Анализ изменения структуры, видов, объемов и стоимости стоматологической помощи населению г. Хабаровска

 3044

 Анализ изменения структуры, видов, объемов и стоимости стоматологической помощи населению г. Хабаровска
С.М. ЧЕРКАСОВ1, аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения, О.П. ГНАТЮК1,2, д.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Хабаровскому краю,   О.В. ЛЕМЕЩЕНКО1, к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохраненияЕ.Б. ГАНИЧЕВА1, курсант кафедры общественного здоровья и здравоохранения
1ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России;
2Территориальный органа Росздравнадзора по Хабаровскому краю


Конкурентоспособность производителей услуг является важным фактором для их востребованности потребителями. Возрастающие потребности населения, развитие наукоемких технологий, реформирование отрасли приводят к тому, что в стоматологии формируется несколько групп производителей стоматологических услуг, оказывающих помощь различным категориям населения: государственные лечебно-профилактические учреждения, городские муниципальные, федеральные стоматологические клиники, бывшие ведомственные клиники, частные клиники. Различный ценовой диапазон, оснащенность и мощность учреждений оказывают влияние на качество, виды и объемы предоставляемых услуг и формируют определенные тенденции и перспективы оказания стоматологической помощи населению.

Государственная стоматология развивается не менее интенсивно, чем коммерческая. Повышается уровень качества оказываемых услуг, проводятся реформы в образовательной сфере, финансируются целевые программы. Тем не менее остаются вопросы, от решения которых зависит очень многое [3].

Материалы и методы исследования. Для суждения о перспективе формирования предложений на рынке медицинских услуг Хабаровска был проведен анализ данных Росздравнадзора и Хабаровскстата в области сферы стоматологических услуг. Полученные данные обработаны в MS Excel.

Обсуждение результатов. Анализ динамики структуры ЛПУ стоматологического профиля показывает, что в начале 1990-х гг. в Хабаровске преобладали государственные лечебно-профилактические учреждения [1, 2]. С развитием рыночных отношений сформировалась тенденция оттока значительной части пациентов в ЛПУ негосударственного сектора. Возросшие потребности населения способствовали открытию большого числа частных стоматологических учреждений (рис. 1).
 
За последние 10 лет количество частных стоматологических учреждений возросло в 3,65 раза (с 43 в 2003 г. до 157 в 2013 г.), в то время как в государственном секторе отмечается уменьшение числа ЛПУ.

Рост числа мелких производителей услуг способствовал развитию конкуренции, выражающейся в различном ценовом ассортименте, уровне качества оказания медицинской помощи, разнообразии предлагаемых услуг и применяемого оборудования.

Обследование ЛПУ стоматологического профиля, проведенное Росздравнадзором в 2010–2013 гг. на основании данных лицензирования, показывает, что производители стоматологических услуг Хабаровска представлены государственной системой здравоохранения, включающей федеральные стоматологические клиники, государственные муниципальные, городские муниципальные (до октября 2013 г., когда была проведена реорганизация учреждений, с изменением организационно-правовой формы муниципальных клиник на краевые); бывшими ведомственными клиниками (ныне акционерные общества) и частными клиниками. Государственная система здравоохранения и ведомственные клиники в большинстве случаев не всегда используют современные технологии из-за недостатка финансовых средств. Оборудование этих клиник уступает оборудованию коммерческих клиник вследствие проведения аукционов, где побеждает и продает оборудование и материалы фирма с меньшей стоимостью товара, что зачастую отражается на его качестве, в то время как в частных структурах выше уровень мотиваций вкладывать прибыль в обновление медицинских технологий. Это уменьшает конкурентоспособность клиники и приводит к снижению продуктивности и простою стоматологического кресла. К тому же в некоторых государственных клиниках прием ведут врачи, не располагающие должными знаниями по применению современных технологий международного уровня. В этой связи коммерческие стоматологические клиники находятся в лучших конкурентных условиях и могут позволить себе вести прием на более качественном и надежном оборудовании, пользоваться высокими технологиями и материально-техническим обеспечением, что приводит к более высоким результатам в лечении пациентов.

