Модели взаимодействия и общения врача и пациента

Модели взаимодействия и общения врача и пациента

 1262

Модели взаимодействия и общения врача и пациента

Журнал "Ремедиум Приволжье" №4-5, 2018


Общение – древнейшее искусство в человеческой культуре. Особое значение процесс общения приобретает в медицине, предусматривающей близкий контакт личностей. Исторически сложилось так, что врач занимает доминирующее положение в отношениях с пациентом и самостоятельно выбирает методы диагностики и лечения. Такой статус определяет высокую личную ответственность за результаты и последствия лечения. Но сегодня грамотно построенные взаимоотношения врача и пациента открывают возможности распределения ответственности и повышения эффективности лечения. В последние годы произошли изменения в общении и в отношениях. На основании Конвенции о правах человека и биомедицине (Страсбург, 2005) пациенты получили право участвовать в процессе диагностики и лечения, поэтому они стремятся к открытому диалогу с врачами. Пациенты хотят, чтобы к ним относились как к личности, способной сделать разумный выбор.

Острота проблемы в общении врача и пациента растет от того, что технизация медицины становится разделяющей стеной, превращая зачастую врача в биотехнолога. Б Лаун в предисловии к книге Н. Казинса «Сердце врача» пишет: «Научно-технический прогресс создает кибернетический парадокс – чем меньше врач умеет делать сам, тем больше он полагается на аппаратуру». Наука движется вперед, а психологическая реальность, человеческая природа остаются стабильными, увеличивая изначальное расхождение между наукой и этикой. Наука отрицает прошлое, а творчество сохраняет и продолжает его. Врач, как представитель науки, не довольствуется общими положениями, а добивается однозначных ответов. «Наука может объяснить, как размножается вирус, но не может ответить, почему пролилась слеза», – пишет Б. Лаун.

В большинстве случаев при оказании помощи медицинские работники имеют дело не только с заболеванием, но и с психосоциальными проблемами пациентов. Необходимо затратить достаточно много усилий, чтобы понять, как лучше справиться с проблемами с медицинской и с социальной точек зрения, так как они неизбежно будут составлять изрядную долю в запросах пациентов независимо от того, будут ли врачи рассматривать эти проблемы как присущие получению медицинской помощи или не являющиеся таковыми.

A.B. Решетников

Качеству общения учиться и... учиться

Общение во врачебной практике остается основой эффективного лечения, как бы стремительно не развивались наука и технологии в клинической медицине и хирургии. Пациент становится более грамотным, разборчивым и требовательным. А врач приближается к образу квалифицированного специалиста, имеющегося в сознании пациента. В Эдинбургской декларации Всемирной федерации медицинского образования обозначено, что у каждого пациента должна быть возможность встретить в лице врача внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста. Поэтому общение и взаимодействие между врачом и пациентом остается центральным звеном в достижении удовлетворенности пациента и врача лечебным процессом. 

Качество общения (коммуникации) – это профессиональное умение, мастерство, которому необходимо учиться и постоянно совершенствовать. В обществе меняются идеалы и лозунги культуры, меняются критерии личного выбора, снижается степень интеллекта и духовности, вызывая нередко в человеке «саморазрушающее поведение» (пьянство, наркомания, депрессия и суицид). Врачу довольно часто приходится иметь дело с личностями с «тенью саморазрушения», для общения с такими людьми особенно необходимы навыки общения, снимающего барьеры неверия. И в целом установление добрых отношений между врачом и пациентом, облегчение самораскрытия за счет устранения формальноролевого взаимодействия и установления межличностного общения снижает барьеры, изначально существующие между врачом и пациентом. Фильтр «доверие – недоверие» приводит к тому, что абсолютно искренняя информация может оказаться невоспринятой, а ложная – усвоенной. Со стороны врача существование «фильтра» при общении с пациентом зачастую связано с предвзятым отношением к этому пациенту, склонностью доверять одним жалобам и не принимать во внимание другие. Все эти факторы вызывают селективность в восприятии информации и «деформацию» при оценке полученной информации.

Существование «фильтра» со стороны пациента обусловлено рядом определенных представлений о методах оперативного лечения, через призму которых пациент оценивает все предлагаемые ему назначения и рекомендации.

Для преодоления этого барьера необходимо:

  • особое внимание уделить первой встрече с пациентом и в первой же беседе составить представление о его потребностях;
  • предоставить пациенту возможность высказать свои претензии и пожелания;
  • найти способы вызвать у пациента доверие к себе и выбранному способу лечения. 
Показателем эффективности общения врача с пациентом является уровень доверия пациента, насколько врач сумел изменить патологические установки пациента. Все это возможно только при условии успешного преодоления барьеров, возникших в общении.

