Недобросовестные поставщики: внимание, опасность!

 12569

Недобросовестные поставщики: внимание, опасность!

Деятельность большинства компаний предполагает не только предоставление, но и приобретение различных товаров и услуг. А для этого необходимо взаимодействовать с другими юридическими лицами – поставщиками.

Даже в небольшой компании количество поставщиков исчисляется десятками, а в крупной – сотнями, а иногда и тысячами.

В такой ситуации далеко не всегда у представителей компании есть возможность лично встретиться с руководителем и главным бухгалтером поставщика, часто обмен документами с поставщиком осуществляется посредством электронной почты или через курьера. Нередки случаи, когда поставщик предлагает заключить договор не напрямую, а через посредника, объясняя это определенными коммерческими причинами или просто удобством. Однако в подобных случаях возрастает риск того, что вашим контрагентом окажется так называемый «недобросовестный» поставщик.

В результате взаимодействия с таким поставщиком у компании могут возникнуть неприятности в налоговой сфере. Последствия претензий налоговых органов для компании могут быть достаточно серьезными: в лучшем случае придется потратить силы и средства на спор с налоговой инспекцией, в худшем – отстоять свою позицию не удастся и придется доплатить налоги (НДС и налог на прибыль), пени и даже штраф.

В последнее время при проведении налоговых проверок претензия по поводу недобросовестности поставщика является самой распространенной из всех претензий налоговых органов к налогоплательщикам. И если раньше налоговые инспекторы проверяли поставщиков только по нетипичным или крупным сделкам, то теперь они стараются проверить как можно больше контрагентов налогоплательщика на предмет их «добросовестности».

Какой же поставщик может быть признан налоговым органом недобросовестным?

Наиболее распространенной причиной, по которой представители налоговых органов могут обвинить организацию в недобросовестности, является то, что она не сдает либо перестала сдавать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, не уплачивает налоги либо уплачивает их в минимальном размере. Эту информацию налоговым органам довольно легко получить из внутренних источников.

Часто налоговые инспекторы обосновывают  «недобросовестность» тем, что учредитель, генеральный директор и/или бухгалтер поставщика являются «множественными», т.е. выполняют указанные функции в нескольких – от 5 до 100 и более – компаниях; порой они вообще отказываются признавать свою связь с компанией и факт подписания первичных документов в рамках взаимоотношений с данной компанией. Последняя претензия наиболее чревата последствиями.

О «недобросовестности», по мнению налоговых инспекторов, могут также свидетельствовать отсутствие поставщика по юридическому адресу, а также тот факт, что такой адрес является адресом так называемой «массовой» регистрации либо вообще не существует.

Нередко представители налоговых органов пытаются указать на то, что поставщик не имел возможности выполнить условия сделки, поскольку, например, из анализа уставных документов и выписок банка поставщика следует, что конкретная сделка не является профильной, либо у поставщика отсутствуют основные средства, необходимые офисные и складские помещения, либо единственным работником является генеральный директор и т.п.

И хуже всего для компании, если налоговый инспектор вдруг выяснит, что ее контрагент вообще не может выступать как юридическое лицо, поскольку не зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Несмотря на то что все перечисленные претензии касаются поставщиков, а не самой компании-налогоплательщика, проблемы могут возникнуть именно у последней! Как же избежать предъявления подобных претензий или, по крайней мере, обеспечить защиту своей позиции в возможном споре?

Прежде всего перед заключением договора необходимо запросить у контрагента документы, подтверждающие статус юридического лица, а именно: выписку из ЕГРЮЛ, устав и учредительный договор, свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на налоговый учет.

В этих целях можно использовать информацию и из открытых источников, так, вам могут быть полезны следующие ссылки:
- http://egrul.nalog.ru/fns/index.php - здесь можно найти данные о регистрации юридических лиц (т.е. убедиться, что соответствующая организация существует, и посмотреть ее адрес, ИНН и т.д.);
- http://search.vestnik-gosreg.ru/fz83 - здесь можно узнать о том, не принято ли в отношении поставщика решение об исключении его из ЕГРЮЛ как недействующего;
- http://service.nalog.ru:8080/addrfind.do - здесь можно посмотреть, не зарегистрирован ли поставщик по адресу «массовой» регистрации.

Также очень важно располагать документами (копиями), подтверждающими назначение и полномочия должностных лиц поставщика, а также подписи этих должностных лиц. Как правило, это документ о назначении генерального директора поставщика (протокол собрания участников (акционеров), протокол заседания совета директоров и пр.), приказ о назначении главного бухгалтера поставщика, карточка из банка с образцами первой и второй подписей.

Если деятельность контрагента подлежит лицензированию, то целесообразно проверить наличие у поставщика соответствующей лицензии, запросить ее копию.
Помимо указанных, желательно также располагать следующими документами (копиями):

  • бухгалтерской отчетностью поставщика (Формы №1 и 2), например, за отчетный период, предшествующий заключению договора;
  • налоговыми декларациями поставщика (хотя бы по НДС, налогу на прибыль и ЕСН) или справкой из бухгалтерии поставщика, подтверждающей, что все налоговые обязательства поставщиком исполнены, задолженности перед бюджетом нет.

Особое внимание следует уделить документам, фактически подтверждающим проведение соответствующих хозяйственных операций (договоры, счета, иные первичные документы).
Конечно, указанный перечень может показаться излишне длинным, но, как свидетельствует судебная практика, наличие соответствующих документов в значительной степени усиливает позицию налогоплательщика и позволяет опровергнуть аргументы налогового органа относительно неосмотрительности  его действий.

Если компания, следуя нашим рекомендациям, примет меры по изучению «личного дела» поставщика, то, скорее всего, она просто не вступит во взаимоотношения с «недобросовестным» поставщиком, и поэтому к ней не будут обращены претензии налоговых органов. А если такие претензии и появятся, то компания сможет защитить свою позицию, основываясь на том, что она проявила должную осторожность и осмотрительность при выборе своих поставщиков.


Ключевые слова: маркетинг менеджмент

Специалистам здравоохранения