Информатизация системы здравоохранения как важный раздел инновационных управленческих стратегий

Информатизация системы здравоохранения как важный раздел инновационных управленческих стратегий

 12314

Информатизация системы здравоохранения как важный раздел инновационных управленческих стратегий

Возрастающая сложность бизнес-процессов в медицине, использование дорогостоящих ресурсов, оказание индустриальных объемов медицинской помощи, проблемы качества и стандартизации медицинских услуг требуют использования эффективных управленческих приемов, которые невозможно реализовать без информационных технологий и современного коммуникационного обеспечения. Традиционная административная система управления исчерпала свои возможности. Российское здравоохранение работает с большим напряжением, но с очень низким КПД.

Для дальнейшего совершенствования рыночных механизмов требуются типовые решения и высокая дисциплина исполнения. По нашему мнению, основой для типового, системного решения должно стать утверждение, что медицинские учреждения необходимо отнести к типовым производственным единицам, имеющим перечень обязательных технологических параметров, которые должны быть понятны, измеряемы, достижимы и признанны, а технология работы соответствовать моделям, принятым на данный момент в мире, стране или регионе. Качественное здравоохранение трудно представить без соответствия ясным стандартам. Если средняя продолжительность жизни в Европе составляет 76–80 лет, то 68 лет – это явно плохо. Если методики лечения в кардиологии состоят из определенных технологических последовательностей, позволяющих снизить смертность, то несоответствие этим методикам следует расценивать как низкое качество или как нарушение технологической дисциплины, неизбежно приводящей к браку. Другими словами, здравоохранение должно пользоваться проверенными моделями, а потребитель вправе требовать надежных технологий.

Начав системную работу в этом направлении, нам удалось существенно увеличить объемы высокотехнологичных вмешательств при сердечно-сосудистых заболеваниях (ССЗ). Более того, Министерство здравоохранения Республики Татарстан пригласило экспертов для проведения независимого аудита оказания помощи при инфаркте миокарда. Несколько месяцев эксперты PA Consulting Servis (Англия) с привлечением ведущих специалистов ЕОК (Европейское общество кардиологов) изучали систему оказания медицинской помощи при инфаркте миокарда в Республике Татарстан и оценивали ее соответствие международным стандартам. Одними из предложений экспертов ЕОК в части рационального использования медицинских ресурсов сформулированы как необходимость создания единого информационного пространства, «медицинская помощь без границ», позволяющая активизировать межрегиональные связи при использовании высокотехнологичных ресурсов и обучении специалистов.

Несомненно, что кризис, поразивший мировую экономику в середине 2008 г., оказывает неблагоприятное влияние на здравоохранение. Однако хочется надеяться, что оно не будет деструктивным, и кризис станет поводом для пересмотра устаревших методов хозяйствования. В условиях «аварийной» экономики одним из стабилизирующих факторов служит централизация ресурсов и управления ими. При этом термин «централизация» следует правильно понимать и не путать с администрированием. Научно обоснованная централизация, основанная на процессном подходе и системных решениях, не имеет ничего общего с иерархическим способом управления.

Чем может ответить на это отрасль? Прежде всего, провести ревизию немалых ресурсов и перегруппировать их с позиций максимального удовлетворения запросов пациентов. И это сложнейшая проблема, потому что традиционно учреждения здравоохранения, используя государственные ресурсы, больше озабочены укреплением своей автономности, чем участием в системной организации технологического процесса здравоохранения региона.
Так, развивая высокотехнологичную медицинскую помощь, отрасль неизбежно столкнется с необходимостью использования типовых экономических принципов – диверсификацией ресурсов, созданием кластеров, позволяющих оптимизировать работу дорогостоящих медицинских центров и обеспечивать законченный цикл лечения. Не могут все лечебные учреждения быть высокотехнологичными медицинскими центрами, так же как и центры не должны заниматься всем. В этих условиях государство обязано структурировать ресурсы отрасли, исходя из интересов граждан и реальных возможностей бюджета и медицинских учреждений. Для государства проблема онкологии – это не проблема онкологического диспансера. Это проблема системы онкологической помощи. Проблема сердечно-сосудистых заболеваний – это не проблема кардиологического центра. Это необходимость создания системы оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в соответствии с эффективными стандартами лечения, с целью реального снижения устранимых причин смертности.

В решении этой сложной задачи большая роль должна принадлежать информационным технологиям. Информационные технологии способны поддерживать в рабочем состоянии сложные динамические процессы в экономике, в управлении, конструировать системные комбинации и мониторировать исполнение в режиме реального времени. При этом следует понимать, что информационные технологии являются лишь инструментом и не более того.
Не следует ждать чуда от IT-проектов без правильно сформулированных задач. Поэтому, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: какой выбор сделать? Или автоматизировать сложившийся беспорядок, или взять за основу принципы процессного управления, пригодные для моделирования сложных бизнес-процессов, независимо от отраслевой принадлежности? Автоматизировать архаичное и малоэффективное хозяйство нет смысла. Прежде его следует модернизировать и привести в соответствие с принятой внутригосударственной экономической моделью.

