Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Кадровый рынок / Статьи

07.10.2009

Какой же он, "идеальный" сотрудник?

Константин Левицкий, консультант юридической компании «ДЕЛКОН ПАРТНЕРС»

Наверное, периодически возникающее взаимное недовольство начальства и подчиненных – это даже не неизбежное зло, а просто необходимое условие любого действующего, живого и развивающегося корпоративного организма…

В любой семье регулярно возникают ситуации непонимания и недовольства, высказываются сторонами претензии по поводу родительского узурпаторства или подросткового эгоизма и т.д. Но бывают счастливые минуты, когда родители с удивлением и радостью замечают, что дети уже подросли, и демонстрируют эту взрослость не в упрямом противостоянии разумным запретам, а в способности брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Такие счастливые минуты бывают и в жизни компании. Например, когда руководитель возвращается из отпуска и видит, что его ждет не ворох накопившихся проблем, а безукоризненно работающие механизмы их разрешения. Когда младшие партнеры самостоятельно распределяют между собой части проекта, подстраховывают друг друга, и если даже скрывают небольшие промахи от начальства, то лишь затем, чтобы помочь друг другу их исправить, не пытаясь выслужиться на фоне ошибки коллеги. Или когда зам с азартом «натаскивает» молодежь, не боясь, что кто-то из них перепрыгнет через его голову и займет место ушедшего на повышение или на пенсию шефа… К сожалению, такая идиллическая картина бывает далеко не в каждом офисе. И даже там, где она бывает, это случается реже, чем того хотелось бы. Как, собственно, и в семье – даже самой, на первый взгляд, благополучной.

На протяжении года мы поднимали самые разные аспекты практической психологии взаимоотношений в команде. И говорили, в основном, об отклонениях и нарушениях – о том, что мешает нормальной продуктивной работе корпоративного организма. Теперь пришло время подвести некоторые итоги. Только на этот раз мы рассмотрим не столько корпоративные отношения, сколько главный действующий персонаж – личность сотрудника.
Есть такой психологический тест. Сначала человека спрашивают, какой уровень дохода он считает для себя необходимым и достаточным (с поправкой на перспективу роста). Потом просят представить – он выиграл в лотерею пожизненную ренту как раз в таком объеме, который он назвал. Чем бы он тогда занялся? А если бы за это занятие пришлось выплачивать 10% дохода? 15%? 25%?

В идеале сотрудник должен быть замотивирован на свою деятельность настолько, чтобы быть готовым приплачивать за любимую работу. Конечно, это не исключает заинтересованности в финансовых результатах; вопрос лишь в том – что первично. Недавно мне попалось на глаза одно исследование, в котором утверждается, что даже среди игроков на рынке Forex наиболее успешны те, кого интересует не размер выигрыша, а оттачивание профессионализма трейдера.
Но речь идет не просто о своем деле, а о деле своей компании, ее команде, людях. Выражаясь математически, профессионализм нужно умножить на «социальный коэффициент», т.е. степень готовности отодвигать свои интересы, планы, амбиции ради пользы команды или поддержки ее слабого звена. Вопрос формулируется просто: можно ли сравнить удовлетворение, которое получает сотрудник от личного успеха, с радостью за успех коллеги? Или – возвращаясь к более жестким формулировкам – насколько применимо к сотруднику высказывание «успех товарища – пятно на моем мундире»?

Помимо психологической атмосферы в компании, подобные характеристики указывают и на чисто деловые качества их носителя. Готовность делиться – знаниями, информацией, территорией – указывает на готовность обучаться и без комплексов уязвленного самолюбия принимать помощь в интересах дела.

Однако мало того, чтобы сотрудник был патриотом своей компании (но не корпоративным шовинистом!). Если он будет рассматривать внешний мир, в том числе клиентов, через узкую бойницу лозунга «вокруг – враги!», то в числе его клиентов со временем действительно останутся лишь те, в чей жизненный сценарий входит противостояние с партнерами как ведущий мотив взаимодействия.

Известный американский специалист в области консалтинга Дэвид Майстер, на которого мы уже не раз ссылались в этом цикле публикаций, уверен, что «клиента нужно… любить, даже если это трудно». Если любить не получается, нужно расставаться, потому что вы все равно не принесете ему большой пользы, а он вам – больших денег.
А это упирается уже не в профессиональные, и даже не социально-коммуникативные качества сотрудника. Речь идет уже о его общечеловеческих, мировоззренческих характеристиках. В конце концов, работа для человека – это только пазл (или группа пазлов) в общей картине его жизни. Для того чтобы понять значение этого пазла, нужно увидеть – как выглядит общая картина, в которую этот пазл входит; с какими темами он граничит. Именно поэтому грамотные HR-технологи никогда не пройдут мимо такой графы резюме, как, например, «хобби».

