Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийФармрынок

Реклама




Главная / Врачам

27.02.2018

Витаминно-минеральные комплексы для детей в период активной социальной адаптации

Журнал "Медицинский совет. Педиатрия" № 2, 2018г.

DOI: http://dx.doi.org/10.21518/2079-701X-2018-2-52-57

В. М. Коденцова, д.б.н., профессор, Д. В. Рисник, к.б.н. Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, РФ

Субнормальная форма недостаточности витаминов представляет собой угрозу для нормального роста и развития ребенка. Сниженная обеспеченность витаминами А, РР, В6, В12, Е ассоциируется со снижением иммунитета, повышает риск задержки физического развития и формирования функциональных заболеваний. По данным за 2015–2017 гг. независимо от места проживания, картина витаминной обеспеченности детей дошкольного и школьного возраста практически одинакова: обеспечен всеми витаминами лишь каждый четвертый-пятый ребенок. До 50% детей находятся в состоянии полигиповитаминоза, (т. е. недостатка 3 и более витаминов). В условиях недостаточного производства обогащенных витаминами пищевых продуктов основным способом устранения витаминной недостаточности является использование витаминно-минеральных комплексов. Существование межвитаминных взаимодействий, а также высокая частота встречаемости среди детского населения именно полигиповитаминозных состояний служат основанием для применения витаминно-минеральных комплексов (ВМК). Прием ВМК более эффективен по сравнению с применением моновитаминов. При выборе ВМК для детей следует отдавать предпочтение комплексам, содержащим полный набор витаминов, причем в количестве, сопоставимом с возрастным рекомендуемым потреблением, и ряд минеральных веществ, дефицит которых наиболее часто обнаруживается у населения России. Эффект систематического потребления обогащенных витаминами пищевых продуктов и/или ВМК проявляется в повышении уровня витаминов в плазме крови, снижении частоты полигиповитаминозов, увеличении количества адекватно обеспеченных всеми витаминами детей.


Недостаточность витаминов в питании и здоровье детей 

По образному выражению академика В.А. Энгельгардта, «витамины проявляют себя не своим присутствием, а своим отсутствием». В современных условиях уже нет речи об авитаминозах того или иного витамина, скорее, на практике встречаются гиповитаминозные состояния, при которых наблюдается снижение запасов витаминов в организме, сопровождающееся возникновением ряда микросимптомов витаминной недостаточности. Еще чаще встречается субнормальная обеспеченность витаминами (маргинальная или биохимическая форма витаминной недостаточности) - доклиническая стадия дефицита витаминов, проявляющаяся в нарушении метаболических реакций, в которых участвует данный витамин. Субнормальная витаминная недостаточность выявляется биохимическими методами по содержанию витаминов в крови или моче. Между тем даже такая форма недостаточности витаминов представляет собой угрозу для нормального роста и развития ребенка.

Считается, что основная роль в регуляции иммунной функции принадлежит витаминам D и А [1]. Даже незначительный дефицит витаминов А и С приводит к повышению чувствительности организма к инфекциям. Поступление в организм ребенка достаточных количеств витамина А является обязательным условием для дифференцировки клеток иммунной системы, барьерной функции слизистых оболочек. Недостаток цинка, являющегося компонентом супероксиддисмутазы, также может приводить к снижению иммунитета. Дефицит селена повышает вероятность инфекционных заболеваний. С использованием современных методов интеллектуального анализа данных было установлено, что сниженная обеспеченность витаминами А, РР, В6, В12, Е статистически значимо ассоциировалась со снижением иммунитета, повышенной массой тела, сниженной активностью систем детоксикации организма ребенка, повышенной частотой приступов астмы, головными болями (вегето-сосудистая дистония) и миопией [2]. 

Установлено, что дефицит витаминов А, С, D, В6 и В12 ассоциируется с увеличением в 1,4-6,9 раза риска повышения в крови повышенных концентраций органических веществ техногенного происхождения, а неблагоприятные экологические условия способствуют возникновению недостаточности витаминов [3]. У детей с субклиническим полигиповитаминозом в условиях техногенной нагрузки токсикантами возрастает напряженность эритропоэза, снижается активность пролиферативных процессов лимфомоноцитарного ростка, клеточных факторов неспецифической резистентности, снижается активность системы антиоксидантной защиты [3]. 

В моделях на растущих крысах показано, что выраженный хронический полигиповитаминоз приводит к нарушению обмена веществ и, как следствие, к снижению адаптационного потенциала организма. При сочетанном дефиците всех витаминов происходило усиление апоптоза клеток печени, ухудшение клеточного иммунитета (лимфоцитопения, снижение уровня Т-лимфоцитов, Т-хелперов и повышение уровня цитотоксических Т-лимфоцитов), уменьшение среднего объема эритроцита и среднего содержания гемоглобина в эритроците, лейкоцитопения, повышение уровня глюкозы в крови, ухудшение антиоксидантного статуса организма, снижение уровня коэнзима Q10, наблюдалось изменение активности ферментов метаболизма лекарственных средств (конечного эффекта лекарства) [4].

Недостаточная обеспеченность детей витаминами А, С, D, В6 и В12 повышает риск задержки темпов физического развития в 2 раза, формирования функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта в 1,3 раза, заболеваний органов дыхания и кожи аллергического характера - в 2,1- 2,3 раза, функциональных расстройств нервной системы - в 2-3 раза, патологии опорно-двигательного аппарата - в 4,1 раза [5].

