Лицензирование медицинской деятельности в Республике Саха (Якутия)

 10202

Лицензирование медицинской деятельности в Республике Саха (Якутия)
В.И.ЧИЧИГИНАРОВ, руководитель Управления Росздравнадзора по Республике Саха (Якутия), reg14rzn.sakha@mail.ru;
А.А.АНУФРИЕВА, ведущий специалист-эксперт;
Л.Д.КРИВОШАПКИНА, главный специалист-эксперт.

В статье представлен порядок аккредитации и лицензирования учреждений здравоохранения в Республике Саха (Якутия), порядок проведения и параметры предварительной экспертизы медицинской деятельности лечебно-профилактических учреждений и лиц независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правого статуса, а также результаты контрольно-надзорной деятельности в части соблюдения лицензионных требований и условий Управления Росздравнадзора по Республике Саха (Якутия).

Всего на территории Республики Саха (Якутия) (РС (Я)) медицинскую деятельность осуществляет 1 943 учреждения. Здравоохранение республики представлено 21 государственным учреждением здравоохранения, 65 муниципальными учреждениями здравоохранения, имеющими в своем составе 452 территориально-обособленных подразделения (участковые больницы, ФАПы, амбулатории, туберкулезные санатории).

На территории республики размещено 26 федеральных учреждений, в т.ч. ведомственных, в которых осуществляется медицинская деятельность (Федеральные бюджетные учреждения здравоохранения, федеральное государственное научное учреждение (Институт здоровья), федеральные казенные учреждения (8 учреждений УФСИН), федеральные государственные унитарные предприятия (Аэрогеодезия, Аэронавигация), федеральное казенное предприятие («Аэропорты Севера»), федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Чурапчинский институт физической культуры и спорта, Якутская государственная сельскохозяйственная академия и др.).

Всего в РС(Я) действует 59 учреждений социальной защиты (18 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 18 домов-интернатов для инвалидов и престарелых, 6 комплексных центров социального обслуживания населения, 11 реабилитационных центров, 1 центр социальной помощи семье и детям, 5 психоневрологических домов-интернатов).

Медицинская деятельность осуществляется в образовательных учреждениях, имеющих медицинские кабинеты:
- государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО) – 66;
- государственные образовательные учреждения (школы-интернаты) – 14;
- муниципальные образовательные учреждения (МОУ) и муниципальные дошкольные образовательные учреждения (МДОУ) – 1317.

Лицензирование медицинской деятельности началось в республике в 1994 г. с созданием государственного учреждения «Бюро лицензирования и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)» (далее по тексту – Бюро) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1994 №333 и приказом Министерства здравоохранения РС (Я) от 28.09.1994 №154/1-Д от «О лицензировании, аккредитации медицинских, фармацевтических учреждений и лиц, занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью»).
При аккредитации и лицензировании учреждений здравоохранения предусматривалось проведение экспертизы соответствия деятельности ЛПУ установленным стандартам, нормам и правилам с последующей выдачей лицензии и сертификата. Для оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) были разработаны критерии по аккредитации центральных улусных и участковых больниц. Комплекс оценочных критериев, разработанных для конкретного вида медицинского учреждения, являлся основой для определения квалификационной категории. В своей деятельности Бюро лицензирования и аккредитации руководствовалось законодательными основами Российской Федерации, законами «О медицинском страховании граждан РСФСР» от 08.08.1991 №1499-1 и «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.03.95 №350 и от 04.07.2002 №499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.04.98 №142 «О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию», от 26.07.2002 №238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности», Федеральным законом «Основы законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации».

В целях улучшения качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования для объективной экспертной оценки деятельности ЛПУ Бюро лицензирования и аккредитации медицинской фармацевтической деятельности МЗ РС(Я) использовало в своей работе медико-технологические стандарты качества (МТСК) РС (Я) компьютерной технологии АС «Экспертная оценка деятельности ЛПУ» (основание - распоряжение №01-8/4-ОЗр от 16.01.1998 Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) «Об аккредитации и ранжировании ЛПУ по медико-технологическим стандартам качества PC (Я)»).
Для проведения процедуры лицензирования и аккредитации проводится предварительная экспертиза медицинской деятельности лечебно-профилактических учреждений и (или) лиц независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правого статуса.

