О деятельности Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения

О деятельности Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения

 3397

О деятельности Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения
В.С. ФИСЕНКО, к.ф.н., начальник управления, Н.И. РОГИНКО, заместитель начальника управления, Г.А. ПЕТРОЧЕНКОВ, заместитель начальника управления, Управление контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора


В статье приведена структура Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора, даны основные направления его деятельности, сформулирована основная цель, а именно: получение оперативной информации в рамках контроля за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья при реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи; анализ и оценка результатов реализации мероприятий; выявление проблем для принятия соответствующих управленческих решений.


Создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам РФ с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.

Основной целью Росздравнадзора является защита прав и интересов граждан России в сфере здравоохранения посредством контроля за соблюдением законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности в сфере здравоохранения.

Приказом Росздравнадзора в июле 2009 г. на базе отдела по контролю за реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и координации деятельности территориальных органов создано Управление мониторинга реализации государственных программ. С 01.07.2013 оно было преобразовано в Управление контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения.

В настоящее время в состав Управления входят 4 отдела:

- отдел мониторинга и государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты;
- отдел государственного контроля за реализацией программ лекарственного обеспечения населения;
- отдел мониторинга, анализа и отчетности;
- отдел государственного контроля за реализацией мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

К основным направлениям деятельности Управления относятся:

- мониторинг цен и ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в медицинских организациях и аптечных учреждениях (осуществляется с мая 2009 г.);
- контроль за реализацией льготного лекарственного обеспечения (обеспечение населения льготными лекарственными препаратами в рамках государственной социальной помощи, а также по программе семи высокозатратных нозологий) (осуществляется с 2005 г.);
- контроль за реализацией мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (осуществляется с 2006 г.);
- контроль за итогами реализации программы модернизации здравоохранения (осуществляется с 2011 г.), в т. ч. за эффективным использованием медицинского оборудования.

В связи с тем, что сотрудниками Управления с 2013 г. осуществляется контроль за достижением индикаторов «дорожных карт» и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, появилась необходимость в создании Отдела мониторинга, анализа и отчетности.

Таким образом, основная цель в деятельности Управления -- получение оперативной информации в рамках контроля за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья при реализации указанных мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи; анализ и оценка результатов реализации мероприятий; выявление проблем, связанных с реализацией мероприятий для принятия соответствующих управленческих решений.

Контроль за реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения

Контроль за реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения осуществлялся по следующим направлениям:

- контроль за организацией и проведением пренатальной (дородовой) диагностики;
- контроль за организацией проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью;
- контроль за организацией проведения диспансеризации прибывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- контроль за проведением субъектами РФ мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов B и C, выявлению и лечению больных ВИЧ-инфекцией;
- контроль за реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий;
- контроль за реализацией мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;
- контроль за реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- контроль за реализацией мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака;
- контроль за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья при организации и проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения;
- контроль за реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению информационных систем в здравоохранение;
- контроль за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья при организации и проведении иммунопрофилактики инфекционных болезней;
- контроль за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья при организации обеспечения населения РФ высокотехнологичной медицинской помощью;
- контроль за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья при реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями;
- контроль за эффективностью использования медицинского оборудования, поставленного в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и программ модернизации здравоохранения субъектов РФ.

Контроль за реализацией программы модернизации в сфере здравоохранения

В 2010 г. правительством РФ принято решение о направлении дополнительных средств на модернизацию системы здравоохранения. Программа модернизации здравоохранения проводилась с 2011 по 2013 г.

В течение 3 лет происходило усовершенствование нормативной правовой базы. Так, 24.12.2012 вышло распоряжение Правительства РФ №2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"», 28.12.2012 -- распоряжение Правительства РФ №2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения"».

В рамках оперативного исполнения мероприятий модернизации решались три задачи: укрепление материально-технической базы медицинских организаций; внедрение современных информационных систем в здравоохранение; внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами-специалистами, профилактические осмотры.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №323, и в соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ от 22.06.2011 №607 и от 24.04.2012 №397 осуществляла контроль за реализацией мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, и государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение.