В Республике Татарстан трудятся около 13 тыс. врачей и 37 тыс. медицинских работников, функционируют свыше 2 тыс. учреждений здравоохранения, развернута 31 тыс. коек, выполняются сотни тысяч исследований и т.д. Сегодня насчитывается более 10 тыс. заболеваний, свыше 3 тыс. лекарственных препаратов, 300 различных радиологических процедур и 1 тыс. лабораторных исследований. Становится очевидным, что держать в голове такой объем информации невозможно.

Необходимы другие принципы работы. Не менять, а научить систему действовать по-другому. Предоставить убедительные аргументы и расчеты для этого. Невидимое сделать видимым, измеряемым и понятным. Фактически речь идет о необходимой составляющей любого сложного бизнес-процесса – диспетчеризации, выполняемой на базе современных информационных технологий.

Следует признать, что информатизация отрасли здравоохранения в Республике Татарстан сталкивается с типичными проблемами, характерными для всей страны, что осложняет процесс реформирования. К ним относятся: 

  • хаотичная предистория развития IT-систем; 
  • использование несовместимых технических процедур, что требует пересмотра многих решений с позиций интеграционных процессов; 
  • многократное дублирование затрат, когда каждое учреждение стремится создать свою модель и инфраструктуру; 
  • сложность ввода и функционирования обособленных систем в эксплуатацию; 
  • сопротивление со стороны персонала.

В Республике Татарстан в последние годы ведется планомерная работа по модернизации сферы здравоохранения. Она включает в себя улучшение материально-технической базы, внедрение современных технологий лечения, комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества медицинского обеспечения, эффективного использования имеющихся ресурсов, расширение объемов высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи для жителей Республики Татарстан.

Показатели деятельности системы здравоохранения Республики Татарстан находятся в числе лучших в России, при этом обеспеченность основными ресурсами (обеспеченность койками, врачами) одна из самых низких в России, что говорит о высокой эффективности их использования. Основой для эффективных управленческих решений служат системные информационные и коммуникационные проекты и решения, разработанные нашими специалистами.

Республика Татарстан может предложить для тиражирования проект «Диспетчерский центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан» и ряд комплексных информационно-аналитических систем управления лечебными учреждениями.

Создание единого информационного пространства способствует успешному функционированию медицинских учреждений разных форм собственности, позволяет формализовать лечебно-диагностические, логистические бизнес-процессы и процедуры их выполнения, осуществлять мониторинг деятельности и использования дорогостоящих ресурсов по единым стандартам, принимать оперативные обоснованные управленческие решения, готовить аналитические отчеты и т.д. Основой для развития Диспетчерского центра стал реализованный проект «Электронное правительство Республики Татарстан» и создание Центра информационных технологий Республики Татарстан, который взял на себя функцию координатора IТ-проектов в социальной сфере.

Координация деятельности учреждений здравоохранения с использованием Диспетчерского центра позволяет организовать процесс лечения по принципу «одного окна», когда пациент взаимодействует только с медицинским учреждением по месту жительства. При этой схеме пациент не заботится о том, каким образом попасть на лечение в высокотехнологичный медицинский центр. Его маршрут лечения от поликлиники до высокотехнологичной операции и последующей реабилитации в санаторном учреждении будет четко спланирован с помощью единой системы управления. Все необходимые согласования и организацию предварительного обследования производят Диспетчерский центр и направляющее учреждение без присутствия пациента. Кроме того, Диспетчерский центр обеспечивает централизованную архивацию данных и доступ в соответствии с правами доступа к ней. Целями проекта являются: повышение эффективности управления и межведомственного взаимодействия ресурсов здравоохранения, повышение информационной открытости и оптимизация предоставления услуг гражданам, т.е. создание клиентоориентированной системы, действующей по принципу «должна «бегать» информация, а не граждане».

Современная организация медицинской помощи основывается на участии многих учреждений в реализации протокола лечения больного. Соответственно, планирование оптимального маршрута при лечении пациента позволяет рационально использовать этапы лечебно-диагностического процесса в зависимости от специализации, загрузки медицинских учреждений и стоимости лечения.

Основой функционирования Диспетчерского центра является разработанная Информационно-аналитическая система управления высокотехнологичными медицинскими ресурсами (далее – ИАСУ ВТМР), разработанная компанией «Корпоративные информационные рутины» (КИР), г. Казань. Внедрение ИАСУ ВТМР – это инновационный проект, в рамках которого проводится оптимизация процесса предоставления жителям республики высокотехнологичной медицинской помощи. В 2007–2008 гг. была реализована первая очередь проекта.

