До изменений, внесенных в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323) постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 №413 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», на Росздравнадзор был возложен контроль за:

- порядком производства медицинской экспертизы;
- порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов;
- осуществлением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Таким образом, Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152, а также изменениями, внесенными в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323, полномочия Росздравнадзора были существенно расширены, что потребовало изучения нормативных правовых документов, регламентирующих порядки проведения медицинских экспертиз, и, особенно, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований как новых видов контрольно-надзорной деятельности Росздравнадзора.

Существующие виды медицинских экспертиз и медицинских освидетельствований определены в главе 7 («Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование») Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». К ним относятся:

а) медицинские экспертизы:
•    экспертиза временной нетрудоспособности;
•    медико-социальная экспертиза;
•    военно-врачебная экспертиза, в т. ч. независимая военно-врачебная экспертиза;
•    судебно-медицинская экспертиза;
•    судебно-психиатрическая экспертиза;
•    экспертиза профессиональной пригодности;
•    экспертиза связи заболевания с профессией;
•    экспертиза качества медицинской помощи, которую можно разделить на два подвида:
- экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, которая проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») ;
- экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании ;
б) медицинские освидетельствования:
•    освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
•    психиатрическое освидетельствование;
•    освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
•    освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации, к которым относятся:
•    освидетельствование  кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители;
•    освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции;
•    освидетельствование на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации;
•    освидетельствование детей, передаваемых на воспитание в семью;
•    освидетельствование несовершеннолетних, содержащихся и обучающихся в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием;
•    освидетельствование осужденных к лишению свободы; лиц, находящихся в местах лишения свободы;  подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
•    освидетельствование отдельных категорий лиц, в т. ч. поступающих на определенные виды государственной гражданской и военной службы;
•    освидетельствование судоводителей индивидуальных маломерных судов.

Статьей 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены следующие виды медицинских осмотров:
•    профилактический;
•    предварительный;
•    периодический;
•    предсменный, послесменный;  
•    предрейсовый, послерейсовый.

Кроме того, существует ряд медицинских осмотров, касающихся отдельных категорий и профессиональных групп граждан, к ним относятся следующие виды медицинских осмотров:
•    предполетный и послеполетный;
•    несовершеннолетних, в т. ч. при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом;
•    для допуска к занятиям физической культурой и к участию в массовых спортивных соревнованиях;
и ряд других.

Таким образом, Росздравнадзор уполномочен осуществлять проверки соблюдения более 25 видов медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Исполнение данной функции осуществляется должностными лицами Росздравнадзора и его территориальных органов посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований субъектами производства медицинских  экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Задачей проверок является проведение оценки соответствия порядка проведения соответствующего вида медицинской экспертизы, медицинского осмотра и медицинского освидетельствования обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом основными законодательными и нормативными правовыми актами, использующимися при проведении проверок, являются:

- Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323;
- постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»;
- Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152.
Кроме того, в таблицах 1, 2 и 3 (приложение к настоящей статье) представлены перечни основных законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения соответствующего вида медицинской экспертизы, медицинского освидетельствования и медицинского осмотра (по состоянию на 1 ноября 2013 г.).

Порядок проведения контрольного мероприятия устанавливается Административным регламентом. В настоящее время действует Административный регламент Росздравнадзора по исполнению государственной функции по контролю за порядком производства медицинской экспертизы, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 07.11.2011 №1330н.

В ходе контрольного мероприятия проверяются:

- правомочность осуществления проверяемым лицом соответствующего вида медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований (наличие лицензии на право осуществления соответствующей работы (услуги); наличие соответствующей профессиональной подготовки  у медицинского персонала) ;
- ведение учетно-отчетной медицинской документации;
- соблюдение проверяемым лицом порядка производства соответствующего вида медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
- порядок работы врачебной комиссии проверяемого лица;
- наличие необходимого медицинского оборудования.

В настоящее время сотрудниками Росздравнадзора разработан проект Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, который находится на утверждении в Минздраве России.

Проектом Административного регламента устанавливаются:

- права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля;
- права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю;
- порядок информирования об исполнении государственной функции;
- сроки исполнения государственной функции;
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и требования к порядку их выполнения, в т. ч. планирование проведения мероприятий по контролю, принятие решений о проведении мероприятий по контролю, проведение мероприятий по контролю,  оформление результатов проверки, принятие мер по результатам мероприятий по контролю;
- порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;
- порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок за полнотой и качеством исполнения государственной функции;
- ответственность должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов за решения и действия (бездействие), принимаемые ими в ходе исполнения государственной функции;
- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц, исполняющих государственную функцию;
- права заявителей на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращений;
- сроки рассмотрения обращений;
- порядок составления акта проверки;
- алгоритм принятия мер по результатам мероприятий по контролю.

Заключение

Таким образом, деятельность Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в настоящее время в основном регламентирована.

Вместе с тем требует утверждения приказом Минздрава России разработанный проект Административного регламента Росздравнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований с его последующей регистрацией в Минюсте России.

Кроме того, отдельные нормативные правовые акты, устанавливающие порядки проведения соответствующих видов медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, требуют актуализации и приведения их в соответствие с нормами  Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».



Специалистам здравоохранения