Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Здравоохранение

07.04.2017

Особенности системы подготовки и непрерывного образования специалистов по управлению в сфере здравоохранения в странах Северной Америки



А.В. КОЧУБЕЙ, д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ им. А.И. Евдокимова, А.К. КОНАНЫХИНА, к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ им. А.И. Евдокимова, А.Г. ЛАСТОВЕЦКИЙ, д.м.н., профессор, главный научный сотрудник ЦНИИОИЗ, г. Москва, Е.А. ЦВЕТКОВА, врач-педиатр, ГБУЗ ДГП №7 ДЗ Москвы

 
В статье рассматривается система подготовки и непрерывного образования специалистов по управлению в сфере здравоохранения в странах Северной Америки.
Цель: провести сравнение существующих особенностей с системой подготовки и непрерывного образования специалистов по управлению здравоохранением в нашей стране.
Результаты: интеграция особенностей подготовки специалистов по управлению здравоохранением в российскую образовательную систему возможна при условии всеобщей кооперации и сотрудничества органов власти, представителей практического здравоохранения, образовательных организаций.

В странах Северной Америки аналогом отечественного специалиста в области организации здравоохранения  является специалист по управлению в сфере здравоохранения, профессиональная подготовка которого ведется в рамках таких образовательных программ, как «Healthcare administration», «Healthcare management»  и их модификаций . Поэтому в нашей статье мы будем использовать такие словосочетания, как «специалист по управлению в сфере здравоохранения», «деятельность по управлению в сфере здравоохранением», «специальность «Управление здравоохранением».

Классическая схема подготовки специалистов по управлению в сфере здравоохранения в странах Северной Америки может быть представлена в виде трех ступеней высшего образования, где первая ступень –  бакалавриат, вторая –  магистратура, третья –  докторантура. Ежегодно в странах Северной Америки бакалавриат и магистратуру по специальности «Управление здравоохранением» заканчивают около 2 000 человек [1].

Для занятия профессиональной деятельностью по управлению в сфере здравоохранения обязательной и одновременно достаточной является степень бакалавра.

Обучение в бакалавриате по специальности «Управление здравоохранением» (Bachelor's of Science Degree in Healthcare Administration) предлагают большинство колледжей и университетов Северной Америки.

При обучении в бакалавриате у обучающегося формируют знания по финансовому и кадровому менеджменту, организации и функционированию медицинских организаций различного типа. Студентам читают лекции об основах экономики, бизнеса, нормативном правовом регулировании в сфере здравоохранения, проводят занятия по ведению бухгалтерского учета и медицинской документации, управлению качеством и маркетингу в здравоохранении, медицинской этике и деонтологии, информационным технологиям в здравоохранении и оперативному управлению, санитарным нормам и правилам. В ряде школ при подготовке бакалавров по специальности «Управление здравоохранением» делают акцент на специфике управления при оказании неотложной помощи или лечении хронических больных [2].

Плюсом, на наш взгляд, при подготовке бакалавров является их стимулирование к работе в профессиональных организациях для получения опыта практической деятельности [3].

Программы подготовки бакалавров по специальности «Управление здравоохранением» в различных школах, несмотря на довольно широкий спектр поставляемых знаний и их специфичность, ставят своей целью обучить студента основам управления в сфере здравоохранения, но главное -- сформировать навыки управления специализированными отделами медицинской организации, например, аналитического, кадров, маркетинга, бюджетирования и т. д. [3].

Такая узкая направленность бакалавров мешает им адекватно реагировать на перманентно происходящие преобразования в сфере здравоохранения стран Северной Америки. Именно поэтому работодатели все чаще приглашают людей с магистерской степенью по специальности «Управление здравоохранением» на должности, где раньше достаточно было степени бакалавра.