В составе ИАСУ ВТМР реализована высокоэффективная подсистема мониторинга, построения отчетов и выполнения аналитических задач. С ее помощью проводится автоматизированный мониторинг эффективности использования ресурсов ВТМЦ (дорогостоящее диагностическое оборудование – магнитно-резонансные и компьютерные томографы, ангиографические системы) с еженедельным предоставлением отчетов руководству Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Мониторинг проводится по следующим показателям: 

  • количество оказанных услуг диагностики по каждому отдельно взятому аппарату, установленному в ВТМЦ; 
  • выполнение квот на исследования, установленных Министерством здравоохранения

Республики Татарстан ВТМЦ на годовой период в соответствии с Программой государственных гарантий по оказанию населению Республики Татарстан медицинской помощи по линии обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) –

  • по каждому виду исследований и по каждому отдельно взятому аппарату; 
  • количество платных услуг, оказываемых с помощью диагностического оборудования ВТМЦ в сравнении с показателями выполнения исследований плановым пациентам по линии ОМС.

К концу 2008 г. в рамках кардиологического кластера к системе управления подключен дополнительный перечень ЛПУ: три казанские поликлиники, городская клиническая больница, а также шесть ЛПУ по Республике Татарстан (центральные районные больницы и высокотехнологичные медицинские центры таких городов, как Набережные Челны и Альметьевск). В 2009 г. к пилотной зоне проекта будут подключены четыре высокотехнологичных медицинских центра республиканского подчинения – Республиканская клиническая больница, Детская республиканская клиническая больница, Республиканский клинический онкологический диспансер и т.д.

Развитие Диспетчерского центра предусматривается по четырем стратегическим направлениям: 

  • расширение перечня медицинских бизнес-процессов, управляемых с помощью системы ДЦ (процессы: оказание высокотехнологичной медицинской помощи – диагностика и лечение, обеспечение лекарственными средствами, диспансеризация и т.д.); 
  • создание единых защищенных хранилищ и баз данных медицинской и персонифицированной информации (Архив диагностических изображений, Архив паспортов пациента, Архив медицинских классификаторов, Реестр застрахованного населения и т.д.); 
  • расширение перечня управленческих и экономических задач (мониторинг и обследование учреждений, мониторинг выполнения государственного заказа и квот, мониторинг лекарственного обеспечения и т.д.); 
  • организация межведомственного взаимодействия на основе интеграции систем управления здравоохранением, социальной сферы, различных министерств и ведомств (Фонд ОМС, ЗАГС, МВД и т.д.).

Первый опыт работы пилотного функционала Диспетчерского центра говорит о его перспективности и может быть рекомендован как универсальное управленческое решение для сложных бизнес-процессов в здравоохранении. По состоянию на 1 декабря 2009 г. к Диспетчерскому центру подключено 20 лечебных учреждений (в. т.ч. в Казани – 10), создано около 4600 заявок на госпитализацию, подключено 62 цифровых аппарата по РТ, архивировано 24 726 изображений, мониторируется работа ЯМР-томографов, КТ, ангиографов. Имеются данные по 3841 случаю острого нарушения мозгового кровообращения, ведется мониторирование случаев инсультов в межмуниципальных сосудистых центрах.

Выводы
1. Возрастающая сложность бизнес-процессов в здравоохранении требует постоянного и объективного их мониторинга и аналитической обработки данных с целью принятия адекватных управленческих решений.
2. Повышение эффективности работы отрасли во многом связано с рациональным использованием и правильным распределением ресурсов.
3. Возрастает значение и роль централизованного управления ресурсами, основанного на объективных и своевременно поступающих данных.
4. Повышается сложность в понимании организационно-структурных схем и вариантов оказания помощи для потребителей медицинских услуг.
5. Традиционные административные схемы управления тормозят развитие отрасли, необходимо внедрение новых схем, опирающихся на экономику.
6. Большое число этапов и участников бизнес-процессов в здравоохранении является следствием административной системы управления. Необходимо сократить число звеньев в управленческой цепочке, максимально автоматизировать отчетность.
7. Отставание IТ-технологий от потребностей отрасли в здравоохранении выше, чем где-либо. Необходимо тщательно анализировать накопленный в отрасли опыт, продвигать лучшие, реально работающие разработки, работать с профессиональными, высокоспециализированными разработчиками.
8. Необходимо учить работников здравоохранения системному подходу в управлении, экономике, основам информатики и использованию средств вычислительной техники.

И, наконец, главный вывод: отрасль нуждается в реформировании путем создания системного управления, построенного на современных индустриальных принципах: автоматизации, оптимизации и экономике. Диспетчерский центр, как инструмент, полностью отвечает данной задаче.




Специалистам здравоохранения