Аспекты деятельности заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе по обеспечению качества медицинской помощи

 5358

Аспекты деятельности заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе по обеспечению качества медицинской помощи
Е.А. Васильев1, 2, к.м.н., доцент, руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Оренбургской области, rzn56r@bk.ru;
С.М. Чакрыгина1, начальник отдела организации контроля качества медицинской помощи населению;
Т.Д. Бровикова1, старший государственный инспектор отдела организации контроля качества медицинской помощи населению;
Р.Р. Байтурина1, главный специалист-эксперт отдела организации контроля качества медицинской помощи населению;
Л.В. Семёнова1, главный специалист-эксперт отдела организации контроля качества медицинской помощи населению.
1Территориальный орган Росздравнадзора по Оренбургской области, rzn56r@bk.ru
2Кафедра общественного здоровья и здравоохранения №1 Оренбургской государственной медицинской академии

Заместители главных врачей по клинико-экспертной работе, осуществляя внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, должны контролировать обязательное выполнение порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, особенно в части оснащенности медицинским оборудованием, что позволит обеспечить должное качество медицинской помощи.

Повышение качества и доступности медицинской помощи становится важнейшей составляющей политики государства, поскольку качество работы системы здравоохранения во многом определяет уровень здоровья и качество жизни населения [7]. В условиях модернизации отечественного здравоохранения, которая была обусловлена в т. ч. и неудовлетворенностью населения качеством и доступностью медицинской помощи, повышаются требования к организации работы по внутреннему контролю качества медицинской помощи.

Среди руководителей медицинских организаций и их заместителей сформировался стереотип деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи, заключающийся в преобладании функции контроля за деятельностью. При этом не рассматриваются как значимые такие существенные функции управления, как планирование, организация, координация [8].

Недостаточное внимание в т. ч. вопросам соответствия медицинских учреждений установленным порядкам и стандартам медицинской помощи приводит к невыполнению требований по оснащению медицинским оборудованием кабинетов и отделений и, как следствие, к невыполнению набора диагностических исследований, лечебных процедур. Невыполнение порядков оказания медицинской помощи и стандартов не позволяет обеспечить должное качество медицинской помощи.

В настоящее время нарушения порядков и стандартов, выполнение которых носит с 01.01.2013 обязательный характер, выявляются Росздравнадзором практически во всех проверяемых медицинских организациях [1, 5].

Территориальный орган Росздравнадзора по Оренбургской области в соответствии со своими полномочиями осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок, в т. ч. соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи [3]. Организация и проведение государственного контроля регламентируется Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. №1152 [2].

К наиболее частым нарушениям, которые выявлялись специалистами Росздравнадзора в ходе проверок, относится несоблюдение утвержденных стандартов в части отсутствия необходимых консультаций специалистов, а также неполное проведение диагностических и лечебных мероприятий. Это является следствием недостаточной укомплектованности медицинских организаций врачебными кадрами, отсутствия необходимого медицинского оборудования и должного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Иногда даже при наличии дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования в некоторых больницах отсутствует элементарное оснащение: функциональные кровати, пеленальные столы, негатоскопы.

Территориальным органом по итогам проверок руководителям учреждений выдаются предписания об устранении нарушений. В администрации городов и районов, в министерство здравоохранения области направляются информационные письма и акты проверок для принятия решений, в первую очередь для организационных мероприятий и укрепления материально-технической базы медицинских организаций.

Заместители главных врачей по клинико-экспертной работе (КЭР) участвуют в организации работы по внутреннему контролю качества медицинской помощи. Главная цель внутреннего контроля -- обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества.

Полномочия заместителей главных врачей по КЭР регламентированы приказом Минздрава России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» [3]. В каждом медицинском учреждении в соответствии с приказом создается врачебная комиссия, которая помимо прочих функций осуществляет:

- принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;
- оценку качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в т. ч. назначения лекарственных препаратов;
- оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
- разработку мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
- изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти;
- организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- рассмотрение обращений (жалоб) граждан.

Именно заместители главных врачей по КЭР в каждой медицинской организации должны сопоставлять результаты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с данными государственного и ведомственного контроля, обсуждать их на оперативных совещаниях, врачебной комиссии в целях разработки и принятия необходимых корректирующих мер. Постоянный мониторинг результатов со стороны заместителей главных врачей по КЭР позволит оценить правильность и оперативность принятых управленческих решений, направленных на совершенствование организации медицинской помощи.

Еще один аргумент в пользу расширения полномочий заместителей главных врачей по КЭР заключается в следующем. Управлением Росздравнадзора за последние два года рассмотрено более 400 обращений граждан, в которых вопросы слабой организации оказания медицинской помощи составляют 16--20%. Основные вопросы граждан связаны с их неудовлетворенностью качеством и доступностью медицинской помощи из-за отсутствия узких специалистов в поликлиниках, наличия очереди на обследование, недостаточного обеспечения льготных категорий граждан медикаментами, незаконного получения средств с населения. К сожалению, руководители медицинских организаций не всегда оперативно реагируют на обращения, часто отсутствуют специалисты, способные разрешить конфликтную ситуацию на месте. В настоящее время в каждой третьей из проверенных медицинских организаций по-прежнему не решен вопрос об организации работы дежурных администраторов, к которым каждый гражданин мог бы обратиться при возникновении сложной ситуации.

Таким образом, в настоящее время деятельность заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе следует рассматривать в более широком аспекте современных требований по обеспечению доступности и качества медицинской помощи, т. к. от внутреннего контроля качества, планирования, организации медицинской помощи, обязательного соблюдения порядков и стандартов зависит уровень ее доступности и качества населению.

Источники
1. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 №1152 «Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности».
3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.12.2012 №1040н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения».
4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.12.2006 №905 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социально¬го развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи».
6. Распоряжение Министерства здравоохранения Оренбургской области от 28.08.2012 №1795 «Об организации работы врачебной комиссии медицинских организаций».
7. Линденбратен А.Л. Теоретические и практические аспекты организации управления качеством медицинской помощи // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2012. №3. С. 24–26.
8. Дудко А.Н., Кицул И.С. Влияние управленческих факторов на качество медицинской помощи // Медицинский альманах. 2011. №1. С. 14–17.



Специалистам здравоохранения