Итак, мы определили концентрические круги характеристик сотрудника: отношение к делу; отношения с коллегами; отношения с клиентами, отношение к обществу вообще.

А теперь послушаем, как в соответствии с этими критериями характеризует своего помощника наш уже хороший знакомый по предыдущим публикациям Виктор Викторович. Судя по разговору, его сотруднику Михаилу явно светит крупный проект на территории заказчика. Но у заказчика есть сомнения по предложенной кандидатуре, и он просит более подробную характеристику.

- Как я отрекомендую Михаила? Ну, начнем с того, что он умеет излагать довольно сложные вещи простым доступным языком, и при этом чутко отслеживает – насколько собеседник его понимает. То есть, настроен не только на монолог, но и на обратную связь. Причем это распространяется и на клиентов, и на коллег, особенно на младших партнеров. Иногда я всерьез жалею, что он не преподает – так искренне радуется, когда у коллег что-то получается с его подачи… Есть ощущение, что успех коллеги или команды в целом его интересует не меньше, чем личные достижения. Кстати, в команде органически занимает позицию неформального и недирективного лидера. Правда, когда сталкивается с недобросовестностью – у клиентов ли, у коллег, – вся недирективность улетучивается… Пару раз я видел его реакции на подобные вещи – производит впечатление локомотива. По принципу: «мне вас жалко, но я поеду по рельсам – так положено». Педант? Пожалуй, нет; скорее – умеренный перфекционист, причем в равной степени по отношению к себе и к окружающим. Это с одной стороны, а с другой – педанты, насколько я видел по своей практике, пасуют перед нестандартными заданиями, форс-мажорами и прочими неожиданностями, которые в привычную схему не укладываются. Михаил в таких ситуациях не теряется, хотя и не спешит; интуиция у него хорошая, может предложить необычное решение. Но только если пропустит его через свой внутренний фильтр логических обоснований. Что? Трудоголик? Пожалуй, уже переболел. Нет, он может работать сутками, причем не только за непосредственное вознаграждение (хотя и это четко отслеживает), но и когда рассматривает проект как стратегический вклад в установление и развитие перспективных отношений. Похоже, в обоих случаях старается получить не только максимум выгоды, но и максимум удовольствия от самого процесса. По моим наблюдениям, примерно каждый седьмой-восьмой проект он берет на себя из чистого азарта, по принципу – а вам слабо? Нет, не заигрывается – я же говорю, он четко отслеживает, чтобы не остаться внакладе. Эти ситуации рассматривает, скорее, как площадку профессионального и/или личностного роста. Ну и потом, он, кажется, серьезно увлекается филателией и нумизматикой. А у трудоголиков-то на конкурентные интересы ни времени, ни желания не находится… Да, к вопросу о его непримиримости к недостаткам: насколько я мог видеть, стоит оппоненту признать свою неправоту, как Михаил мгновенно переключается с тяжелой артиллерии на бинт и пластырь. Но, опять же, в интересах дела – руку подаст, подняться поможет, а потом еще подтолкнет - для ускорения… Что говоришь? Где берем таких «золотых» работников? Растим, коллега, растим!..

Как обычно, подытожим список перечисленных Виктором Викторовичем качеств сотрудника и представим его в виде бабочки с распахнутыми крыльями . Рисунок можно сканировать, раскрасить и повесить в офисе. Проверено – действует, как своеобразный «кондиционер» атмосферы в коллективе…

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ? А ТЫ ПОПРОБУЙ!

Относиться к людям по-деловому

С

О

Т

Р

У

Д

Н

И

К

Относиться к людям по-человечески

Материальное вознаграждение

Психологическое удовлетворение

Внимательность к клиентам

Внимательность к коллегам

Фокусирование на работе

Фокусирование на людях

Думать о сегодняшнем

Заботиться о будущем

Увлеченно работать

Увлеченно играть

Уметь говорить

Уметь слушать

Быть жестким

Быть мягким

Развитие бизнеса

Развитие людей

Умение потребовать

Умение поддержать

Решать рационально

Решать интуитивно

Работать в одиночку

Работать в команде

Быть менеджером

Быть человеком


Последние статьи



Мероприятия

     2016
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.