Информирование пациентов о своих правах и обязанностях в медицинской организации

 4651

Информирование пациентов о своих правах и обязанностях в медицинской организации

И.С. КИЦУЛ, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, г. Иркутск, Д.В. ПИВЕНЬ, д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург.


В статье рассматриваются вопросы, связанные с соблюдением прав пациента на информацию, а именно о своих правах и обязанностях. Подробно рассматриваются организационные аспекты по информированию пациентов о их правах и обязанностях в медицинской организации. Даются рекомендации по разработке соответствующих локальных нормативных правовых актов медицинской организации и их содержания.


Обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья является важнейшим требованием деятельности медицинских организаций в современных условиях [1, 5]. В связи с изменениями в законодательстве по здравоохранению, а именно в связи с выходом в свет Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Основы), это направление приобрело еще более сильное звучание по следующим причинам:

- появились новые законодательные нормы в отношении прав граждан и пациентов;

- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья стало самостоятельным надзорным направлением в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности [2, 3, 4];

- добавились должностные обязанности для медицинских работников в связи с реализацией прав граждан в сфере охраны здоровья.

В данной статье мы рассмотрим одну из новелл, обозначенных в Основах,– право пациентов на получение информации о своих правах и обязанностях. В предыдущем законодательстве данной нормы не было, а ее появление в Основах поставило медицинские организации и врачей перед решением достаточно сложной организационной задачи.

Напомним, что отдельно права пациентов перечислены в п. 5 ст. 19 Основ:

«Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации».

Кроме того, права пациентов содержатся и в ряде других статей Основ, например, в ст. 6, где речь идет о приоритете прав пациентов, что также является новшеством российского законодательства по здравоохранению, в ст. 22 – право на информацию о состоянии своего здоровья и др.

Обязанности пациентов отражены в ст. 27 Основ:

«Обязанности граждан в сфере охраны здоровья:

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях». Здесь также следует подчеркнуть, что обязанности граждан в сфере охраны здоровья в российском законодательстве появляются впервые.

Подробно остановимся только на обеспечении отдельного права пациента, указанного в п. 5 ч. 5 ст. 19 Основ. Указанный пункт гласит, что пациент имеет право на «получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья». Становится очевидным, что с реализации данного права и начинается контакт пациента и медицинской организацией. Сама по себе формулировка при первом прочтении кажется простой, однако соблюдение указанного права на практике является достаточно сложной задачей.

Необходимо обратить внимание на то, что формулировка п. 5 ч. 5 ст. 19включает три самостоятельных компонента:

1. «Получение информации о своих правах и обязанностях»,

2. Получение информации о «состоянии своего здоровья»,

3 «Выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья».

Становится понятным, что деятельность по соблюдению каждого из перечисленных выше прав, по сути, является самостоятельным направлением в работе медицинской организации и поэтому требует:

- разработки отдельных локальных нормативных правовых актов (внутренние положения, порядки, приказы, регламентами и т.д.);

- организации работы в данном направлении;

- соответствующей кадровой работы (обучение, пересмотр должностных обязанностей);

- контроля за данной деятельностью (в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности).

Что касается непосредственно права пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, то его практическая реализация сопряжена с определенными трудностями. Если, например, рассмотреть работу врача, ведущего амбулаторный прием, то время, которое отводится на одно посещение пациентом поликлиники, весьма ограничено. В течение приема врач должен взять у пациента информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (которое может занять очень много времени и зависит от вида вмешательства), заполнить медицинскую документацию, собрать анамнез и жалобы, произвести осмотр пациента, сделать все необходимые разъяснения, выписать направления на исследования и рецепты и т.д. В данном случае трудно себе представить, чтобы врач в устной форме информировал пациента о всех его правах и обязанностях при получении медицинской помощи. Это может занять не один час, учитывая весь объем правовой информации на сей счет, имеющейся в нашем законодательстве. Возникает закономерный вопрос: каким образом осуществить информирование пациента о его правах и обязанностях с тем, чтобы соблюсти требования закона в очень ограниченное время? Вариантов может быть несколько:

1.    Разместить всю необходимую информацию на официальном сайте медицинской организации;

2.    Разместить информацию на стендах, расположенных в помещениях медицинской организации (холлы, кабинеты, регистратура и т.д.);

3.    Подготовить памятки (информационные листы), которые необходимо вручать пациентам при первом посещении медицинской организации или при их госпитализации.

