Деятельность Росздравнадзора в развитии стандартизации медицинской помощи

Деятельность Росздравнадзора в развитии стандартизации медицинской помощи

 8748

Деятельность Росздравнадзора в развитии стандартизации медицинской помощи
С.В.КОВАЛЁВ, начальник отдела организации контроля качества медицинской помощи населению Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора, kovalevSV@roszdravnadzor.ru;
А.С.ГРАЧЁВА, заместитель начальника отдела организации контроля качества медицинской помощи населению;
К.Ю.ЗАЙДИЕВ, советник отдела организации контроля качества медицинской помощи населению, к.м.н.

В статье приведены итоги контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением стандартов медицинской помощи, проведенных Росздравнадзором в 2010 г. Отмечена актуальность проблемы стандартизации медицинской помощи. Отражен ряд положений законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
     
Проблема стандартизации медицинской помощи в настоящее время является как никогда актуальной. В разработанном и находящемся на обсуждении проекте Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – законопроект) заложено ряд положений, в корне меняющих расстановку акцентов в вопросах проверочной деятельности Росздравнадзора, которые в полной мере до настоящего времени остаются нормативно не урегулированными.

Принятие данного закона будет способствовать обеспечению соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение равнодоступной, качественной медицинской помощи в объеме, гарантированном государством, в любом лечебно-профилактическом учреждении вне зависимости от его территориального нахождения и организационно-правовой формы.

Важные изменения вносятся ст. 33 законопроекта, которая устанавливает, что порядки оказания медицинской помощи обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а стандарты медицинской помощи обязательны для исполнения на территории Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

В настоящее время в законодательных документах упоминание о порядках оказания медицинской помощи отсутствует, а стандарты медицинской помощи носят рекомендательный характер, что затрудняет их использование в ходе проверочных мероприятий по оценке качества медицинской помощи, оказываемой гражданам.

Упомянутая статья законопроекта также определяет понятия порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Порядок определен законодателем как совокупность мероприятий организационного характера, направленных на своевременное обеспечение оказания гражданам медицинской помощи надлежащего качества и в полном объеме.

Он включает в себя:
- этапы оказания медицинской помощи;
- правила деятельности медицинской организации, ее структурного подразделения, врача данной медицинской организации в части оказания медицинской помощи;
- стандарт оснащения и рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации (ее структурных подразделений) для оказания медицинской помощи;
- и другие положения.

Стандарт медицинской помощи определен как совокупность медицинских услуг, лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и иных компонентов, применяемых при оказании медицинской помощи пациенту при определенном заболевании или состоянии определенной степени тяжести.

Стандарт медицинской помощи включает в себя:
- перечень диагностических и лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;
- перечень медицинских изделий;
- перечень компонентов крови с указанием количества и частоты их предоставления;
- перечень видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания с указания количества и частоты их предоставления;
- и иные положения.

Внедрение в 2011–2012 гг. в работу медицинских организаций стандартизированных подходов предусмотрено в качестве одной из основных задач, решаемых при реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Причем региональными программами модернизации предусмотрено поэтапное внедрение стандартов медицинской помощи с учетом их приоритетности и возможностей применения в конкретном субъекте Российской Федерации.

Ответственность по осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения Федеральным законом от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» разграничена.

К полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения). Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится контроль за соответствием качества медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Контроль качества медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения, а также высокотехнологичной медицинской помощи (вне зависимости от подчиненности учреждения ее оказывающего) относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В целях реализации упомянутых полномочий в 2010 г. Росздравнадзором проведено 2 389 проверок соблюдения стандартов медицинской помощи, в том числе 92 проверки по контролю за оказанием высокотехнологичной медицинской помощи. При этом число внеплановых проверок составило 1 777 (74,4% от общего количества проверок).
Основанием для проведения внеплановой проверки в 1 589 случаях (89,4% от числа внеплановых проверок) послужило поступление обращений граждан, а также информации от органов государственной власти, средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также поручения органов прокуратуры. В 188 случаях (10,6% от числа внеплановых проверок) основанием для проведения внеплановой проверки послужило истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении ранее выявленных нарушений.

Всего в 2010 г. проверено 2 028 юридических лиц, нарушения при осуществлении деятельности выявлены в 913 случаях (44,9% от общего числа проведенных юридических лиц).

В ходе проверок соблюдения стандартов медицинской помощи выявлены следующие виды нарушений:
- нарушения ведения медицинской документации - в 440 медицинских организациях;
- несоответствие качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения – в 432 медицинских организациях;
- нарушения порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, определенного совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 №640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» – в 239 медицинских организациях;
- нарушения организации оказания медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в соответствии с видами и объемом, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, – в 50 медицинских организациях;
- нарушения порядка оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.04.2005 №249 «Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан» – в 17 медицинских организациях;
- нарушения организации медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, – в 4 медицинских организациях;
- иные нарушения – в 377 медицинских организациях.
   
По результатам контрольно-надзорных мероприятий в 208 случаях приняты решения о проведении повторной проверки, выдано 865 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено и направлено в суд 217 протоколов об административном правонарушении, материалы по итогам контрольных мероприятий направлены в 443 случаях в прокуратуру субъекта Российской Федерации, в 37 – в правоохранительные органы, по 205 проверкам – в органы государственной власти субъекта Российской Федерации (таблица).

В 2012 г. контрольно-надзорные мероприятия в рамках контроля за качеством оказания медицинской помощи населению и ее соответствия установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения будут продолжены в соответствии с утвержденным планом проверок.

Также вопросы стандартизации в деятельности медицинских учреждений будут проверяться в рамках контроля за ходом реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Проверочная деятельность Росздравнадзора и управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации должна стать одним из звеньев организации системы стандартизации здравоохранения Российской Федерации, направленной на сохранение и улучшение здоровья населения.

Таблицу см. в приложении


Специалистам здравоохранения