Дети в период активной социальной адаптации в связи с началом посещения детских дошкольных учреждений, начальной школы относятся к группе риска возникновения дефицитов витаминов. Установлена прямая корреляционная связь повышенной интеллектуальной и сенсорной составляющих образовательного процесса, а также общего показателя напряженности учебного труда с частотой формирования у детей расстройств вегетативной нервной системы и заболеваний опорно-двигательного аппарата [6]. Таким образом, высокие учебные нагрузки у детей, являясь по своей природе социальными, влекут неизбежные медицинские последствия, негативно влияя на заболеваемость детского населения.



Потребление с пищей витаминов и минеральных веществ 

Естественным образом организм получает витамины из пищевых продуктов. Однако получить необходимое их количество с пищей оказывается не всегда возможным. По данным Федеральной службы государственной статистики, значительная часть детей потребляет основные продукты-витаминоносители в недостаточном количестве [7]. Так, только половина детей потребляет молоко ежедневно, 35% - несколько раз в неделю [8]. Пищевая ценность продуктов и блюд значительно снижается также при использовании современных технологий промышленного производства и способов приготовления пищи.

Обеспеченность витаминами детей дошкольного и школьного возраста 

Большая часть публикаций по оценке витаминного статуса детей посвящена исследованию содержания в крови одного витамина. В последние годы особое внимание уделяется витамину D, недостаток которого выявлен у значительной части детского населения России [9]. У детей третьего года жизни частота недостатка этого витамина возрастает, достигая 62,1 и 24,8%. В возрасте от 7 до 14 лет обеспечены витамином D (уровень 25(OH)D в плазме крови более 30 нг/мл) не более 10% детей Центрального и Северо-Западного регионов России (n = 790) [10]. У школьников коренной национальности Севера достаточно часто выявлялся дефицит витаминов А, С, Е [11]. 

Значительно меньше работ по оценке обеспеченности детей несколькими витаминами. В последние 3 года появились публикации по оценке витаминной обеспеченности детей из разных регионов по концентрации витаминов А, С, Е, фолатов, В12 в крови или с помощью неинвазивных методов по экскреции витаминов С, В1, В2, В6 или их метаболитов с мочой. Анализ этих публикаций позволил выявить особенности витаминного статуса в целом по стране. На рисунке 1 представлено относительное количество детей, обеспеченных всеми витаминами, и детей с полигиповитаминозом по результатам исследования витаминной обеспеченности, проведенных разными авторами в период 2015-2017 гг. [5, 12-16]. Как следует из этого рисунка, обеспечен всеми витаминами лишь каждый четвертый-пятый ребенок. До 50% детей находятся в состоянии полигиповитаминоза, т. е. испытывают сочетанную недостаточность 3 и более витаминов. Независимо от места проживания, картина витаминной обеспеченности детей практически одинакова [15]. Таким образом, неоптимальная обеспеченность организма детей одновременно несколькими витаминами является широко распространенным явлением как среди здоровых, так и больных детей всех возрастов. Анализ обеспеченности организма детей витаминами в зависимости от приема поливитаминных комплексов показал, что дети, принимающие витамины, обеспечены витаминами лучше, а недостаток витаминов встречается у них реже по сравнению с детьми, не принимающими витамины [12, 13].

Пути коррекции микронутриентной недостаточности 

Проблема коррекции витаминной недостаточности у населения актуальна во всех странах. Мировая практика показывает, что восполнить недостающее количество витаминов можно путем обогащения рациона этими незаменимыми пищевыми веществами. Одним из путей является технологическая модификация пищевых продуктов, т. е. непосредственное добавление в пищевой продукт витамина или их смеси в процессе производства [17], особенно пищевых продуктов массового потребления,  т. е. потребляемых регулярно и повсеместно в питания детей старше 3 лет и взрослых (молоко, хлеб, напитки и др.). Одна порция обогащенных (витаминизированных) продуктов содержит от 15 до 50% от рекомендуемого суточного потребления витаминов и/или минеральных веществ. Доказана эффективность использования обогащенных продуктов для опттимизации витаминного статуса детей [18]. Однако в Российской Федерации, несмотря на то что использование витаминизированных пищевых продуктов является наиболее физиологичным, обогащение пищевой продукции проводится в недостаточном объеме по инициативе отдельных изготовителей этих продуктов [17]. 

Периодически в отношении витаминов возникают необоснованные заблуждения типа «синтетические витамины плохо усваиваются», «витамины - лекарства, их назначает врач», «витамины вызывают аллергию», «импортные витамины лучше отечественных». Между тем многократно доказано, что химически синтезированные витамины усваиваются организмом, к тому же многие из витаминов (В2, В12, К2) в настоящее время получают микробным синтезом (т. е. назвать их синтетическими уже нельзя). Витамины - это пищевые вещества, они постоянно присутствуют в нашей пище и организме, принимать их можно без назначения врача, строго следуя инструкции по применению, касающейся доз, сроков применения и возрастных рекомендаций. Аллергические заболевания, наоборот, лечат на фоне назначения перорального приема витаминов [16]. Синтез cубстанций витаминов в нашей стране не осуществляется, все витамины только импортного производства, в России осуществляется только смешивание индивидуальных витаминов и таблетирование или расфасовка готовых форм в потребительскую упаковку. 




Ключевые слова: витаминно-минеральные комплексы, дети, дефицит витаминов, полигиповитаминоз, обогащенные пищевые продукты
 

Последние статьи

Мероприятия

     2018
След. год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Фармацевтам