Методология разработки каталога профессиональных компетенций специалистов фармацевтического профиля

 13609

Методология разработки каталога профессиональных компетенций специалистов фармацевтического профиля
А.В. СОЛОНИНИНА, д.ф.н., проф., завкафедрой управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздравсоцразвития России, soloninina@mail.ru;
И.В. КРУПНОВА, к.ф.н., начальник Управления организации государственного контроля обращения лекарственных средств Росздравнадзора, KrupnovaIV@roszdravnadzor.ru;
Н.Ю. ПОРСЕВА, к.ф.н., доцент кафедры управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздравсоцразвития России, p9124909966@yandex.ru

В статье описана методология разработки каталога профессиональных компетенций специалистов фармацевтического профиля и эталонных профилей должностей аптечных организаций. Критериями профессиональных компетенций определены: квалификационный профиль, опыт работы, необходимые профессиональные знания, умения и навыки, профессионально важные качества специалистов. Результаты определения ключевых компетенций и разработанные эталонные профили должностей фармацевтического персонала аптек целесообразно использовать при регламентации квалификационных характеристик и квалификационных требований, составлении должностных инструкций, проведении оценки соответствия конкретного работника эталонному профилю должности.

В настоящее время все большее значение придается наличию у фармацевтических работников профессиональных компетенций, позволяющих им качественно и на высоком уровне осуществлять фармацевтическую деятельность. Под компетенцией понимают совокупность знаний, навыков и личностных качеств, позволяющую решать определенную задачу (или совокупность задач).

На основе результатов исследований, представленных в предыдущих публикациях, нами был разработан каталог профессиональных компетенций по основным должностям работников аптечных организаций [1–8]. Структура каталога включает в себя критерии компетенции с подразделением на кластеры (набор компетенций, связанных между собой в единый смысловой блок), название компетенции по выделенным критериям и описание компетенции (табл. 1).

Таблица 1

Структура каталога профессиональных компетенций
Критерии, кластеры, название компетенции    Описание компетенции
1. Квалификационный профиль   
1.1. Профиль образования: образование; специальность по диплому; квалификация (по диплому); специальность по сертификату специалиста   
2. Опыт работы – стаж: фармацевтический, в данной должности   
3. Требуемые знания   
3.1. Специальные фармацевтические знания   
3.2. Менеджмент   
3.3. Экономика   
3.4. Правовое обеспечение фармацевтической деятельности   
3.5.Фармацевтический маркетинг   
4. Требуемые навыки и умения   
4.1. Профессиональные   
4.2. Коммуникативные   
4.3. Управленческие    
5. Требуемые качества   
5.1. Мыслительные   
5.2. Личностные    
5.3. Организаторские   

Критериями профессиональных компетенций были определены:
- квалификационный профиль (соответствие образования содержанию профессиональной деятельности);
- опыт работы (необходимый стаж работы);
- необходимые профессиональные знания, умения и навыки (набор компетенций, соответствующий требованиям должности);
- профессионально важные качества (индивидуальные качества работника, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения).

Ниже представлена методология разработки каталога профессиональных компетенций и профилирования должностей (на примере заведующего аптекой). Так, профессиональными компетенциями заведующего аптекой по критерию квалификационного профиля были определены: образование, специальности по диплому и сертификату специалиста, уровень квалификации (по образованию).

По критерию требуемых знаний профессиональные компетенции были подразделены нами на следующие кластеры: специальные фармацевтические знания, менеджмент, экономика, правовое обеспечение фармацевтической деятельности, фармацевтический маркетинг. В свою очередь, специальные фармацевтические знания были подразделены на кластеры: государственное регулирование обращения лекарственных средств (ЛС); организация фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; организация лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения; стандартизация в здравоохранении, рациональное использование ЛС, основы фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии; фармакотерапия; современные методы обеспечения качества фармацевтической продукции; фармацевтическая информация; фармацевтическое товароведение и др.

В качестве кластеров раздела «менеджмент» нами были определены: организация системы и процессов управления; менеджмент руководителя, управление персоналом; тайм-менеджмент; управление документооборотом; система менеджмента качества; информационные технологии в фармации.

В разделе «экономика» в качестве требуемых знаний для руководителя аптеки были определены: знание фармацевтического рынка, организации снабжения ЛС и другими товарами медицинского назначения, анализа и прогнозирования основных экономических показателей, бизнес-планирования, основных аспектов бухгалтерского учета и отчетности, основных налогов.

