Налоговая политика на трехлетнюю перспективу: QUO VADIS?

 6272

Налоговая политика на трехлетнюю перспективу: QUO VADIS?
В мае 2012 г. правительство РФ одобрило «Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.» («Основные направления»). Положения документа позволяют сделать четкие выводы о курсе налоговой реформы. Ключевые вопросы, по которым Министерство финансов РФ (Минфин) предлагает внести поправки в налоговое законодательство, касаются противодействия уклонению от налогообложения. При этом Минфин заготовил и несколько подарков для налогоплательщиков: предлагается введение механизма распределения расходов по группе компаний, освобождение движимого имущества от налога на имущество организаций. Что касается ставок социальных взносов, уплачиваемых работодателями, Минфин предлагает их не повышать. Мы остановимся на некоторых наиболее важных, на наш взгляд, предложениях Минфина по совершенствованию налоговой реформы на трехлетний период.  

Ключевые изменения для бизнеса

Прежде всего, Минфин предлагает ввести в России правила контролируемых иностранных компаний («КИК»). Они заключаются в том, что нераспределенный доход иностранной контролируемой компании может рассматриваться в целях налогообложения как доход ее владельца (т.е. материнской компании). Таким образом, перераспределение прибыли в офшоры для такой материнской (холдинговой) компании теряет смысл, т.к. совокупная прибыль все равно будет обложена налогом в стране местонахождения холдинга. Данные правила обычно предусматривают ряд исключений. Например, компания может не подпадать под правила КИК, если регулярно распределяет дивиденды или  осуществляет активную предпринимательскую деятельность (по отношению к внешним контрагентам, а  не только внутри группы). В Основных направлениях Минфин лишь обозначил необходимость введения правил КИК, не уточнив, как именно будет выглядеть данный режим.
Параллельно с введением правил КИК Минфин предложил ввести в налоговое законодательство понятие налогового резидентства для юридических лиц. Минфин указал, что действующее налоговое законодательство не использует термин «юридическое лицо – налоговый резидент РФ», употребляя вместо него определение «российская организация». Данное определение, по мнению Минфина, является очень узким, и главный его недостаток состоит в том, что оно не учитывает как экономическую связь между организацией и ее учредителями, так и связь между организацией и ее дочерними компаниями. Поэтому предлагается внести в налоговое законодательство понятие налогового резидентства на основе соответствия определенным критериям.  Отметим, что в международной практике для определения резидентства используется критерий места управления/места расположения фактического руководящего органа организации. Вероятнее всего, Минфин возьмет за основу именно этот критерий, что позволит взимать налог с доходов компаний, фактически управляемых из России.

Также Минфин предложил ввести понятие фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что, по его мнению, станет инструментом противодействия уклонению от налогообложения в международных налоговых отношениях, в частности, при использовании льгот по действующим соглашениям об избежании двойного налогообложения. Говоря о признаках фактического получателя дохода, фискальные органы традиционно апеллируют к его возможности определять дальнейшую экономическую судьбу дохода. Вполне возможно, что такой подход ляжет в основу нового понятия.

В целом перед законодателями стоит непростая задача: слишком общее определение оставит почву для различных интерпретаций и увеличит вероятность споров с налоговыми органами, а слишком узкое – не позволит охватить все многообразие международных отношений в налоговой сфере. В этой связи законодателям целесообразно обратиться к международному опыту, например, к документу ОЭСР, направленному на выработку данного определения.

Рассмотренные выше предложения Минфина свидетельствуют о серьезных намерениях фискальных органов в отношении уклонения от налогообложения, в т.ч. с использованием офшорных компаний.

Вместе с тем Минфин проявил заботу о российских налогоплательщиках, в частности, предложил установить возможность учета расходов, понесенных одной компанией группы, в пользу всех компаний группы. Часто одна из компаний группы (как правило, холдинг) осуществляет  масштабные затраты, например, на НИОКР, на приобретение различных услуг, результаты которых используются в деятельности компаний всей группы. Минфин предложил предоставить налогоплательщикам право заключать соглашения о распределении расходов, устанавливающие основные принципы такого распределения.

Также хотелось бы положительно оценить предложение Минфина об освобождении от налога на имущество движимого имущества организаций. Что касается еще одной важной темы – социальных взносов, – предполагается сохранение в 2014 г. ставок страховых взносов на уровне 2013 г.: 30% с базовой суммы и 10% сверх базовой суммы – для начисления взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Важные изменения для физических лиц

В последнее время активно обсуждается концепция «налога на роскошь». Идут споры о том, что именно является роскошью, по каким ставкам ее облагать, кто будет оценивать стоимость предметов роскоши и т.д. В Основных направлениях Минфин дал некоторые ориентиры. В отношении дорогой недвижимости ставку налога предлагается установить в размере от 0,05 до 0,3%. По максимальной ставке будет облагаться недвижимость стоимостью свыше 300 млн. руб., при этом по дорогостоящей недвижимости налоговая ставка будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником – организация или физическое лицо.

В отношении дорогих транспортных средств предлагается следующее: с 2013 г. минимальная ставка транспортного налога составит 300 руб. с 1 л.с. для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с., а также будет увеличена в 5 раз ставка налога для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт.
Следует отметить, что идея налога на роскошь заимствована из опыта зарубежных стран. Так, во Франции с 80-х годов действует специальный налог на богатство (ставка налога варьируется в пределах 0,25–0,5%). В этой стране налогообложению подлежат все активы гражданина, включая имущество, банковские счета, ценные бумаги. При этом состояние налогоплательщика должно превышать порог, который в 2012 г. составил 1,3 млн. евро. Для сравнения: богатыми в Испании признаются обладатели состояния стоимостью свыше 700 000 евро, а ставка налога составляет от 0,2 до 2,5%. В ряде других стран нет специального налога на богатство, но акцизами либо налогом с продаж облагаются некоторые виды товаров класса «люкс» – автомобили, яхты, частные самолеты, драгоценности. А в Китае налог на потребление берется даже с косметики. В ряде стран налогообложение для  состоятельных лиц реализовано в виде прогрессивной шкалы подоходного налога, который может достигать 55% при определенном уровне дохода.

Итак, основные направления задали общий курс российским налоговым реформам. Дело за реализацией предложенных планов. Обращение к мировому опыту позволит российским законодателям не совершать ненужных ошибок и сохранить конкурентоспособность России на мировой арене. Привлекательность и предсказуемость налоговых правил – важные составляющие инвестиционного климата, для улучшения которого России  предстоит еще многое сделать.


Специалистам здравоохранения