Методология разработки каталога профессиональных компетенций специалистов фармацевтического профиля

Методология разработки каталога профессиональных компетенций специалистов фармацевтического профиля

 12871

Методология разработки каталога профессиональных компетенций специалистов фармацевтического профиля
А.В. СОЛОНИНИНА, д.ф.н., проф., завкафедрой управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздравсоцразвития России, soloninina@mail.ru;
И.В. КРУПНОВА, к.ф.н., начальник Управления организации государственного контроля обращения лекарственных средств Росздравнадзора, KrupnovaIV@roszdravnadzor.ru;
Н.Ю. ПОРСЕВА, к.ф.н., доцент кафедры управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздравсоцразвития России, p9124909966@yandex.ru

В статье описана методология разработки каталога профессиональных компетенций специалистов фармацевтического профиля и эталонных профилей должностей аптечных организаций. Критериями профессиональных компетенций определены: квалификационный профиль, опыт работы, необходимые профессиональные знания, умения и навыки, профессионально важные качества специалистов. Результаты определения ключевых компетенций и разработанные эталонные профили должностей фармацевтического персонала аптек целесообразно использовать при регламентации квалификационных характеристик и квалификационных требований, составлении должностных инструкций, проведении оценки соответствия конкретного работника эталонному профилю должности.

В настоящее время все большее значение придается наличию у фармацевтических работников профессиональных компетенций, позволяющих им качественно и на высоком уровне осуществлять фармацевтическую деятельность. Под компетенцией понимают совокупность знаний, навыков и личностных качеств, позволяющую решать определенную задачу (или совокупность задач).

На основе результатов исследований, представленных в предыдущих публикациях, нами был разработан каталог профессиональных компетенций по основным должностям работников аптечных организаций [1–8]. Структура каталога включает в себя критерии компетенции с подразделением на кластеры (набор компетенций, связанных между собой в единый смысловой блок), название компетенции по выделенным критериям и описание компетенции (табл. 1).

Таблица 1

Структура каталога профессиональных компетенций
Критерии, кластеры, название компетенции    Описание компетенции
1. Квалификационный профиль   
1.1. Профиль образования: образование; специальность по диплому; квалификация (по диплому); специальность по сертификату специалиста   
2. Опыт работы – стаж: фармацевтический, в данной должности   
3. Требуемые знания   
3.1. Специальные фармацевтические знания   
3.2. Менеджмент   
3.3. Экономика   
3.4. Правовое обеспечение фармацевтической деятельности   
3.5.Фармацевтический маркетинг   
4. Требуемые навыки и умения   
4.1. Профессиональные   
4.2. Коммуникативные   
4.3. Управленческие    
5. Требуемые качества   
5.1. Мыслительные   
5.2. Личностные    
5.3. Организаторские   

Критериями профессиональных компетенций были определены:
- квалификационный профиль (соответствие образования содержанию профессиональной деятельности);
- опыт работы (необходимый стаж работы);
- необходимые профессиональные знания, умения и навыки (набор компетенций, соответствующий требованиям должности);
- профессионально важные качества (индивидуальные качества работника, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения).

Ниже представлена методология разработки каталога профессиональных компетенций и профилирования должностей (на примере заведующего аптекой). Так, профессиональными компетенциями заведующего аптекой по критерию квалификационного профиля были определены: образование, специальности по диплому и сертификату специалиста, уровень квалификации (по образованию).

По критерию требуемых знаний профессиональные компетенции были подразделены нами на следующие кластеры: специальные фармацевтические знания, менеджмент, экономика, правовое обеспечение фармацевтической деятельности, фармацевтический маркетинг. В свою очередь, специальные фармацевтические знания были подразделены на кластеры: государственное регулирование обращения лекарственных средств (ЛС); организация фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; организация лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения; стандартизация в здравоохранении, рациональное использование ЛС, основы фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии; фармакотерапия; современные методы обеспечения качества фармацевтической продукции; фармацевтическая информация; фармацевтическое товароведение и др.

В качестве кластеров раздела «менеджмент» нами были определены: организация системы и процессов управления; менеджмент руководителя, управление персоналом; тайм-менеджмент; управление документооборотом; система менеджмента качества; информационные технологии в фармации.

В разделе «экономика» в качестве требуемых знаний для руководителя аптеки были определены: знание фармацевтического рынка, организации снабжения ЛС и другими товарами медицинского назначения, анализа и прогнозирования основных экономических показателей, бизнес-планирования, основных аспектов бухгалтерского учета и отчетности, основных налогов.