Считается, что здравоохранение как отрасль реагирует на изменения, происходящие в окружающей среде, гораздо быстрее, нежели иные отрасли экономики. Понятно, что если среда меняется непрерывно, то и преобразования не могут быть единичными и конечными. В странах Северной Америки к основным направлениям развития среды относят усиливающиеся интеграцию медицинских организаций и кооперацию врачей, инвесторов, страховщиков, медицинских организаций для обеспечения доступной и достаточной медицинской помощи и, как следствие, улучшение общественного здоровья. Причем это происходит на фоне других тенденций изменения среды: усиления деятельности по распространению здорового образа жизни и профилактической работы; роста осведомленности граждан в вопросах качества медицинской помощи; непрерывного прогресса медицинских технологий; продолжающегося в геометрической прогрессии, с учетом послевоенного демографического взрыва, роста числа лиц пожилого и старческого возраста; усиливающегося внимания правительства, страховщиков, граждан, инвесторов к расходованию средств и качеству предоставляемых услуг; возрастающих требований к внедрению системы TQM [4].

Таким образом, сфера здравоохранения требует специалистов по управлению здравоохранением широкого профиля – универсалов, понимающих управление в рамках минимум всей медицинской организации. Программы подготовки в магистратуре по специальности «Управление здравоохранением» дают знания и развивают компетенции, необходимые для управления медицинскими организациями и всей инфраструктурой здравоохранения [5].

Предложений о работе для специалиста по управлению здравоохранением, имеющего степень магистра, значительно больше, чем для бакалавра. Вот почему число лиц, желающих получить магистерскую степень по специальности «Управление здравоохранением», в странах Северной Америки растет год от года.

При поступлении в магистратуру практически во все школы (университеты), в т. ч. по специальности «Управление здравоохранением», абитуриенты должны пройти стандартизированный тест GMAT (Graduate Management Admission Test). Данный тест един для всех абитуриентов, претендующих на обучение в магистратуре в университетах Северной Америки. Тест был разработан Советом девяти ведущих университетов США для отбора студентов в магистратуру по специальности «Деловое администрирование» (MBA), однако впоследствии распространился далеко за пределы данной специальности и даже университетов страны.

Тест GMAT состоит из трех секций [6]. Первая –  написание эссе на заданную тему – -- позволяет оценить умение писать аналитические тексты; вторая, состоящая в свою очередь из математической и словесной частей, – -- проверить сообразительность абитуриента, третья –  способность анализировать большие объемы данных, изложенные в формате диаграмм и таблиц.

В российской системе подготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» также имеются вступительные экзамены при поступлении в интернатуру и ординатуру и осуществляется контроль базового уровня знаний для слушателей курсов профессиональной переподготовки. Однако вступительные испытания на всех этапах нашей системы подготовки оценивают знания предмета «Общественное здоровье и здравоохранение».

По нашему мнению, следует калькировать опыт североамериканских университетов по отбору абитуриентов в магистратуру, при приеме в ординатуру и для прохождения профессиональной переподготовки будущих специалистов по управлению в сфере здравоохранения. Такой подход позволит уже на этапе поступления отобрать лиц, способных успешно обучаться и, как следствие, применять полученные знания в последующем.

Интересно, что университеты публикуют на своих страницах в Интернете средний балл и медиану по результатам последнего набора студентов в магистратуру. Средний балл абитуриента отражает востребованность университета и его позицию среди школ управления: чем выше средний балл, тем выше престиж университета.

Выше мы упомянули о преобразованиях в системе здравоохранения, ими обусловлено многообразие магистерских образовательных программ по специальности «Управление здравоохранением». Одни программы акцентированы на государственном управлении, другие -- на бизнес-администрировании в здравоохранении, третьи соединяют в себе вопросы управления здравоохранением и общественного здоровья.

Сориентироваться в выборе будущей специализации студенту помогают национальные академические студенческие общества по управлению в сфере здравоохранения, которые осуществляют патронаж студентов во время их обучения. Это не только методическая помощь, но и содействие в выборе специализации с учетом интересов и способностей обучающегося. В США с 1965 г. действует национальное академическое студенческое общество по управлению в сфере здравоохранения ΥΦΔ. Студенческие общества содействуют профессиональному становлению выпускника в выбранной профессии и его профессиональному развитию [7].