По вопросам правового обеспечения фармацевтической деятельности руководитель аптеки должен обладать необходимыми знаниями в области гражданского права, правового регулирования трудовых отношений, защиты прав потребителей, а также законодательных и иных нормативных актов в сфере здравоохранения и обращения ЛС.

В сфере маркетинга нами были определены следующие разделы: маркетинговый комплекс (товарная, ценовая политика, продвижение товаров и др.), мерчандайзинг, логистика, технологии обслуживания.

В качестве профессиональных компетенций заведующего аптекой по критерию навыков и умений нами были определены профессиональные, коммуникативные, управленческие навыки и умения. По критерию требуемых профессионально важных качеств компетенциями руководителя аптеки были определены мыслительные, личностные и организаторские качества.
На основе изложенных методических подходов нами разработаны каталоги профессиональных компетенций по должностям специалистов с высшим фармацевтическим образованием: заведующего аптекой, провизора-аналитика, провизора-инспектора, провизора-технолога, провизора-консультанта, провизора-информатора, провизора-товароведа.

На основе установленных профессиональных компетенций с использованием результатов экспертной оценки было осуществлено профилирование должностей фармацевтического персонала аптечных организаций. Для оценки компетентности экспертов был рассчитан коэффициент компетентности экспертов на основании коэффициентов приобретенного опыта, квалификационного уровня и аргументации. С целью получения репрезентативных данных для анализа нами были отобраны 10 экспертов, имеющих коэффициент компетентности выше 0,7. Средний возраст экспертов составил 42,5 года, стаж работы – более 10 лет.

Эксперты оценивали значимость профессиональных компетенций для конкретных должностей, используя балльную систему оценки: 1 балл – компетенция полезна, 2 балла – важна, 3 балла – критична (обязательна). По результатам оценки рассчитывались средневзвешенные балльные оценки по каждой компетенции.

На основании рассчитанных средневзвешенных оценок каждой компетенции присваивалась соответствующая категория значимости. Компетенции присваивалась категория обязательной и подлежащей включению в эталонный профиль должности при средневзвешенной оценке ее в интервалах от 2,5 до 3,0; важной и оцениваемой как конкурентное преимущество – при оценке от 1,50–2,49 и полезной и оцениваемой как конкурентное преимущество – при средневзвешенной оценке до 1,5.

Как показали результаты экспертной оценки, например, для занятия должности руководителя аптеки по критериям квалификационного профиля и опыта работы считаются обязательными следующие компетенции: наличие высшего фармацевтического образования; сертификата специалиста по специальности «управление и экономика фармации»; фармацевтического стажа не менее 3 лет. При этом наличие стажа работы в должности руководителя посчитали обязательным лишь 50% экспертов (средневзвешенная оценка составила 2,3 балла), поэтому данный показатель по результатам экспертной оценки был отнесен к категории важных, а при наличии нескольких претендентов на должность руководителя он может рассматриваться как конкурентное преимущество.

В структуре требуемых знаний по результатам экспертной оценки наибольшее число баллов получили специальные фармацевтические знания (345 балла, или 43,2%), на втором месте – знания в области менеджмента (148 баллов, 18,6%) (табл. 2).

Компетенции руководителя аптеки в области экономики были оценены экспертами в 129 баллов (15,6%), что вполне объяснимо, т.к. в условиях централизации аптек (работы их в условиях сетевых компаний) объем необходимых экономических знаний для заведующего аптекой имеет тенденцию к снижению, ограничиваясь компетенциями в области экономического анализа и прогнозирования основных экономических показателей, первичного учета, снабжения и др. Правовые знания и знания маркетинга занимают в структуре требуемых знаний примерно одинаковый удельный вес (12,7 и 12,3% соответственно).

Из специальных фармацевтических знаний по результатам экспертной оценки получили максимальные показатели средневзвешенных оценок следующие компетенции (соответственно, подлежат включению в эталонный профиль должности как обязательные): знание основных аспектов государственного регулирования обращения ЛС, организации фармацевтической деятельности; организация работы аптеки в соответствии с концепцией надлежащей аптечной практики; деонтология; отпуск ЛС; применение ЛС при терапии разных заболеваний, взаимодействие, рациональный выбор ЛС; оценка качества, рациональное использование лекарственного растительного сырья; современные методы обеспечения качества ЛС и других товаров медицинского назначения; методы информационной работы с медицинским и фармацевтическим персоналом, населением; оказание фармацевтических информационно-консультационных услуг; тара, упаковка, маркировка фармацевтических товаров и др.