По вопросам правового обеспечения фармацевтической деятельности руководитель аптеки должен обладать необходимыми знаниями в области гражданского права, правового регулирования трудовых отношений, защиты прав потребителей, а также законодательных и иных нормативных актов в сфере здравоохранения и обращения ЛС.

В сфере маркетинга нами были определены следующие разделы: маркетинговый комплекс (товарная, ценовая политика, продвижение товаров и др.), мерчандайзинг, логистика, технологии обслуживания.

В качестве профессиональных компетенций заведующего аптекой по критерию навыков и умений нами были определены профессиональные, коммуникативные, управленческие навыки и умения. По критерию требуемых профессионально важных качеств компетенциями руководителя аптеки были определены мыслительные, личностные и организаторские качества.
На основе изложенных методических подходов нами разработаны каталоги профессиональных компетенций по должностям специалистов с высшим фармацевтическим образованием: заведующего аптекой, провизора-аналитика, провизора-инспектора, провизора-технолога, провизора-консультанта, провизора-информатора, провизора-товароведа.

На основе установленных профессиональных компетенций с использованием результатов экспертной оценки было осуществлено профилирование должностей фармацевтического персонала аптечных организаций. Для оценки компетентности экспертов был рассчитан коэффициент компетентности экспертов на основании коэффициентов приобретенного опыта, квалификационного уровня и аргументации. С целью получения репрезентативных данных для анализа нами были отобраны 10 экспертов, имеющих коэффициент компетентности выше 0,7. Средний возраст экспертов составил 42,5 года, стаж работы – более 10 лет.

Эксперты оценивали значимость профессиональных компетенций для конкретных должностей, используя балльную систему оценки: 1 балл – компетенция полезна, 2 балла – важна, 3 балла – критична (обязательна). По результатам оценки рассчитывались средневзвешенные балльные оценки по каждой компетенции.

На основании рассчитанных средневзвешенных оценок каждой компетенции присваивалась соответствующая категория значимости. Компетенции присваивалась категория обязательной и подлежащей включению в эталонный профиль должности при средневзвешенной оценке ее в интервалах от 2,5 до 3,0; важной и оцениваемой как конкурентное преимущество – при оценке от 1,50–2,49 и полезной и оцениваемой как конкурентное преимущество – при средневзвешенной оценке до 1,5.

Как показали результаты экспертной оценки, например, для занятия должности руководителя аптеки по критериям квалификационного профиля и опыта работы считаются обязательными следующие компетенции: наличие высшего фармацевтического образования; сертификата специалиста по специальности «управление и экономика фармации»; фармацевтического стажа не менее 3 лет. При этом наличие стажа работы в должности руководителя посчитали обязательным лишь 50% экспертов (средневзвешенная оценка составила 2,3 балла), поэтому данный показатель по результатам экспертной оценки был отнесен к категории важных, а при наличии нескольких претендентов на должность руководителя он может рассматриваться как конкурентное преимущество.

В структуре требуемых знаний по результатам экспертной оценки наибольшее число баллов получили специальные фармацевтические знания (345 балла, или 43,2%), на втором месте – знания в области менеджмента (148 баллов, 18,6%) (табл. 2).

Компетенции руководителя аптеки в области экономики были оценены экспертами в 129 баллов (15,6%), что вполне объяснимо, т.к. в условиях централизации аптек (работы их в условиях сетевых компаний) объем необходимых экономических знаний для заведующего аптекой имеет тенденцию к снижению, ограничиваясь компетенциями в области экономического анализа и прогнозирования основных экономических показателей, первичного учета, снабжения и др. Правовые знания и знания маркетинга занимают в структуре требуемых знаний примерно одинаковый удельный вес (12,7 и 12,3% соответственно).

Из специальных фармацевтических знаний по результатам экспертной оценки получили максимальные показатели средневзвешенных оценок следующие компетенции (соответственно, подлежат включению в эталонный профиль должности как обязательные): знание основных аспектов государственного регулирования обращения ЛС, организации фармацевтической деятельности; организация работы аптеки в соответствии с концепцией надлежащей аптечной практики; деонтология; отпуск ЛС; применение ЛС при терапии разных заболеваний, взаимодействие, рациональный выбор ЛС; оценка качества, рациональное использование лекарственного растительного сырья; современные методы обеспечения качества ЛС и других товаров медицинского назначения; методы информационной работы с медицинским и фармацевтическим персоналом, населением; оказание фармацевтических информационно-консультационных услуг; тара, упаковка, маркировка фармацевтических товаров и др.

