Деловой стиль руководителя – обзор на 360º

 7254

Деловой стиль руководителя – обзор на 360º
Деловой стиль руководителя включает в себя не только внешний облик, но и комплекс поведенческих проявлений: то, как воспринимают ваших сотрудников, коллег, клиентов, партнеров и т.д. Иными словами, под данным определением принято понимать поведение и восприятие людей, окружающих вас на работе.

При этом то, как человек сам себя воспринимает, может очень сильно отличаться от восприятия его со стороны других людей. Поэтому нет необходимости играть какие-либо роли, важно просто хорошо понять себя, свои сильные стороны, точки опоры, свои преимущества на этом рынке. Каждый из нас уникален и целен, но часто мы забываем об этом, пытаемся загнать себя в какие-то рамки, и это убивает в нас индивидуальность.

Стиль руководителя не должен быть навязан извне или придуман для каких-то целей. Он должен расти изнутри. Руководителю следует понимать, в чем его уникальность и проявлять ее в своем поведении.

На мой взгляд, если говорить о стиле как о внешности, то он всегда должен держаться на трех равных «китах»:
1.    Бизнес-стиль - определенного рода костюм, обувь, прическа. Это традиции и от этого никуда не деться.
2.    Корпоративность - у каждой компании свой подход.
3.    Индивидуальность.

Последний пункт следует рассмотреть более подробно, т.к. у каждого из нас есть вещи, которые нам нравятся, в которых мы чувствуем какой-то полет и радость. Руководителю нельзя лишать себя этих положительных эмоций на работе. Если у вас есть любимые цвета, носите одежду данных тонов. Это позволит вам радоваться собственному отражению в зеркале.

Далее аксессуары. Я считаю, что в этом моменте свобода женщины-руководителя практически безгранична. Единственное, чего стоит избегать – избытка (более 2-3) ярких пятен вашем образе. Например, если вы одеваете деловой костюм, выгодно дополнить его помогут брошь, серьги и пряжки на туфельках. Но если к этому добавить еще ремень, часы, бантик и прочее - это уже перегруз.

Кстати, наглядных образов того, как мы можем выгодно подавать себя через аксессуары и цвет, немало среди знаменитых людей. К примеру, такая яркая политическая фигура, как Мадлен Олбрайт, не была чрезмерно привлекательна, но для своих костюмов она выбирала яркие необычные броши, как правило, с образами из фауны (черепашка, лягушонок и т.д.). Делала она это совершенно осознанно, т.к. каждый человек при виде подобного аксессуара мгновенно начинает вести себя как ребенок, внимательно рассматривая его и не замечая при этом какие-либо несовершенства внешности его хозяина. Обладатель данной вещицы в это время чувствует себя защищенным - аксессуар выступает в роли брони, охраняющей его от разглядывания себя самого.

Таким образом, даже если вы человек яркий и заметный, но ваша внешность достаточно нейтральна, наличие любимого аксессуара в вашем образе будет являться несомненным плюсом. Тем более что руководитель просто обязан излучать радость для того, чтобы окружающие его люди не впадали в депрессию.

Поведение во время встреч

Деловые встречи - это основной вид деятельности в течение дня, которым заняты руководители, и зачастую общаться им приходится с людьми, которые видят их в первый раз. Помните, что ваш стиль в данных ситуациях является визитной карточкой, выражением компании, т.к. через свой стиль руководитель презентует не только себя, но и компанию в целом. Внешний вид - это главное, на что обращают внимание собеседники при первой встрече, поэтому так важно в самом начале знакомства всем своим видом вызвать у них чувство положительности, открытости. Также при планировании встречи важно не забывать о целях, которые мы ставим перед собой, и не позволять себе думать о домашних проблемах, чтобы мысли не разбегались по сторонам. Старайтесь фокусироваться только на том, какие чувства вы хотите вызвать у собеседника. Всегда ставьте перед собой компактные цели, например, когда вы встречаетесь с человеком первый раз, постарайтесь вызвать у него чувство базового доверия. Если сделать это не удастся, дальнейшее продуктивное общение станет затруднительным.

В бизнес-партнерстве чаще всего доверие к себе вызывает уверенный человек. Поэтому это еще одна ваша цель. Для того чтобы выглядеть уверенно, одеться необходимо так, чтобы было видно, что ты сам себе доверяешь, поэтому и тебе можно доверять. Взаимное доверие – это фундамент, если у его нет, любое дальнейшее взаимодействие провально.