В разделе «менеджмент» высокую оценку экспертов (интервалы средневзвешенной оценки от 2,5 до 3,0 балла) получили следующие кластеры компетенций: управление персоналом, тайм-менеджмент, информационные технологии в фармации.
Из экономических знаний экспертами были оценены как обязательные следующие компетенции: организация снабжения (средневзвешенная оценка 3,0 балла); экономический анализ и прогнозирование основных экономических показателей (2,5 балла). Однако знания основ бухгалтерского учета и отчетности относят к категории полезных и важных, но не обязательных 90% экспертов (средневзвешенная оценка 1,6), а знание вопросов бизнес-планирования – 82% экспертов (средневзвешенная оценка 1,9).

Из категории правовых знаний экспертами были оценены как обязательные следующие компетенции: знание законов и иных нормативных правовых актов в области защиты прав потребителей и правил продажи – 2,9 балла; в сфере здравоохранения, обращения ЛС и др. – 2,8 балла; содержащих нормы трудового права – 2,6 балла.

В области маркетинга экспертами признаны обязательными знания товарной, ассортиментной, ценовой политики, мерчандайзинга (по 2,6 балла); технологий обслуживания покупателей (2,7 балла).

Аналогично была проведена экспертная оценка по всем профессиональным компетенциям должностей фармацевтического персонала аптечных организаций, в соответствии с которой были составлены эталонные профили должностей: заведующего аптекой, провизоров (аналитика, технолога, консультанта, информатора, инспектора, товароведа). Фрагмент структуры эталонного профиля должности на примере заведующего аптекой представлен в таблице 3.

Результаты определения ключевых компетенций и разработанные эталонные профили должностей фармацевтического персонала аптек целесообразно использовать при регламентации квалификационных характеристик и квалификационных требований, составлении должностных инструкций, проведении оценки соответствия конкретного работника эталонному профилю должности.

Литература

1.    Крупнова И.В. Разработка перечня профессиональных компетенций и профилирование должностей фармацевтических работников / И.В. Крупнова, Л.Г. Киселева, А.В. Солонинина // Актуальные проблемы фармацевтической помощи в современных условиях: Межрегиональная научно-практическая конференция. Тюмень, 22–23 мая 2008 г. – ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава. – С. 47–49.
2.    Крупнова И.В. Фармацевтический персонал: регламентация требований / И.В. Крупнова, А.В. Солонинина // Новая аптека. – 2008. – №9. – С. 38–45.
3.    Крупнова И.В. О дифференциации должностей специалистов фармацевтического профиля в зависимости от уровня образования / И.В. Крупнова, А.В. Солонинина, Л.И. Смирнова // Современное состояние и пути оптимизации лекарственного обеспечения населения: материалы российской научно-практической конференции ПГФА (14-я Международная выставка «Медицина и здоровье», 13–15 ноября 2008 г.). Пермь, 2008. – С. 70–72.
4.    Крупнова И.В. О соответствии специалистов, осуществляющих фармдеятельность, лицензионным требованиям и условиям / Вестник Росздравнадзора. – 2008. – №3. – С. 42 – 45.
5.    Крупнова И.В. Изучение соответствия образования должностям специалистов в аптечных учреждениях / И.В. Крупнова, Л.Г. Киселева, А.В. Солонинина // Человек и лекарство: XV Российский национальный конгресс, 14–18 апреля 2008 г. М. – С. 647.
6.    Крупнова И.В. Методическое обоснование оптимизации требований к фармацевтическому персоналу аптечных организаций: автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. фарм. наук: 15.00.01. – Пермь, 2009. – С. 25.
7.    Солонинина А.В. О необходимости разработки требований к обеспечению аптечных учреждений специалистами фармацевтического профиля / А.В. Солонинина, Л.Г. Киселева, И.В. Крупнова // Вестник Пермской государственной академии. – 2007. – С. 121–124.
8.    Солонинина А.В. Специальность «Фармация»: предлагаем новую номинацию / А.В. Солонинина, М.Н. Лазарева, М.Н. Силантьева // Новая аптека. – 2010. – С. 61–65.



Специалистам здравоохранения