В разделе «менеджмент» высокую оценку экспертов (интервалы средневзвешенной оценки от 2,5 до 3,0 балла) получили следующие кластеры компетенций: управление персоналом, тайм-менеджмент, информационные технологии в фармации.
Из экономических знаний экспертами были оценены как обязательные следующие компетенции: организация снабжения (средневзвешенная оценка 3,0 балла); экономический анализ и прогнозирование основных экономических показателей (2,5 балла). Однако знания основ бухгалтерского учета и отчетности относят к категории полезных и важных, но не обязательных 90% экспертов (средневзвешенная оценка 1,6), а знание вопросов бизнес-планирования – 82% экспертов (средневзвешенная оценка 1,9).

Из категории правовых знаний экспертами были оценены как обязательные следующие компетенции: знание законов и иных нормативных правовых актов в области защиты прав потребителей и правил продажи – 2,9 балла; в сфере здравоохранения, обращения ЛС и др. – 2,8 балла; содержащих нормы трудового права – 2,6 балла.

В области маркетинга экспертами признаны обязательными знания товарной, ассортиментной, ценовой политики, мерчандайзинга (по 2,6 балла); технологий обслуживания покупателей (2,7 балла).

Аналогично была проведена экспертная оценка по всем профессиональным компетенциям должностей фармацевтического персонала аптечных организаций, в соответствии с которой были составлены эталонные профили должностей: заведующего аптекой, провизоров (аналитика, технолога, консультанта, информатора, инспектора, товароведа). Фрагмент структуры эталонного профиля должности на примере заведующего аптекой представлен в таблице 3.

Результаты определения ключевых компетенций и разработанные эталонные профили должностей фармацевтического персонала аптек целесообразно использовать при регламентации квалификационных характеристик и квалификационных требований, составлении должностных инструкций, проведении оценки соответствия конкретного работника эталонному профилю должности.

Литература

1.    Крупнова И.В. Разработка перечня профессиональных компетенций и профилирование должностей фармацевтических работников / И.В. Крупнова, Л.Г. Киселева, А.В. Солонинина // Актуальные проблемы фармацевтической помощи в современных условиях: Межрегиональная научно-практическая конференция. Тюмень, 22–23 мая 2008 г. – ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава. – С. 47–49.
2.    Крупнова И.В. Фармацевтический персонал: регламентация требований / И.В. Крупнова, А.В. Солонинина // Новая аптека. – 2008. – №9. – С. 38–45.
3.    Крупнова И.В. О дифференциации должностей специалистов фармацевтического профиля в зависимости от уровня образования / И.В. Крупнова, А.В. Солонинина, Л.И. Смирнова // Современное состояние и пути оптимизации лекарственного обеспечения населения: материалы российской научно-практической конференции ПГФА (14-я Международная выставка «Медицина и здоровье», 13–15 ноября 2008 г.). Пермь, 2008. – С. 70–72.
4.    Крупнова И.В. О соответствии специалистов, осуществляющих фармдеятельность, лицензионным требованиям и условиям / Вестник Росздравнадзора. – 2008. – №3. – С. 42 – 45.
5.    Крупнова И.В. Изучение соответствия образования должностям специалистов в аптечных учреждениях / И.В. Крупнова, Л.Г. Киселева, А.В. Солонинина // Человек и лекарство: XV Российский национальный конгресс, 14–18 апреля 2008 г. М. – С. 647.
6.    Крупнова И.В. Методическое обоснование оптимизации требований к фармацевтическому персоналу аптечных организаций: автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. фарм. наук: 15.00.01. – Пермь, 2009. – С. 25.
7.    Солонинина А.В. О необходимости разработки требований к обеспечению аптечных учреждений специалистами фармацевтического профиля / А.В. Солонинина, Л.Г. Киселева, И.В. Крупнова // Вестник Пермской государственной академии. – 2007. – С. 121–124.
8.    Солонинина А.В. Специальность «Фармация»: предлагаем новую номинацию / А.В. Солонинина, М.Н. Лазарева, М.Н. Силантьева // Новая аптека. – 2010. – С. 61–65.



Специалистам здравоохранения