Межличностный контакт 

Сегодня, когда в нашу жизнь вошла инструментальная медицина и новые методы обследования (эндоскопические, ультразвуковые, компьютерная томография, МРТ и т. д.), повысились требования к словестной форме коммуникации врача. Действительно хороший результат в медицине дает сочетание искренних человеческих отношений с чудесами научно-технического прогресса. Общение врача, в профессиональном смысле, – это искусство с его положительной эмоциональной и моральной направленностью. А для этого технически оснащенный врач должен не только уметь, но и любить общаться с пациентами, слушать их. Без искусства человеческого общения невозможно добиться системного подхода к охране здоровья. Правильно написал в 1991 году лауреат Нобелевской премии по химии Н. Казинс в своей книге «Анатомия болезни»: «Медицина, взявшая на вооружение системный подход к здоровью, опирается на теплоту человеческих контактов, а не на холод аппаратуры». Профессия врача – не только выполнение манипуляций. Он должен стать тем, кем должен быть, носителем интеллигентности, лидером, который формирует общество. Как гласит древнекитайская пословица, «Сомневаться – неудобно, быть уверенным – смешно». Когда врачи принимают решение вместе с пациентами, они должны уметь делиться своими сомнениями. Обманутые ожидания не способствуют плодотворному сотрудничеству, и поэтому в отношениях между врачом и пациентом основными факторами были и остаются вопросы доверия, сотрудничества и открытости.

Из прошлого в будущее

Ввиду ряда культурно-исторических причин патернализм в России прочно вошел в медицинскую практику. Поэтому избавиться от патерналистских установок общественного сознания за 30–40 лет просто невозможно. Портрет современной российской медицины определяют два фактора – демократические и рыночные преобразования в обществе и связанная с ними реформа здравоохранения. При этом поливариантность выбора является достаточно новой схемой как для пациентов, так и для медицинских работников. На смену патерналистской модели взаимоотношений приходят контактная и коллегиальная модели взаимоотношений между врачом и пациентом. При этом принципиальным является автономия пациента.

В любом межличностном общении можно встретить конфликтные ситуации, структурными компонентами которых являются: объект и предмет, личности оппонентов – активных участников конфликта, места жительства, условия работы и жизни, обстановка социального взаимодействия, цели деятельности, стратегия и тактика противодействия, потребности и интересы. В современном мире конфликты встречаются почти на каждом шагу и, к сожалению, являются нормой жизни.

Ведущие отечественные исследователи в области регулирования конфликтов А. Анцупов и С. Баклановский называют следующие основные принципы управления конфликтом:

компетентность – вмешательство в развитие конфликтной ситуации должно осуществляться людьми с требуемой теоретической подготовкой и соответствующим опытом (психологом, юристом, медиатором);
радикальность – степень вмешательства специалиста в конфликт не должна превышать глубины знаний вопроса (некий аналог профессиональной медицинской заповеди «не навреди»);
сотрудничество и компромисс – предпочтительнее сделать так, чтобы способы разрешения спора были наименее конфликтными, не допускающими их активного противостояния. Сотрудничесво и компромисс имеют особое значение именно для медицины, поскольку действия врача и пациента по природе своей изначально объединены общей мотивацией – восстановлением здоровья.

Поскольку пациент стал играть все более активную роль в лечебном процессе, имея, в частности, права на участие в принятии решений о выборе методов лечения и/или обследования вплоть до отказа от лечения, то это предполагает его информативность. Соответственно, возрастает роль медицинской информативности пациента (в первую очередь о своем заболевании/ своих заболеваниях), которая является результатом взаимодействия, получаемого им по различным социально легитимированным каналам – от медицинских работников, из средств массовой информации, от своих родных и знакомых, из научно-популярной литературы и других источников. Следовательно, на своевременном этапе лечебный процесс предполагает не только ответственные личные решения пациента (которые в значительной мере базируются на его информативности), но и учет врачом при структурировании взаимоотношений с пациентом (наряду с признанием изменившегося статуса пациента) степени и направленности информированности последнего.


Для оптимизации взаимодействия врача и пациента, а также повышения удовлетворенности больных лечебным процессом необходимо:

  • информировать пациента о предлагаемых методах и средствах лечения, особенно при использовании методов, связанных с риском для его здоровья;
  • обеспечить реализацию прав пациентов; 
  • прогнозировать потенциальную эффективность медицинских услуг; 
  • контролировать динамику заболевания путем последующих контактов с пациентом; 
  • разрабатывать превентивные меры по профилактике патологических состояний.


Использован материал www.estet-portal.com




Специалистам здравоохранения