Наиболее распространенной услугой в государственном и частном стоматологических секторах Хабаровска при лечении адентии является изготовление различных видов коронок и зубных протезов. Объемы выполнения работ отличаются в муниципальных и коммерческих ЛПУ. В таблице 1 представлены среднемесячные объемы работ, выполняемые врачами -- стоматологами ЛПУ различных форм собственности (на 1 врача стоматолога-ортопеда).

Как следует из таблицы 1, среднемесячные объемы работ, выполняемых врачами в частных и государственных стоматологических ЛПУ, различаются по видам. Так, в государственном секторе преобладает применение штампованных коронок и частичных съемных протезов, в то время как в частном -- более дорогостоящие и вместе с тем более эстетичные и практичные металлокерамика и керамика на оксиде циркония. Причем металлокерамические коронки на имплантатах чаще изготавливаются в ЛПУ коммерческого сектора. Полные съемные и литые конструкции используются в стоматологических учреждениях различных форм собственности с равной частотой.

Помимо объемов оказания помощи в учреждениях различной формы собственности различается и стоимость оказания услуг. Во всех государственных клиниках Хабаровска стоимость услуг находится в одном ценовом диапазоне, который несколько ниже средней стоимости услуг, предоставляемых в коммерческих ЛПУ. Частные стоматологические учреждения работают в разных ценовых сегментах, предлагая стоматологическую помощь от эконом- до бизнес-класса. Цена и качество находятся в сильной зависимости друг от друга во всех ЛПУ различных форм собственности. Клиники, работающие в дорогом ценовом сегменте, могут себе позволить сотрудничать с зуботехническими лабораториями, производящими товары и услуги высокого качества, использовать импортные дорогостоящие материалы и оборудование.

В связи с тем, что Хабаровск находится в непосредственной близости от китайских клиник, оказывающих стоматологические услуги в городах Фуюань, Жаохэ, Удалянчи, Хэйхэ и др., стоматологические клиники города вынуждены конкурировать по ценам и видам предоставляемых услуг с приграничными клиниками этой страны. Но если китайские клиники имеют возможность не повышать цены на стоматологические услуги из-за относительного благополучия экономики КНР, то средние потребительские цены на стоматологическую помощь в России каждый год растут, что связано с общим ростом цен и уровнем инфляции. Изменение стоимости различных видов услуг в Хабаровске происходит неравномерно, что наглядно представлено в таблице 2.


Общий рост цен способствовал увеличению стоимости стоматологических услуг в 1,38--2,05 раза за последние 5 лет.

Наиболее дорогостоящим видом помощи было и остается изготовление съемного протеза. К тому же стоимость этого вида услуги, так же как и стоимость изготовления коронки, за последние пять лет возросла практически в два раза, в то время как цена на прочие наиболее распространенные услуги увеличилась в среднем на 53,19 ± 1,23%.

Заключение

Анализ ситуации на рынке стоматологических услуг г. Хабаровска показал значительное увеличение доли коммерческих учреждений среди всех ЛПУ, оказывающих стоматологическую помощь населению Хабаровска (1996 г. -- 43,24%, 2003 г. -- 72,88%, 2013 г. -- 93,45%). При этом структура объемов помощи, оказываемая государственными и частными ЛПУ, различается. В первых преобладает изготовление штампованных коронок и частично съемных протезов, во вторых -- металлокерамика и керамика на оксиде циркония на имплантатах.

Литература
1.    Галеса С.А. Научное обоснование организации стоматологической помощи в территории с низкой плотностью населения в новых социально-экономических условиях (на примере Хабаровского края). Автореф. дисс. 14.00.33/ С.А. Галеса. Хабаровск, 2004.
2.    Курбетьев С.Г. Научное обоснование системы управления качеством и эффективностью стоматологической помощи в медицинских учреждениях с различной формой собственности в условиях рынка (на примере Хабаровского края): автореф. дисс. 14.00.33/ С.Г. Курбетьев. Хабаровск, 2006.
3.    Янушевич О.О. интернет-ресурс «О проблемах российской стоматологии». URL: http://xn--80agpkdlcbvkd5n.xn--p1ai/video/oo_yanushevich_o_problemah_rossiyskoy_stomatologii#i308






Специалистам здравоохранения