Для экспертной оценки деятельности медицинских учреждений независимо от их правого статуса и лиц, занимающихся медицинской деятельностью, в Бюро лицензирования и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности при МЗ РС(Я) формируются группы врачей-экспертов в соответствии с заявленными видами медицинской деятельности. Состав группы экспертов, старший эксперт утверждается руководителем лицензионного органа.

К экспертной работе привлекаются высококвалифицированные специалисты по основным клиническим, параклиническим специальностям, по сестринскому уходу, организации здравоохранения. Для экспертов работа в Бюро не является основным местом работы. Труд экспертов оплачивается по контракту с Бюро исходя из объема выполненной работы согласно существующих тарифов.

При проведении экспертизы отделения, службы врач-эксперт оценивает соблюдение стандартов, объемов и качества медицинской помощи, а также условия для обеспечения данного объема: материально-техническую базу, ресурсы, организацию управления, профессиональный уровень медицинских кадров.

Экспертиза включает в себя оценку следующих параметров.
1. Качество структуры (условий) медицинского учреждения, куда включены:
- оценка уровня руководства;
- оценка состояния и развития материально-технической базы;
- оценка обеспеченности ресурсами, оснащенности медицинским оборудованием и инструментарием, медикаментами;
- оценка профессиональной подготовки медицинских кадров их уровень квалификации.
2. Объем оказываемой медицинской помощи.
3. Результативность службы, качественного и своевременного оказания медицинской помощи.
4. Организация работы и управление отделением и в целом ЛПУ.

Оценка качества структуры предполагает, что совершенная структура обеспечивает соблюдение медицинских технологий и качество лечебно-диагностического процесса.

Оценка управления. Управление ЛПУ - это не только управление материально-технической базой (МТБазой), но и управление процессами диагностики, лечения и профилактики. Эффективность работы ЛПУ зависит от умелого руководства как главного врача, так и его заместителей и заведующих службами. От уровня организации управления медицинского учреждения зависит уровень оказания медицинской помощи населению. При анализе МТБазы необходимо оценить, в какой мере оснащение данной службы позволяет выполнить заявленный объем медицинской помощи.

Оценка кадров. Самым важным и ценным ресурсом здравоохранения является медицинский персонал. От квалификации врачей и среднего медперсонала зависит качество оказываемой медицинской помощи пациентам.
Объем помощи. Объем оказываемой медицинской помощи включает в себя:
- объем диагностических исследований;
- объем оперативных вмешательств;
- объем лечебно-диагностических манипуляций;
- объем лечебных мероприятий.

Выполняемый и рекомендованный объем оперативных, лечебно-диагностических манипуляций, лечебных мероприятий должен соответствовать МТБазе, оснащению и профессиональной подготовке специалистов.
Оценка качества оказываемой медицинской помощи. Качество медицинской помощи определяет эксперт путем изучения амбулаторных карт, историй болезни, историй родов и других медицинских документов.
Оценка результативности проводится по критериям, разработанным по каждой службе с учетом основных показателей ее деятельности. Оценка деятельности службы проводится по итогам года, полугодия.

Организация работы службы, учреждения оценивается по умению организовать лечебно-диагностический процесс в соответствии с установленными требованиями, сюда включено: оценка правильного ведения документации, организация учета, отчетности, оценка правильности и своевременности выполнения врачебных назначений средним и младшим медицинским персоналом.