На наш взгляд, деятельность студенческих обществ в нашей стране должна быть также ориентирована на профессиональное развитие будущих выпускников, т. к. отобранная немногочисленная категория студентов обладает уникальными способностями, необходимыми для профессии управленца.

Следует отметить, что руководство обществом  осуществляет Ассоциация разработчиков университетских программ по управлению здравоохранением AUPHA (Association of University Programs in Health Administration). AUPHA состоит из представителей профессорско-преподавательских коллективов и организаций поставщиков медицинских услуг. Деятельность AUPHA обеспечивает подбор образовательных технологий для достижения установленных к образовательным программам по управлению здравоохранением критериев.

Сами критерии ко всем программам магистратуры университетов Северной Америки по управлению здравоохранением, в т. ч. по организации больничного обслуживания, организации системы медицинского обслуживания, деловому администрированию в управлении больничным обслуживанием, управлению здравоохранением, общественному здоровью, государственному администрированию, научной деятельности в области организации и управления здравоохранением, устанавливает Комиссия по аккредитации образования по специальности «Управление здравоохранением» CAHME (Commission on Accreditation of Healthcare Management Education). CAHME ведет свою работу с 1968 г. и, являясь неправительственной организацией, действует от лица государственной структуры – -- Департамента образования США. В структуру CAHME входят 10 крупнейших североамериканских профессиональных организаций сферы здравоохранения: Американская ассоциация руководителей здравоохранения, Американская ассоциация руководителей медицинских практик, Американская ассоциация американских больниц, Американская ассоциация руководителей медицинских сестер, Американская ассоциация общественного здоровья, Американское объединение врачей-руководителей, Американская медицинская ассоциация, Ассоциация университетских программ по управлению здравоохранением, Канадский институт управления здравоохранением, Ассоциация финансового менеджмента в здравоохранении [8].

Помимо определения критериев к образовательным программам магистратуры по управлению, планированию и политике в сфере здравоохранения CAHME проводит постоянный обзор существующих магистерских программ подготовки, определяет их соответствие установленным критериям и консультирует разработчиков программ. Деятельность CAHME направлена на обеспечение и продвижение качественного образования по специальности «Управление здравоохранением» посредством обеспечения унификации образовательных программ и стимулирования университетов постоянно их улучшать [9].

Несмотря на многообразие образовательных программ магистратуры по специальности «Управление здравоохранением», их унификация, которая подразумевает одинаковый по спектру и глубине объем знаний, отвечающий запросам здравоохранения, при многообразии образовательных технологий гарантирует стандартное качество подготовки в разных школах управления. Целью магистерских программ подготовки специалистов в области управления здравоохранением является формирование у обучающегося знаний, необходимых для организационно-распорядительной деятельности, планирования услуг и секторов здравоохранения. Образовательные программы направлены на развитие компетенций менеджера, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, проблемах и требованиях общества, знающего законодательство и этические нормы, организацию и финансирование системы здравоохранения, сведущего в статистике и количественном анализе [10, 11].

В нашей стране требования к подготовке по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» в ординатуре и по программам профессиональной переподготовки определяет Министерство образования и науки РФ соответствующими приказами. Так, требования к подготовке в ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте [12], в то время как программы дополнительного профессионального образования, согласно нормативным правовым актам, разрабатываются образовательными организациями самостоятельно [13].