Если использовать только первые два пункта или каждый из них по отдельности, то существует риск того, что пациенты могут предъявить жалобы, например, на мелкий почерк текста, неудобное расположение информации на стенде или сообщить о неумении владеть персональным компьютером. В таком случае можно будет считать, что информация не была передана или передана ненадлежащим образом.

Третий вариант является наиболее эффективным, при этом следует разработать и соблюдать соответствующую процедуру, которую нужно закрепить в локальных нормативных правовых актах. Памятки (информационные листы), содержащие полную и подробную информацию о правах и обязанностях пациентов, должны передаваться последним под роспись с фиксацией в первичной медицинской документации. В таком случае право именно «на получение информации…» будет соблюдено. При этом необходимо также использовать и сайты, и информационные стенды, где информация размещается в доступной форме, поскольку их наличие также является требованием надзорных органов. Такой комплексный подход позволяет реализовать рассматриваемой в данной статье права с соблюдением требований современного законодательства по здравоохранения.

Организационные аспекты рассматриваемой проблемы должны регулироваться локальными нормативными правовымиактами и включаться в систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Обоснованием для этого служат не только соответствующие положения законодательства (глава 12 Основ), но и достаточно жесткие требования Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. №1152.

Подпункт «а» п. 3 указанного Положения гласит: «Государственный контроль осуществляется путем: а) проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан….».

Далее 11 пункт Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности раскрывает содержание контроля деятельности медицинской организации по обеспечению прав граждан в сфере охраны здоровья, указывая на то, что при проведении проверок осуществляются следующие мероприятия:

«а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность проверяемых органов, организаций и индивидуальных предпринимателей по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;

б) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы по рассмотрению обращений граждан;

в) оценка соблюдения требований законодательства Российской Федерации к размещению и содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья граждан;

г) экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту».

Следует обратить внимание на то, что при проведении проверок соблюдения в медицинской организации прав граждан в сфере охраны здоровья в соответствии с указанными подпунктами «а», «б» и «в» п. 11 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности медицинская организация должна предъявить разработанные ею документы, материалы и информацию.

Кроме того, необходимо в каждой медицинской организации определить ответственное лицо за организацию работы по информированию пациента о своих правах и обязанностях. Таким лицом может быть и сам руководитель. Далее следует разработать соответствующий внутренний документ (положение, порядок, регламент и т.д.) медицинской организации, регламентирующий работу по информированию пациента о своих правах и обязанностях. После этого очень важно провести обучение медицинского персонала по вопросам обеспечения прав пациента, а в последующем эту работу вести систематически.

Вся деятельность по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья является неотъемлемым компонентом обеспечения качества медицинской помощи. Качества без соблюдения прав не существует, и это конкретно подчеркивается современным законодательством. Разработка конкретных механизмов обеспечения прав пациента в медицинской организации является важной задачей для руководителей, и ее решение лежит, прежде всего, в плоскости разработки внутренних регламентирующих документов.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Александрова О.Ю., Крюкова А.А. Право пациента на информирование при проведении медицинского вмешательства // Правовые вопросы в здравоохранении. – 2013. - №3. – С. 54-65.
2.    Кицул И.С., Пивень Д.В. О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в современных условиях// Заместитель главного врача. – 2013. - №2. – С. 48-52.
3.    Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. – М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2014. – 172 с.
4.    Пивень Д.В., Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов //Менеджер здравоохранения. – 2013. - №4. – С. 6-12.
5.    Порох В.И., Катрунов В.А., Засыпкина Е.В. Основы концепции обеспечения прав пациента// Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. - №1(27). – С. 14-19.



Специалистам здравоохранения