С 2014 г. распоряжениями Правительства РФ от 15.10.2013 №1873-р «Об утверждении распределения субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по строительству перинатальных центров» и от 09.12.2013 №2302-р «Об утверждении Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации» реализация программы модернизации здравоохранения продолжается в части мероприятий по строительству перинатальных центров. В реализации этого мероприятия принимают участие 29 субъектов Российской Федерации.

С 2014 г. в соответствии с поручениями президента РФ от 16.01.2014 №Пр-78, председателя правительства РФ от 31.01.2014 №ДМ-П12-719 Управление продолжает осуществлять мониторинг и контроль за эффективностью использования медицинского оборудования, поставленного в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и программы модернизации здравоохранения.

При проведении контрольных мероприятий за реализацией мероприятий приоритетного национальногго проекта в сфере здравоохранения и программы модернизации здравоохранения отмечается, что в ряде регионов отсутствовал должный контроль со стороны органов исполнительной власти регионов за реализацией региональных программ модернизации здравоохранения на всех уровнях: от администрации субъекта РФ до органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, и, как следствие этого, мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций и внедрению информационных систем в здравоохранение не завершены в полном объеме.

Мониторинг ценовой и ассортиментной доступности жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Обеспечение ценовой доступности ЛС на современном этапе является одной из основных задач государственной политики в сфере лекарственного обеспечения населения.

Введение в 2010 г. государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты позволило урегулировать проблему доступности данной категории лекарственных препаратов.

Контроль за реализацией программы льготного лекарственного обеспечения (контроль за обеспечением населения льготными лекарственными препаратами в рамках государственной социальной помощи, а также по программе семи высокозатратных нозологий)

Реализация программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан началась с 2005 г. Впервые из федерального бюджета было выделено столь значительное финансовое обеспечение. Жизненно важные ЛС для многих пациентов стали более доступны, по ряду нозологических форм существенно улучшилось качество жизни пациентов.

Программа оказала серьезное влияние на развитие фармацевтического рынка в целом.

Работа по совершенствованию лекарственного обеспечения населения продолжается в рамках утвержденной Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 г.

В рамках контроля за реализацией органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий по организации обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми ЛС Росздравнадзором осуществляется мониторинг показателей льготного лекарственного обеспечения и проведение проверок непосредственно в местах предоставления медицинской и лекарственной помощи (медицинские и аптечные организации), органах управления здравоохранением субъектов РФ.

Одним из количественных показателей, на основании которого можно провести оценку полноты и качества осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий по льготному лекарственному обеспечению, является количество обращений граждан. Отслеживание динамики обращений по этому вопросу также входит в задачу Управления.

С целью оптимизации контрольной деятельности территориальных органов Росздравнадзора в 2013 г. сотрудниками Управления проведены методологические рабочие совещания по технике проведения проверок, оформления результатов проверок.

Также в рамках организационно-методических мероприятий изданы «Практические рекомендации о порядке осуществления контроля за организацией проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения государственными гражданскими служащими Росздравнадзора»; «Практические рекомендации по организации контроля за реализацией мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по направлению “Профилактика, выявление и лечение лиц, инфицированных ВИЧ и гепатитами B и C в субъектах Российской Федерации государственными гражданскими служащими”», «Методические рекомендации по осуществлению государственного контроля за организацией проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством последующего оказания медицинской помощи таким категориям детей».

С целью контроля за реализацией задач, возложенных на Росздравнадзор, Управлением продолжается проведение мониторинга и осуществление контрольных мероприятий, а также оказание организационно-методической помощи территориальным органам Росздравнадзора в виде информационных писем и практических рекомендаций.

Приоритетным направлением в деятельности Управления в настоящее время является контроль за соблюдением условий реализации прав граждан в сфере охраны здоровья в рамках контроля за реализацией территориальных программ государственных гарантий в субъектах РФ.



Специалистам здравоохранения