Таким образом, рассмотрев все разделы, экспертом (группой экспертов) дается заключительная оценка деятельности службы или учреждения. С 1994 по 2005 г. в Республике Саха (Якутия) лицензированы и получили сертификаты соответствия лицензионным требованиям и условиям все государственные, работающие в системе министерства здравоохранения и ведомственные медицинские учреждения, а также негосударственные учреждения и частные предприниматели, - всего более 1 500 лицензиатов. К экспертной работе на договорной основе привлекались более 200 внештатных экспертов.

В 2005 г. создано Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Саха (Якутия). В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) из 1 943 учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность, лицензии имеют 1 165 учреждений, что составляет 60%.
Из перечисленных учреждений к ведению управления относятся 1 489:
- государственные учреждения здравоохранения – 21, все имеют лицензию;
- федеральные учреждения, в которых осуществляется медицинская деятельность – 26, лицензию имеют все;
- учреждения социальной защиты – 59, не имеет лицензии 1 учреждение (1,7%);
- государственные учреждения среднего профессионального образования
- 66, не имеют лицензии 22 учреждения (33%);
- муниципальные образовательные учреждения (школы и детские сады)
- 1317, не имеют лицензии 549 учреждений (42%).

Управлением Росздравнадзора по Республике Саха (Якутия) проведена большая работа по лицензированию медицинской деятельности как учреждений здравоохранения, так и учреждений других ведомств, осуществляющих медицинскую деятельность.

В 2007 г. принято к рассмотрению 274 лицензионных дела от 173 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлено 173 лицензии, в т.ч. получили лицензии 127 территориально-обособленных подразделений центральных районных больниц (участковые больницы, ФАПы, амбулатории), проведено 266 проверок возможности выполнения лицензионных требований и условий и 79 проверок соблюдения лицензионных требований и условий.

К концу 2007 г. все муниципальные учреждения здравоохранения (городские ЛПУ, центральные районные больницы) получили лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В 2008 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» полномочия по лицензированию и контрольно-надзорным функциям муниципальной и частной форм собственности переданы в Министерство здравоохранения РС(Я), количество выданных лицензий сократилось до 39, из них 38 лицензий предоставлены после проверок возможности выполнения лицензионных требований и условий. В течение 2008 г. проведено 27 проверок соблюдения ЛТУ.

В 2009 г. предоставлено 42 лицензии, переоформлено 4, проведено 30 проверок возможности выполнения лицензионных требований и условий и 34 проверки соблюдения ЛТУ.

За 2010 г. рассмотрено 473 лицензионных дела. Предоставлено 467 лицензий, проведено 65 проверок возможности выполнения лицензионных требований и условий и 21 проверка соблюдения ЛТУ. Увеличение числа соискателей лицензии в 2010 г. обусловлено лицензированием муниципальных образовательных учреждений (школ и детских садов).

К концу 2010 г. из 1317 школ и детских садов получили лицензии на осуществление медицинской деятельности 707 учреждений, что составляет 53,7% (из них МДОУ – 71,8%, МОУ – 34,6%).

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилось количество поданных заявлений на:
- получение лицензий на 1 126%;
- переоформление на 4 300%;
- продление срока действия лицензий 4 – 400%;
- получения приложения к действующей лицензии – 0%.

Количество выданных лицензий увеличилось за счет активного лицензирования медицинских кабинетов в образовательных учреждениях и в учреждениях социального обслуживания.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Саха (Якутия) в течение 2007–2011 гг. принимались меры по выявленным нарушениям лицензионных требований и фактам безлицензионной деятельности: дано предписаний - 649, составлено протоколов об административном правонарушении - 178, направлялись письма главам муниципальных образований. Осуществляется постоянное взаимодействие с прокуратурой, министерством здравоохранения и министерством труда и социального развития республики.

Таким образом, в результате проведенного большого объема совместной работы с исполнительными органами государственной власти, прокуратурой в процессе лицензирования медицинской деятельности проведена своего рода ревизия состояния кадрового потенциала, материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и приняты меры по приведению в соответствие лицензионным требованиям и условиям, что должно положительно повлиять на качество оказания медицинской помощи.



Специалистам здравоохранения