Чтобы медицинская помощь была доступной и качественной (из опыта работы Управления Росздравнадзора по Курской области)

 7529

Чтобы медицинская помощь была доступной и качественной (из опыта работы Управления Росздравнадзора по Курской области)
В статье приведены итоги контрольно-надзорной деятельности Управления Росздравнадзора по Курской области за 2010 г. Представлены количество и структура проверок, в том числе проверок лечебно-профилактических учреждений по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», расходы консолидированного бюджета области на здравоохранение и основные показатели деятельности в сфере здравоохранения и социального обслуживания области. Отмечены не только достижения, но и проблемы, которые необходимо решать совместно с органами государственной власти региона.

Не карать, а помогать – такой девиз избрал для себя коллектив Управления Росздравнадзора по Курской области. Вся его деятельность направлена на то, чтобы граждане своевременно и в полном объеме получали качественную медицинскую помощь, а медучреждения оптимально и грамотно организовывали свою работу.

Более тысячи проверок было проведено специалистами управления в 2010 г., выдано 438 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 37 протоколов об административных правонарушениях. План контрольно-надзорных мероприятий полностью выполнен (рис. 1, 2).

Основными направлениями в деятельности были контроль за реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», за качеством оказания медицинской помощи, принятие мер по улучшению ее доступности для всех слоев населения, более широкое освещение в прессе работы управления.

Под пристальным вниманием оставался вопрос ценообразования на жизненно важные и необходимые лекарственные средства, контроль за качеством лекарственных средств в ЛПУ и учреждениях социального обслуживания области.

Один из показателей деятельности управления – доля нелицензированных территориально обособленных объектов. Если в 2005 г. она составляла 84% в здравоохранении и 97% в социальном обеспечении, то в настоящее время нелицензированных объектов в здравоохранении осталось всего 1%, среди учреждений социального обеспечения – 9% (рис.3).

В последнее время отрасли здравоохранения в Курской области уделяется большое внимание. Введены в действие сосудистый и перинатальный центры, начато строительство онкоцентра и Курской городской поликлиники №1. В результате совместной работы управления, администрации области и комитета здравоохранения были выделены дополнительные финансовые средства на укрепление материально-технической базы учреждений, что положительно сказалось на доступности и качестве оказания медицинской помощи населению (рис. 4). Устранены многие трудности и недостатки при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» (рис. 5).
Более эффективно стало использоваться медицинское оборудование в лечебно-профилактических учреждениях области. Простои выявлялись лишь в единичных случаях, носили кратковременный характер и не были связаны с отсутствием расходных материалов. Существенно снизилась разница в возможностях диагностических служб лечебных учреждений.

Внедрение хирургических и рентгенэндоваскулярных вмешательств при сосудистых заболеваниях позволило снизить смертность трудоспособного населения от болезней системы кровообращения на 11%. Повысились оперативность работы службы скорой помощи и качество ее оказания. Время ожидания бригад на дому снизилось с 52 до 17, на улице – с 25 до 11 минут (рис. 6).

Улучшилась эпидситуация в регионе. Заболеваемость гепатитом В за последние 5 лет уменьшилась в 3 раза. На протяжении последних лет не зарегистрировано ни одного случая заболевания корью и краснухой, не было поствакцинальных осложнений. Эффективная работа по внедрению родовых сертификатов позволила ЛПУ дополнительно получить более 125 млн. руб. Вдвое снизился уровень материнской смертности, на низком уровне остается ранняя неонатальная смертность.

Руководители учреждений стали более ответственно подходить к вопросам допуска к осуществлению медицинской деятельности медицинских работников, в том числе и к своевременному повышению их квалификации. Однако если в первые годы реализации национального проекта отмечался приток кадров в первичную медицинскую сеть, то в настоящее время налицо кадровый дефицит по ряду специальностей, в том числе в амбулаторном звене. К поиску путей решения привлекаются институты гражданского общества, неоднократно данный вопрос рассматривался на заседании Общественного совета по защите прав пациентов, а также на заседаниях областной думы.

В результате совместной работы с комитетом социального обеспечения администрации Курской области были утверждены государственные стандарты социального обслуживания населения области. Учреждения приведены в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Приняты меры по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, детей, в том числе по укреплению материально-технической базы, обеспечению техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, внедрена система внутреннего контроля качества предоставляемых социальных услуг. Повысился уровень подготовки специалистов. Финансирование учреждений социального обслуживания населения в 2010 г. составило более 800 млн. руб. (рис. 7).

Однако нерешенных проблем в отрасли остается много. Так, на территории области материальная база ряда учреждений, оказывающих педиатрическую помощь, социально значимые виды медицинской помощи, а также учреждений системы социального обеспечения до сих пор не в полной мере соответствует современным требованиям. Эти вопросы неоднократно обсуждались в администрации области, предпринимаются меры для их решения.

Сохраняется дефицит учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, семьи и детей. На конец 2010 г. очередь для направления на стационарное социальное обслуживание составляла 93 человека. По-прежнему материально-техническая база ряда учреждений, как и качество услуг, не в полной мере соответствует национальным стандартам, и мы постоянно работаем над устранением этих недостатков.
В связи с выявляемыми нарушениями на территории области была принята областная программа по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в 2009–2011 гг., в рамках которой уже освоено более 40 млн. руб.

В течение отчетного периода деятельность нашего управления широко освещалась в средствах массовой информации области, в газетах, на телеэкране, а также на встречах с гражданами. На наш взгляд, именно это плюс рост значимости Федеральной службы, удовлетворенности граждан результатами рассмотрения обращений служат причиной увеличения обращений граждан в управление с жалобами и проблемами, возникающими в процессе получения медицинской и лекарственной помощи. Хотя, конечно, не стоит забывать о вышеперечисленных трудностях и недостатках. Не будь их – не было бы и поводов для обращений.

Улучшение работы по обеспечению необходимыми лекарственными средствами подтверждается снижением на 15% числа обоснованных жалоб, несмотря на отмечающийся рост количества необеспеченных рецептов и рецептов на отсроченном обеспечении.

Нельзя не сказать и о том, что недостаточность действенных рычагов влияния не способствует повышению эффективности контрольно-надзорных мероприятий. На наш взгляд, передача части полномочий с федерального на региональный уровень не сказалась положительно на результатах деятельности.

С 2006 г. управление работает с администрацией Курской области и комитетом здравоохранения по вопросу создания предприятия по уничтожению недоброкачественных лекарственных средств и лекарств с истекшим сроком годности. К сожалению, до настоящего времени проблема не решена.

На территории области создан региональный центр мониторинга лекарственных средств. В 2010 г. совместно с комитетом здравоохранения проводилась работа с главными врачами, начмедами, лицами, ответственными за отслеживание нежелательных побочных реакций. Эта работа продолжается.

Определенные трудности возникают из-за небольшой штатной численности управления. Но, несмотря на высокую нагрузку, коллектив сплочен, текучести кадров в управлении нет, обеспечена полная взаимозаменяемость специалистов. Мы понимаем, что только упорная систематическая работа, тесное взаимодействие со всеми ветвями власти на местах, работа с населением, повышение качества медицинской помощи на всех ее этапах позволят медицинской службе нашей области в ближайшем будущем достичь намеченных результатов: снизить смертность, повысить рождаемость, сохранить трудовые ресурсы и здоровье граждан.

Рисунки - в приложении


Специалистам здравоохранения