Мы считаем, что в вопросе определения критериев к программам подготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» следует ориентироваться на опыт североамериканских университетов. Принимая во внимание исторический опыт системы подготовки и непрерывного образования по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», под эгидой Минздрава России целесообразно создать аналогичную «Комиссию по аккредитации образования» по данной специальности, деятельность которой стала бы гарантом единого уровня подготовки специалистов в области управления здравоохранением по всей стране. В нашей стране действуют учебно-методические объединения (УМО), которые, подобно CAHME, являются «государственно-общественными объединениями» представителей образовательных организаций и организаций работодателей, создаваемыми органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Но создание УМО не является обязательным, по одной специальности может быть создано и может функционировать несколько объединений, причем профессиональные ассоциации не могут быть напрямую представлены в УМО. Деятельность УМО также похожа на работу CAHME, но только на первый взгляд. УМО разрабатывает федеральные государственные образовательные стандарты и примерные образовательные программы, осуществляет координацию действий образовательных организаций и утверждает рабочие образовательные программы по специальностям. Однако утверждение в УМО проходят только рабочие образовательные программы, добровольно представленные в УМО их разработчиками [14, 15].

Отдельно остановимся на североамериканской системе непрерывного образования специалистов в области управления здравоохранением. Тематические курсы в рамках данной специальности в различных форматах предлагают профессиональные ассоциации, входящие в состав CAHME. Например, Американская ассоциация руководителей здравоохранения ACHE (American College of Healthcare Executives), которая является международной профессиональной ассоциацией руководителей здравоохранения. Образовательная деятельность – -- одно из основных направлений ACHE, которая состоит из конгрессов; очных курсов, включающих двухдневные семинары, тематические программы, выездные циклы (по месту работы); дистанционного обучения, которое представлено 90-минутными вебинарами, 6-недельными семинарами в диалоговом режиме и курсами самоподготовки. За каждый из образовательных курсов обучающийся получает установленное количество образовательных часов (кредитов). Например, за двухдневный очный семинар ACHE стоимостью 1 350 долл. слушатель получит 12 кредитов [16].

Стоимость образовательных курсов различна для членов профессиональной ассоциации и сторонних участников. Однако не разница в оплате дополнительного образования заставляет специалистов в области управления здравоохранением вступать в ряды профессиональных ассоциаций. Более того, прохождение образовательных программ уже после начала профессиональной деятельности не является обязательным для стран Северной Америки, т. к. профессиональная деятельность по управлению здравоохранением не требует лицензирования.

Желание работодателей видеть в своих организациях сотрудников, в чьей компетентности они могут быть уверены, -- вот что диктует стремление специалистов вступать в профессиональные общества и добровольно проходить многоступенчатый путь подтверждения профессиональной пригодности.

Так, для подтверждения профессиональной пригодности в ACHE на первой ступени необходимы степень магистра по специальности «Управление здравоохранением», нахождение в момент подачи заявления в должности специалиста в области управления здравоохранением, стаж практической работы по данной специальности не менее 2 лет, участие в ACHE, 3 отзыва от действующих членов ACHE [17].

Вторая ступень начинается со сдачи специального экзамена по специальности «Управление здравоохранением». Экзамен ежегодно подвергается ревизии, разрабатываются новые вопросы по 10 областям знаний, требуемых управленцу. Подобная ревизия позволяет достичь беспристрастной, валидной, отвечающей требованиям времени оценки знаний кандидатов. Цель экзамена -- оценить не объем теоретических знаний специалиста, а его умение применить их для решения практической задачи, т. е. его компетентность.

На экзамен отведено 6 часов, за которые тестируемый должен ответить на 230 вопросов с одиночным выбором ответа. Все вопросы позволяют оценить компетентность тестируемого в 10 областях, таких как: финансирование, технологии и информационный менеджмент, правительственные и организационные структуры, качество и обеспечение улучшений, управление кадрами, законы и нормативные акты, здравоохранение, менеджмент, деловое администрирование, профессионализм и этика.

Вес вопросов и их количество в структуре экзамена различны. Наибольший вес имеют вопросы, касающиеся здравоохранения как среды и менеджмента, наименьший – -- правительственные и организационные структуры, технологии и информационный менеджмент [18].

