Аспекты деятельности заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе по обеспечению качества медицинской помощи

 2992

Аспекты деятельности заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе по обеспечению качества медицинской помощи
Е.А. ВАСИЛЬЕВ 1,2 , к.м.н., доцент, руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Оренбургской области;С.М. ЧАКРЫГИНА 1, начальник отдела организации контроля качества медицинской помощи населению;Т.Д. БРОВИКОВА 1, старший государственный инспектор отдела организации контроля качества медицинской помощи населению;Р.Р. БАЙТУРИНА 1, главный специалист-эксперт отдела организации контроля качества медицинской помощи населению;Л.В. СЕМЁНОВА 1, главный специалист-эксперт отдела органи-зации контроля качества медицинской помощи населению.

1 Территориальный орган Росздравнадзора по Оренбургской области
2 Кафедра общественного здоровья и здравоохранения №1 Оренбургской государственной медицинской академии

Повышение качества и доступности медицинской помощи  становится  важнейшей  составляющей политики государства, поскольку качество работы  системы  здравоохранения  во  многом  определяет уровень здоровья и качество жизни населения [7]. В условиях  модернизации  отечественного  здравоохранения,  которая  была  обусловлена  в  т.  ч.  и  неудовлетворенностью населения качеством и доступностью медицинской  помощи,  повышаются  требования  к  организации  работы  по  внутреннему  контролю  качества  медицинской помощи.

Среди руководителей медицинских организаций и их заместителей  сформировался  стереотип  деятельности  в сфере  обеспечения  качества  медицинской  помощи,  заключающийся в преобладании функции контроля за деятельностью. При этом не рассматриваются как значимые такие существенные функции управления, как планирование, организация, координация [8].

Недостаточное внимание, в т. ч. к вопросам соответствия  медицинских  учреждений  установленным  порядкам и стандартам медицинской помощи, приводит к невыполнению  требований  по  оснащению  медицинским оборудованием кабинетов и отделений и, как следствие, к невыполнению набора диагностических исследований, лечебных  процедур.  Невыполнение  порядков  оказания медицинской помощи и стандартов не позволяет обеспечить должное качество медицинской помощи.

В настоящее время нарушения порядков и стандартов,выполнение  которых  носит  с  01.01.2013  обязательный характер, выявляются Росздравнадзором практически во всех проверяемых медицинских организациях [1, 5].

Территориальный  орган  Росздравнадзора  по  Оренбургской области в соответствии со своими полномочиями  осуществляет  государственный  контроль  качества  и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок, в т. ч. соблюдения порядков оказания медицинской  помощи  и  стандартов  медицинской  помощи [3]. Организация и проведение государственного контроля  регламентируется  Положением  о  государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. №1152 [2].

К наиболее частым нарушениям, которые выявлялись специалистами Росздравнадзора в ходе проверок, относится  несоблюдение  утвержденных  стандартов  в  части отсутствия  необходимых  консультаций  специалистов, а также неполное проведение диагностических и лечебных мероприятий.  Это  является  следствием  недостаточной укомплектованности  медицинских  организаций  врачебными  кадрами,  отсутствия  необходимого  медицинского оборудования и должного внутреннего контроля качества  и  безопасности  медицинской  деятельности.  Иногда даже при наличии дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования  в  некоторых  больницах  отсутствует элементарное оснащение: функциональные кровати, пеленальные столы, негатоскопы.

Территориальным органом по итогам проверок руководителям учреждений выдаются предписания об устранении нарушений. В администрации городов и районов, в министерство  здравоохранения  области  направляются информационные письма и акты проверок для принятия решений, в первую очередь для организационных мероприятий  и  укрепления  материально-технической  базы медицинских организаций.

Заместители  главных  врачей  по  клинико-экспертной работе  (КЭР)  участвуют  в  организации  работы  по  внутреннему контролю качества медицинской помощи. Главная  цель  внутреннего  контроля  —  обеспечение  прав граждан  на  получение  медицинской  помощи  необходимого объема и надлежащего качества.

Полномочия заместителей главных врачей по КЭР регламентированы  приказом  Минздрава  России  от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» [3]. В каждом медицинском учреждении в соответствии с приказом создается врачебная комиссия, которая, помимо прочих функций, осуществляет:

  • принятие решений по вопросам профилактики, диагно-стики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;
  • оценку качества, обоснованности и эффективности ле-чебно-диагностических мероприятий, в т. ч. назначения лекарственных препаратов;
  • оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
  • разработку мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
  • изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти;
  • организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • рассмотрение обращений (жалоб) граждан.
Именно заместители главных врачей по КЭР в каждой медицинской организации должны сопоставлять результаты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской  деятельности  с  данными  государственного  и ведомственного контроля, обсуждать их на оперативных совещаниях  врачебной  комиссии  в  целях  разработки  и принятия  необходимых  корректирующих  мер.  Постоянный  мониторинг  результатов  со  стороны  заместителей главных врачей по КЭР позволит оценить правильность и оперативность  принятых  управленческих  решений,  направленных  на  совершенствование  организации  медицинской помощи.

Еще один аргумент в пользу расширения полномочий заместителей главных врачей по КЭР заключается в следующем.  Управлением  Росздравнадзора  за  последние два  года  рассмотрено  более  400  обращений  граждан,  в которых  вопросы  слабой  организации  оказания  медицинской помощи составляют 16—20%. Основные вопросы граждан связаны с их неудовлетворенностью качеством и доступностью медицинской помощи из-за отсутствия узких специалистов в поликлиниках, наличия очереди на обследование, недостаточного обеспечения льготных категорий граждан медикаментами, незаконного получения средств с населения. К сожалению, руководители медицинских организаций не всегда оперативно реагируют  на  обращения,  часто  отсутствуют  специалисты, способные разрешить конфликтную ситуацию на месте.

В настоящее время в каждой третьей из проверенных медицинских  организаций  попрежнему  не  решен  вопрос об организации работы дежурных администраторов, к которым каждый гражданин мог бы обратиться при возникновении сложной ситуации.

Таким образом, в настоящее время деятельность заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе следует  рассматривать  в  более  широком  аспекте  современных требований по обеспечению доступности и качества медицинской помощи, т. к. от внутреннего контроля качества,  планирования,  организации  медицинской  помощи, обязательного соблюдения порядков и стандартов зависит уровень ее доступности и качества населению.

Список источников вы можете запросить в редакции.



Специалистам здравоохранения