Меры административной ответственности за правонарушения в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ

 7127

Меры административной ответственности за правонарушения в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ
Л.Г.СКРИПЧЕНКО, старший оперуполномоченный Отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков УФСКН России по Волгоградской области;
И.А.КАМИНСКАЯ, ассистент кафедры фармакологии и биофармации факультета усовершенствования врачей Волгоградского государственного медицинского университета, к.ф.н.;
И.Н.ТЮРЕНКОВ, зав. кафедрой фармакологии и биофармации факультета усовершенствования врачей Волгоградского государственного медицинского университета, д.м.н., проф.
     
В статье рассматриваются основания, порядок привлечения юридических и должностных лиц к административной ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, несоблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ лечебно-профилактическими и аптечными организациями.

Scripchenko L.G., Kaminskaya I.A., Tyurenkov I.N. Measures of administrative responsibility for offences in sphere of the legal turn of narcotics and psychotropic substances
Issue consists of basic and procedures of juridical and official persons in medical organizations calling in management responsibility in case of violation of rules of narcotic and psychotropic drugs use, as well as non-observance of license requirements and its conditions.
Key words: management responsibility, narcotic and psychotropic drugs, violation of rules of use
     
Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, международными обязательствами Российской Федерации в данной сфере, в т.ч. Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г., Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. и Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., а также Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. №690.

Основные принципы и условия легального оборота подконтрольных веществ на территории России регулируются Федеральным законом от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением таких требований и условий направлено на обеспечение предупреждения возможности поступления наркотических средств и психотропных веществ из легального в нелегальный оборот, а также предупреждение причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде. Кроме того, установление четкого порядка и правил легального оборота наркотических средств и психотропных веществ является одним из важнейших элементов системы мер, направленных на устранение субъективных факторов в оценке нарушений, что тем самым в значительной степени снижает возможные коррупционные проявления в деятельности различных контрольно-надзорных органов.

Одним из инструментов обеспечения соблюдения установленных государством норм и правил является ответственность за их нарушение. Основания привлечения к административной ответственности, санкции статей КоАП РФ за нарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ отражены в таблице.
       
Действующим законодательством установлены нормы юридической ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 существует ряд статей, устанавливающих ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 6.16 КоАП РФ), за несоблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 14.1, 19.20 КоАП РФ).

Контроль за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции осуществляют как лицензирующие органы (Росздравнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), так и другие органы, уполномоченные решать задачи в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в частности ФСКН России, органы внутренних дел и т.д. Все контролирующие органы наделены соответствующими полномочиями.

Статья 6.16 введена в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации только в 2009 г. Федеральным законом от 28.06.2009 №122-ФЗ. Привлечению к административной ответственности за правонарушения (нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ), предусмотренные ст. 6.16 КоАП РФ, подлежат юридические лица – владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Санкции данной статьи достаточно жесткие. Так, нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или без таковой. Протоколы по указанной статье уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН) – каждый в пределах своей компетенции.

Как показывает практика, к административной ответственности по ст. 6.16 КоАП РФ медицинские организации привлекаются в основном сотрудниками наркоконтроля, которые выявляют нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, либо в рамках административного расследования, а также при проведении обследований объектов и помещений юридических лиц в рамках рассмотрения вопроса о выдаче заключения о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Требования Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч. 3 ст. 1) не распространяются на указанные мероприятия.

Основанием для привлечения медицинских организаций к административной ответственности чаще всего служат:
- нарушение правил учета наркотических средств и психотропных веществ;
- нарушение сроков уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным;
- нарушение правил перевозки;
- нарушение правил хранения наркотических средств и психотропных веществ (в т.ч. несоответствие помещений, где осуществляется хранение наркотических средств и психотропных веществ по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации, требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 №397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2011 №20923)).

Управлением ФСКН России по Волгоградской области совместно с Управлением Росздравнадзора по Волгоградской области в 2010 г. проведено 11 проверок лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих оборот наркотических средств и психотропных веществ. В ходе проверок выявлены нарушения правил учета наркотических средств и психотропных веществ: наличие незаверенных исправлений в журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, отсутствие отметок о проведенной инвентаризации, несоблюдение порядка проведения инвентаризации, нарушения правил оформления требований-накладных. По результатам проверок 3 медицинские организации привлечены к административной ответственности по ст. 6.16 КоАП РФ.

Статья 14.1
КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности, в т.ч. и за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Лицензионные требования и условия установлены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Данная статья применяется к аптечным организациям, осуществляющим отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим и юридическим лицам, к различным частным клиникам, например клиникам пластической хирургии, т.е. к организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность и являющихся владельцами лицензий, дающих право на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Грубые нарушения лицензионных требований и условий определены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №648. К ответственности, установленной законодательством РФ, приводит невыполнение следующих лицензионных требований:
- наличие у лицензиата, осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также соответствующих установленным требованиям;
- соблюдение лицензиатом правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ;
- соблюдение лицензиатом порядка отпуска, реализации и распределения наркотических средств и психотропных веществ, устанавливаемого Правительством РФ;
- соблюдение лицензиатом Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию РФ, вывоза с таможенной территории РФ, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, утвержденных Правительством РФ.

К административной ответственности по ст. 14.1 возможно привлечь как должностное, так и юридическое лицо. Причем санкция данной статьи предусматривает наказание для должностных лиц – предупреждение либо наложение штрафа по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ от трех тысяч до четырех тысяч рублей; по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ штраф от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Наказание для юридических лиц по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, по ч. 4 от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Протоколы по статье 14.1 уполномочены составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти (Росздравнадзор), а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Статья 19.20 (ч. 2 и ч. 3) предусматривает ответственность за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, не связанной с извлечением прибыли. Протоколы по указанной статье уполномочены составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти (Росздравнадзор), а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Данная статья применяется к медицинским организациям (федеральным, государственным, муниципальным), оказывающим медицинскую помощь населению с использованием наркотических средств и психотропных веществ. Для должностных лиц за нарушение лицензионных требований и условий (ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ) установлено наказание в виде штрафа от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, а за грубые нарушения требований и условий (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ) – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Для юридических лиц ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей, а частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ – в виде штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 14.1 и ч. 2 и 3 ст. 19.20 в отношении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, составляются должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами федеральных органов исполнительной власти (Росздравнадзор), осуществляющих лицензирование в указанной сфере.

Организация работы с наркотическими средствами и психотропными веществами, контроль за соблюдением норм, установленных законодательством в этой сфере, является одной из важных составляющих в деятельности учреждений здравоохранения в целом. Данная деятельность требует должного внимания со стороны руководителя учреждения, который несет персональную ответственность за осуществление контроля за исполнением положений Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ.

Только грамотная организация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях здравоохранения и постоянный контроль со стороны руководителя за соблюдением требований действующего законодательства позволят предотвратить утечку наркотических средств и психотропных веществ из легального оборота в нелегальный.

Литература

1. Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
3. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
4. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 №648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 №397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами».
6. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 №644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Таблица - в приложении


Специалистам здравоохранения