На наш взгляд, проведение экзамена на основе компетентностного подхода, стандартного для всех организаций, ведущих подготовку в рамках дополнительного профессионального образования и ординатуре, улучшит обучение по специальности, повысит профессиональный уровень специалистов в области организации здравоохранения и обеспечит работодателя достоверной объективной информацией о компетентности специалиста. Кроме того, подобный экзамен позволит самому специалисту сосредоточиться на восполнении недостатка профессиональных знаний.

Утвердить свой статус в качестве члена ACHE специалист может при условии успешной сдачи вышеописанного экзамена, участия в АСНЕ не менее 3 лет, 5-летнего опыта управления в сфере здравоохранения, наличия полных 40 часов непрерывного образования за последние 5 лет, причем 12 часов должны быть категории I, обязательного участия в общественной и гражданской деятельности, в т. ч. здравоохранения [17].

Следует отметить, что успешное прохождение экзаменационного испытания не является конечной ступенью подтверждения профессиональной пригодности. Эта работа ведется специалистом в течение всей его профессиональной жизни. В течение 3 лет после экзамена специалист должен набрать в рамках непрерывного образования определенное количество образовательных часов либо вновь пройти экзамен.

Подобный подход к непрерывному образованию с необходимостью периодической переоценки профессиональных знаний в случае отказа специалиста от прохождения дополнительного профессионального образования, мы считаем, позитивно скажется на системе непрерывного образования специалистов в области управления здравоохранением в нашей стране.

Следует отметить, что обучение в магистратуре обеспечивает не только углубленное изучение теории, но и подготовку к ведению научно-исследовательской работы [19]. В рамках североамериканского академического образования по специальности «Управление здравоохранением» результатом научно-исследовательской работы является степень доктора философии ((PhD) Philosophiæ Doctor) по специальности «Управление здравоохранением» или степень доктора наук по специальности «Управление» ((D.H.A.) Doctor of Health Administration). Разница заключается в том, что PhD – -- исследовательская степень, а доктор наук по специальности «Управление» – -- это профессиональная исследовательская степень [20].

Получить степень доктора наук по специальности «Управление здравоохранением» возможно только после обучения в докторантуре, которая является высшей ступенью академического образования по данной специальности. Обучение в докторантуре включает элективные занятия, занятия по ведению и методологии исследовательской работы, консультативные занятия научного руководителя и куратора, доклады перед научным сообществом и длится при очной форме 2--4 года, при заочной – -- 6--9 лет. Получение самой научной степени доктора наук по специальности «Управление здравоохранением» занимает при очной подготовке 3--5 лет, при заочной -- 7--10 лет. Причем докторантура как ступень высшего академического образования по специальности подтверждается только после защиты научной работы (диссертации) [21].

Хотим подчеркнуть, что во многих европейских странах степень доктора наук по специальности подразумевает формирование некоего потенциала у обучающегося, позволяющего развивать новые знания и практику, преподавать, формировать общественную политику и/или руководить комплексными сложными проектами/организациями. В североамериканской системе образования степень доктора наук по специальности, помимо вышесказанного, еще является подтверждением наличия передовых знаний в профессиональной сфере у обладателя степени [22]. Специалисты, имеющие степень доктора наук по специальности «Управление здравоохранением» рассматриваются как профессионалы-лидеры, имеющие всеобъемлющие знания, способные успешно решать проблемы здравоохранения, чья карьерная эволюция способствует улучшению системы управления здравоохранением [23, 24].

К сожалению, согласно существующим нормативным правовым документам, российские специалисты, занимающиеся научно-педагогической и научной деятельностью по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», обладающие высокой профессиональной компетентностью по управлению в сфере здравоохранения, не имеют права работать в системе практического здравоохранения .

На наш взгляд, российской системе подготовки и непрерывного образования по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» следует обратить внимание на подход к определению статуса доктора наук по специальности в североамериканской системе подготовки специалистов в области управления здравоохранением.