Кроме того, существуют быстрые поведенческие индикаторы уверенности в себе. Первое и самое главное – ваша осанка. По силуэту собеседника уже можно понять, уверенный в себе это человек или нет. Осанка - это первое, на что обращают внимание. Таковы эффекты нашего восприятия, и мы ровным счетом ничего с этим не в силах поделать. Они заложены глубоко в сознании каждого из нас и, по словам специалистов, имеют филогенетические корни из далекого прошлого, когда только зарождалось само прямохождение. Представьте себе каменный век, человек идет сквозь заросли папоротника, он как бы прячется, постоянно нагибается из-за того, что боится, - где-то рядом могут сидеть его враги, которые могут убить его, а пригнувшись, он чувствует себя в безопасности. В то же время более уверенный человек, возможно, защищенный какими-то амулетами, держит путь рядом с ним с гордо закинутой назад головой. Запомните, человек, уверенный в себе, будет идти, держа голову и спину прямо. Это очень важно, это гарантия того, что вы сразу вызовете положительные эмоции у собеседника. Только потом нанизывается все остальное: контакт глаз, улыбка в начале и при завершении диалога и т.п.

Однако традиционно в европейском этикете нужно помнить еще вот о чем: первым встречает гостя, представляется и протягивает руку хозяин офиса. Исключения составляют лишь те случаи, когда есть большая разница в возрасте или в чинах. Если это общее собрание или мероприятие первой протягивает руку женщина, т.к. в европейском обществе принято, чтобы и женщина и мужчина пожимали руку, и только в России такой традиции нет.

Мимика и жестикуляция

Мимика должна быть живой и естественной. Необходимо вести себя непринужденно и следовать своим внутренним желаниям, если, например, вам хочется улыбнуться – сделайте это. Не следует забывать лишь про контакт глаз. Он должен присутствовать 30-40% времени общения.

Что касается жестикуляции – открытая, живая жестикуляция, без чрезмерного размахивания руками и закрытых поз или держания рук под столом – идеальный вариант. Желательно, чтобы руки были в поле зрения, рекомендуемые жесты – раскрытие грудной клетки, когда руками совершаются мягкие и плавные движения. Например, прикладываем руки к области сердца и как бы раскрываем. Такой жест душевности очень хорош вначале общения. Есть жесты и более авторитарные. Их тоже можно использовать, но в иных случаях, например в ходе переговоров, в которых вам нужно проявить свою сильную позицию. В таких ситуациях пригодятся асимметричные жесты: жестикуляция только прямой правой рукой (Владимир Ленин на броневике), ладонь или даже кулак, ударяющие по столу, указующие жесты (вы, вы и вы). В принципе, можно использовать и то и другое. Все зависит от ситуации: если вы хотите как-то продавить свою позицию, то должны использовать более авторитарную жестикуляцию, а если вам необходимо показать свое партнерское отношение, то это может быть двуручная, более мягкая жестикуляция.

Единственное, что я не рекомендовала бы использовать в процессе делового общения - тактильный контакт (кроме рукопожатия), особенно в ситуациях, когда руководитель и подчиненный разнополые.

Параметры звучания голоса

Под речевым самовыражением руководителя следует понимать не только что и как человек говорит, но и то, как он звучит. Например, если мы обратим внимание на телефонное общение, то здесь есть несколько приоритетных рекомендаций. Основная из них – мы должны звучать так, чтобы было понятно, что мы хотим сказать. Дело в том, что, как правило, у большинства из нас несовершенная, неидеальная дикция. В связи с этим необходимо стараться, чтобы собеседник понял вас, услышал. Для этого говорите не очень громко, но достаточно четко и разборчиво. Это позволит вам донести смысл своего высказывания по телефону до собеседника на другом конце провода.

Вообще, основные наши проблемы в общении и в неверном восприятии из-за того, что коммуникации несовершенны и в их процессе возможны искажения, например в виде потери части информации. Помните, что даже если ваши подчиненные смотрят на вас «во все глаза» и слушают «во все уши», - вы все равно не застрахованы от неверного толкования своих слов. То, каким образом будут интерпретированы ваши послания, также неизвестно, поэтому все фразы в процессе телефонной беседы произносите очень четко, налаживая обратную связь. Даже если ваш собеседник не догадался переспросить, не постесняйтесь самостоятельно уточнить, правильно ли вы были поняты.



Специалистам здравоохранения