В заключение мы хотим подчеркнуть, что интеграция различных элементов североамериканской и иных зарубежных систем подготовки и непрерывного образования в российскую возможна исключительно при условии всеобщей кооперации и сотрудничества органов власти, представителей практического здравоохранения, образовательных организаций.

ИСТОЧНИКИ

1.    Bureau of Labor Statistics -- Occupational Outlook Handbook entry/ http://www.bls.gov/ooh/ (обращение 3 ноября 2014).
2.    Bachelor in Health + Health Care Administration + Management https://www.universities.com/edu/Bachelor_degrees_in_Health_Health_Care_Administration_Management.ht... (обращение 3 ноября 2014).
3.    Bachelor in Health Care Management Online/ https://www.universities.com/Online/Bachelor-degrees-in-Health-Care-Management-Online.html (обращение 3 ноября 2014).
4.    Griffith J.R., White K.R. The Well-Managed Healthcare Organization (6thEd.), Chicago: Health Administration Press. 2007.
5.    Duah MHA/MBA Degree -- University of Minnesota School of Public Health. University of Minnesota. Retrieved 17 June 2013.
6.    GMAT. Format and timing http://www.mba.com/global/the-gmat-exam/gmat-exam-format-timing.aspx (обращение 3 ноября 2014).
7.    Upsilon Phi Delta. www.upducf.com (обращение 3 ноября 2014).
8.    CAHME. Accredited Programs – -- Find Those That Meet Your Needs http://www.cahme.org/Background.html (обращение 3 ноября 2014).
9.    CAHME. About CAHME : Mission http://www.cahme.org/Mission.html (обращение 3 ноября 2014).
10.    CAHME. Why CAHME Accreditation Is Important? http://www.cahme.org/AccreditationOverview.html (обращение 3 ноября 2014).
11.    Leah Sims. Common Master’s Degrees Held in the Health Administration Industry. Published February 12, 2013. https://www.universities.com/articles/common-masters-degrees-held-in-the-health-administration-indus....
12.    Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.08.2014 №1114.
13.    Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 №499 (ред. от 15.11.2013).
14.    Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) /.
15.    Об утверждении Типового положения об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации: Приказ Минобразования РФ от 17.04.2001 №1742 (с изм. от 22.03.2006).
16.    ACHE. Seminars. http://www.ache.org/SEMINARS/index.cfm (обращение 3 ноября 2014).
17.    ACHE. Credentialing. http://www.ache.org/mbership (обращение 3 ноября 2014).
18.    Board of Governors Examination Reference Manual/ http://www.ache.org/mbership/credentialing/EXAM/referencemanual.cfmю
19.    Leah Sims. Types of Doctoral Healthcare Administration Degrees. Published February 12, 2013. https://www.universities.com/articles/types-of-doctoral-healthcare-administration-degrees.
20.    ACHE, Which Degree Should I Pursue? http://www.ache.org/CARSVCS/whichdegree.cfm (обращение 3 ноября 2014).
21.    Amelia Gray. Academic Doctoral Programs: Topping Off a Lifetime of Academic Achievement/ http://www.worldwidelearn.com/doctorate-degrees/doctoral-guide/academic-doctoral-degrees.html (обращение 3 ноября 2014).
22.    Fottler, Myron. Introduction:   The State of Doctoral Education in Health Administration and Policy Revisited. The Journal of Health Administration Education, 2007, 24.3:   183 http://www.asph.org (обращение 3 ноября 2014).
23.    Amelia Gray. History of the Doctorate: From Auspicious Beginnings to Online Doctorate Degree/ http://www.worldwidelearn.com/doctorate-degrees/doctoral-guide/doctoral-degree-history.html (обращение 3 ноября 2014).
24.    ACHE, You career as a Healthcare executive https://www.ache.org/carsvcs/ycareer.cfm (обращение 3 ноября 2014).
    

Источник: Вестник Росздравнадзора, № 6, 2015



Последние статьи


Мероприятия

     2017
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.